Методическая разработка. Особенности проведения подвижных и спортивных игр с учётом половой дифференциации. (из опыта работы)
методическая разработка

Потапова Татьяна Валентиновна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения подвижных и спортивных игр с учётом половой дифференциации.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста – основа их физкультурного образования, предусматривающее успешную реализацию таких направлений, как формирование двигательной деятельности детей дошкольного возраста, вооружение их элементарными знаниями о строении собственного организма, способах ухода за ним и о пользе физических упражнений для его укрепления, а также знакомство с основами безопасности жизнедеятельности.

Специфика деятельности дошкольного образовательного учреждения заключается в том, что процесс физического воспитания включает не только обучение, но и специально организованную взрослым деятельность детей, а также создание условий для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.

Это диктует необходимость реализации индивидуально – дифференцированного подхода как в содержании, организации, подборе технологий и методик физкультурно-оздоровительной работы с детьми, так и в создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. 

Одним из направлений реализации индивидуально - дифференцированного подхода является половая дифференциация дошкольников.

Половая дифференциация заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия, а так же социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, подходе по признаку пола.

Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочек, мужчины или женщины.

Так, по данным исследователей Н.В. Алябьева, В.Н. Шебеко, мальчики быстрее овладевают бегом, прыжками, метанием, а девочкам лучше даются упражнения на гибкость, равновесие. По-разному происходит и формирование скоростно-силовых и координационных способностей мальчиков и девочек. Двигательные предпочтения и темпы овладения отдельными видами физических упражнений также отличаются у дошкольников разного пола. Такие упражнения, как вращение обруча, прыжки через скакалку, сложно – координированные. Общеразвивающие упражнения с предметами быстрее осваиваются девочками старшего дошкольного возраста, нежели мальчиками. Кроме того девочки проявляют творческие способности, создают варианты этих упражнений. В то же время определенные затруднения у девочек вызывают такие физические упражнения как метание на дальность, ползание по скамейке, лазание по гимнастической лестнице. Мальчики более активны в самостоятельной двигательной деятельности, поэтому нуждаются лишь в создании условий, направляющих их активность в позитивное русло. Девочкам необходима дополнительная мотивация к использованию физкультурных пособий и оборудования центра развития движений в группе.

Можно сделать вывод, что в работе по формированию двигательной деятельности детей необходимо учитывать их половые физиологические особенности, а также принимать во внимание двигательные предпочтения и специфику освоения физических упражнений мальчиками и девочками. Основными направлениями дифференциации по половому признаку могут стать:

  • дифференцированная нагрузка для мальчиков и девочек
  • подбор подвижных и спортивных игр в зависимости от физиологических особенностей пола
  • учет двигательных предпочтений мальчиков и девочек
  • использование снарядов, физкультурных пособий и оборудования, отвечающих полоролевым предпочтениям детей
  • учет психологических особенностей мальчиков и девочек.

Для мальчиков это игры, в которые включаются такие упражнения, как отжимания, ходьба на руках в паре; ходьба на руках в паре; перекаты; ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук, метание на дальность и в цель, подвижные игры со сложно-координированными движениями, бегом и ходьбой с заданиями.  Спортивные игры - баскетбол, футбол, хоккей.

Для девочек – игры с элементами художественной гимнастики. Подвижные игры с лазанием, c подлезанием, с исключением длительного статического положения.

Образовательный процесс дошкольного учреждения предполагает реализацию физического воспитания и обучение детей движениям в разных организационных формах.

  • Занятия по физкультуре
  • Утренняя гимнастика
  • Гимнастика после сна
  • Спортивные досуги, праздники и развлечения
  • Организованная взрослым двигательная активность детей на прогулке
  • Спортивные кружки и секции

Здесь может иметь место как внешняя, так и внутренняя дифференциация. Как вариант внешней дифференциации - деление детей на подгруппы по разным основаниям.

Внешняя и внутренняя дифференциации по полоролевым особенностям предполагают различия: в содержании игр, дозировке по времени, в подборе оборудования, в обучении сложным двигательным движениям, распределении ролей в подвижных играх, в требованиях к качеству выполнения заданий, расстановке и уборке снарядов, различия в оценке деятельности.

Организовывая игры с детьми, мы имеем возможность осуществлять дифференцированный подход по трем направлениям (состояние здоровья, физическая подготовленность, двигательная активность).

Вывод: проведения подвижных и спортивных игр с учётом половой дифференциации позволяет педагогу, организующему двигательную деятельность детей, добиваться высоких результатов, как в физическом развитии, так и в формировании личности, заложенной природой. Совместные занятия детей разного пола дают большую возможность для построения правильных взаимоотношений между мальчиками и девочками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" для детей средней группы ДОУ.

Предлагаемый конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" вариативен в использовании. Адресован воспитателям детских садов, а так же родителям для занятий с детьми....

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Методическая разработка по проведению подвижной игры «Мы веселые ребята».

В процессе проведения подвижных  игр должны  решаться следующие задачи: оэдоровительные, образовательные, воспитательные. Данная разработка поможет правильно спланировать игру и ...

Методические разработки недельного тематического планирования по лексическим темам " Домашние животные". "Зимующие птицы".(Из опыта работы)

Методическая разработка оказывает помощь в недельном тематическом планировании. Задачей предложенной методической разработки является реализация принципа единства требований педагогического персонала ...

Методическая разработка: "Методика проведения подвижных и спортивных игр"

Подвижная игра – это сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами....

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.

Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того...