Методическая разработка конкурса " Я исследователь"
методическая разработка (старшая группа)

Чернякова Любовь Юрьевна

Исследовательская деятельность " Где прячется эхо". 

Для исследования были поставлены следующие задачи:

1.Найти  информацию о таком явлении, как  эхо.

2.Проследить в каких местах эхо слышно, а в каких - нет.

3. Провести  исследования: подобрать необходимые материал и оборудование для проведения опытов:  пустая трехлитровая  банка,  кастрюля, бумага,  мяч, подушка,  спортивный мат.

4.Узнать, как эхо помогает людям.

5. Сделать вывод по проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotsegubova_.docx447.23 КБ

Предварительный просмотр:

Где прячется эхо?

Здравствуйте. Меня зовут Алевтина. Мне 5 лет. В начале октября  наша семья переехала в новую квартиру. Квартира была ещё пустая ,без мебели . Когда я первый раз зашла в неё  , закричала от радости : «Мама!» И мой крик почему-то раздался снова, хотя я крикнула всего лишь один раз. Я маме  задала вопрос: «Кто позвал  тебя еще раз?»   А мама мне сказала, что это эхо. Мама мне рассказала, что эхо живет и в городе, и в деревне, что его можно услышать везде. И еще она рассказала, что эхо – это очень интересное явление. Оно как отражение в зеркале, только эхо не видимое, но слышимое. Мамин рассказ мне очень понравился.   ( Фото 1 , Аля в пустой квартире)

Но ещё мама добавила, что когда в квартире появится мебель, будут висеть полки с книгами, эхо слышно не будет, так и случилось (Фото 2 в квартире с мебелью)

Я  решила узнать больше об этом явлении у воспитателей в  детском саду. Что такое эхо? Как оно появляется? Куда исчезает? Чтобы ответить на эти вопросы нужно  изучить, как  образуется эхо и как распространяется звук. Это и будет цель моей работы.

Для достижения цели, я поставила следующие задачи:        

1.  Найти  информацию о таком явлении, как  эхо.

2.Проследить в каких местах эхо слышно, а в каких - нет.

3. Провести  исследования: подобрать необходимые материал и оборудование для проведения опытов:  пустая трехлитровая  банка,  кастрюля, бумага,  мяч, подушка,  спортивный мат.

3.Узнать, как эхо помогает людям.

4.Выводы по проделанной работе.

Гипотеза: Я предположила, что эхо – это звук, которого мы не видим, но слышим и который повторяется.

                                     Результаты моего исследования

1. В детском саду воспитатели подготовили для меня рассказ об эхо и  дали мне домой энциклопедию, чтобы прочитала мама. ( Фото 3, мама читает  Але энциклопедию )

2. Из энциклопедии я узнала, что эхо – это звуковая волна, отраженная от какого-нибудь препятствия (или это явление, когда сказанное слово, песенка слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их).  И что эхо можно услышать только там, где много пустого места, и еще что эхо помогает людям.   ( Фото 4 из интернета)

Звук может распространяться не только в воздухе, но и в воде. Этим пользуются для определения глубины моря и изучения неровностей морского дна. Прибор, который для этого служит, называется эхолотом. ( Фото 5 эхолота) Он улавливает эхо, отраженное от дна. Скорость, с какой звук распространяется в воде хорошо известна исследователям . Чем быстрее вернулось эхо, тем меньше глубина.  Эхолот измеряет глубину моря и помогает кораблям не сесть на мель.

 А чтобы лучше изучить эхо мы провели  опыты с мамой дома и в детском саду с воспитателями.

 Первый опыт мы с мамой провели на улице в  арке. ( Фото 6  в арке)  В нашем районе мы нашли арку и, по заданию воспитателя я прокричала слово: «Ау» и в ответ я услышала тоже «Ау».

Затем мы вышли из арки и снова прокричали слово «Ау», но эха не было слышно, потому что вокруг не было стен, препятствий, которые могли быть вернуть мне звук моего голоса.  ( Можно фото 7 без арки ).

 Потом мы с мамой зашли в подъезд своего дома и я громко позвала свою сестру : « Лиза !» ( фото 8в подъезде) Эхо повторило мне в ответ  : « Лизааа»

  Следующие  опыты мы с мамой провели на выходных . Сначала мы отправились на стадион , а на другой день в рощу. На пустом стадионе эхо слышалось везде . (Фото9, со стадиона)

А вот в роще  там, где лес гуще.  ( Фото  10  в роще).   Из этих опытов я сделала вывод, что звук невидимой волной побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвратился обратно. Поэтому я услышала эхо .

О своих  исследованиях с мамой   я рассказала  воспитателям в детском саду.  И мы с  ними решили  провести несколько опытов ещё  в группе .

Первый опыт  с кастрюлей.  ( Фото 11, пустая кастрюля , Аля кричит) В пустую кастрюлю, по заданию воспитателя я прокричала своё имя и услышала в ответ то же слово, но когда воспитательница заполнила кастрюлю  газетой, и предложила еще раз прокричать, я ничего не услышала. А не услышала я, потому что кастрюля был заполнена газетой, так я думаю. Звук моего голоса не смог отразиться от стенок кастрюли, потому что он был полон бумагой. (Фото 12,  кастрюля  с газетой , Аля кричит)

Второй опыт мы провели через неделю с 3 литровой банкой. В пустую банку я прокричала слово «эхо» и в ответ я услышала «эхо» ( Фото13, с  пустой банкой) Потом мы в банку налили воду, и воспитательница попросила меня еще раз прокричать это же слово, но в ответ я ничего не услышала. Я думаю, я не услышала эхо, потому что банка была полна водой. » ( Фото14,  банка с водой) Вода поглотила звук.

 Третий опыт с мячом. Я отбивала  его от пола, от стены, от подушки, спортивного мата. Заметила, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается, если ударяется о твёрдые предметы; не возвращается, остаётся на месте, если ударяется о мягкие предметы подушку, мат).  ( Фото 15,16,17, 18, коллаж) .То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.  Я поняла ,почему в пустой комнате эхо живёт, а в заполненной мягкой мебелью – нет. Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам.

 Из своей исследовательской деятельности я сделала выводы:

  1. Я узнала, что эхо – это звук, который мы не видим, но слышим и который повторяется. Эхо можно услышать там, где много пустого места.
  2. Я узнала, что есть такой прибор – эхолот. Он помогает измерять глубину моря, он издает под водой звуки и отправляет их на дно моря и сам же их принимает, считает расстояние до дна или до препятствия.
  3. Я узнала, что в нашем городе эхо можно услышать в арке, на стадионе, в лесу, в роще.
  4. В помещении, где много вещей, мебели, предметов эхо не слышно, потому, что эти предметы поглощают звук.

Заключение.

Своими исследованиями я поделилась с ребятами из группы. Я рада, что проделанная мною работа  их заинтересовала. (сделать фото с детьми и газетой).

Я решила продолжить изучать эту тему и дальше. Летом мы с мамой решили приобрести эхолот и попробовать его изучить.  Поедем в деревню и будем измерять глубину речки.

Я достигла цели своей работы. Спасибо за внимание.

C:\Users\Love\Desktop\исследователь\аля\аля в руппе.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка конкурса профессионального мастерства "Лучший педагогический дуэт ДОО"

16-17. 03.2016 года в МКДОУ №24 был проведен конкурс «Лучший педагогический дуэт – 2016г.»Цель конкурса: развитие института наставничества в ДОО, стимулирование профессионального рос...

Методическая разработка. Конкурс чтецов ко Дню Победы «Мы помним, мы чтим»

Цель методической разработки: Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. создание условий для актуализации и обогащения знаний детей о событиях Великой ...

Патриотическое воспитание детей "Лучшая методическая разработка" (конкурс)

Патриотическое воспитание детей "Лучшая методическая разработка" (конкурс)...

Патриотическое воспитание детей "Лучшая методическая разработка" (конкурс)

Патриотическое воспитание детей "Лучшая методическая разработка" (конкурс)...