Методическая разработка "Познавательно-творческий проект "Бабочка-красавица""
методическая разработка (средняя группа)

Ангерт Наталия Николаевна

Проект состоит из трех занятий, которые включают в себя теоретическую часть и практическую.

1. "Рождение бабачки"

2. "Здравствуй, бабочка"

3. "Что же есть у бабочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_babochki.docx152.6 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 206

Структурное подразделение "Отделение дошкольного образования детей" Центрального района Санкт-Петербурга

                      Познавательно-творческий проект

                                       «Чудо Бабочка»

    https://fb.ru/misc/i/gallery/56297/2333669.jpg

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно – творческий.

По форме реализации: групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 4 - 5 лет

                                                               Составила:

                                                                           воспитатель средней группы

                                                                               Ангерт Н.Н.

                                                          Санкт-Петербург

                                                                      2021г.                                                                                                       

                                                       Познавательно-творческий проект

                                       «Чудо Бабочка»

Актуальность:

   Бабочки вызывают у детей восторг! Они с удовольствием за ними наблюдают. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Бабочки являются символом доброты, чистоты и света. Очень часто ребята стараются поймать бабочку и удивляются, когда слышат, что делать этого нельзя. Поэтому у них возникло сразу несколько вопросов: как устроены бабочки, почему они такие разные и как они появляются?

Цель проекта: 

  • Формирование элементарных представлений о бабочках, их строении, разнообразии у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение и фантазию
  • Умение обобщать и систематизировать

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к бабочкам.

Планируемый результат:

Для детей:

Имеют элементарные представления:

  • О бабочках, их строении и видовом многообразии.
  • Создание выставки детских работ и работ, сделанных совместно с родителями

Для родителей:

  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
  • Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • Развитие творческих способностей родителей.
  • Создание коллажа совместно с ребенком.

Для педагога:

  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Повышение качества работы с детьми и родителями.
  • Сотрудничество с семьей: консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Способы и методы представления: 

  • Занятия и беседы познавательного характера
  • Наблюдение
  • Дидактические игры
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях
  • Чтение произведений художественной литературы
  • Просмотр презентаций: 1. «Рождение бабочки», 2. «Здравствуй, бабочка», 3. «Что же есть у бабочки?»

Художественно-творческая деятельность:

  • Рисование (кляксография) «Бабочка на цветочке»
  • Аппликация (панно из макарон) «Рождение бабочки»
  • Лепка (бабочка из желудя и пластилина)

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Сбор литературы о бабочках: художественной, познавательной.
  • Подбор иллюстраций, подбор игр, занятий, бесед, загадок, сказок, стихотворений.
  • Создание презентаций «Рождение бабочки», «Здравствуй, бабочка», «Что же есть у бабочки?»
  • Привлечение родителей к предварительной работе дома (найти, изучить и выбрать определённую информацию о какой-либо бабочке, сделать коллаж с участием детей).

Основной этап:

  • Наблюдения за бабочками на прогулках на участке детского сада.
  • Дидактическая игра «Найди насекомое», «Что с начала, что потом»
  • Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением бабочек.
  • Просмотр презентаций «Рождение бабочки», «Здравствуй, бабочка», «Что же есть у бабочки?»
  • Чтение сказки: «4 бабочки» 
  • Загадывание загадок
  • Разучивание стихотворений
  • Пальчиковая гимнастика «Бабочка», «Гусеница»
  • Слушание песен: «Песенка бабочек»«Гном и бабочка»
  • Лепка бабочки из желудя и пластилина.
  • Рисование (кляксография) «Бабочка на листочке».
  • Аппликация (панно из макарон) «Рождение бабочки»
  • Подвижная игра «Бабочка, гусеница, кокон». 

Заключительный этап:

  • Создание выставки детских работ.
  • Создание коллажа из работ родителей с детьми

                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

                               1. «Рождение бабочки» (Презентация 1)

  Жила была гусеница и очень хотела стать бабочкой, но не знала, у кого ей спросить о том, как же все-таки стать самой красивой бабочкой на свете. Она поползла искать кого-нибудь, кто бы ей мог помочь осуществить свою мечту! Первым она встретила кузнечика. Кузнечик сидел на травке и почесывал свои ножки. Она у него спросила: "Кузнечик! Ты такой красивый и ножки у тебя такие длинные, не то, что у меня, такие маленькие и коротенькие; может, ты сможешь мне помочь? Я хочу стать самой красивой бабочкой на свете, как мне это возможно сделать?" Кузнечик улыбнулся и сказал: "Спасибо за комплимент, мне приятно, что ты, гусеница меня заметила, а особенно мои ножки! Они не только длинные, но еще и очень сильные, хочешь посмотреть, как я прыгаю - высоко и легко?" И кузнечик с огромной радостью стал показывать все свои трюки и прыжки, прыжки с переворотами и разворотами. Гусеница восхищалась кузнечиком и всеми его способностями. - А я бы хотела летать высоко и красиво! - сказала гусеница, - может, ты мне поможешь? - Гусеницы не умею летать! - ответил кузнечик, - но я тебя отведу к божьей коровке - может, она тебе сможет помочь, ведь она умеет летать! Кузнечик прыгнул высоко и увидел - на большом дубовом листочке ползала божья коровка! - Попрыгали быстрей, она там, на дубовом листочке сидит! - сказал кузнечик и поскакал. Гусеница же медленно ползла за ним. Она уже очень устала, но изо всех сил спешила за кузнечиком! Кузнечик, посмотрев на то, как гусеница медленно ползет, решил сам позвать божью коровку к гусенице. Божья коровка, выслушав рассказ кузнечика о том, как гусеница мечтает стать бабочкой, поспешила к ней на помощь. Прилетев к гусенице, божья коровка сказала: "Привет, гусеница! Я узнала, что ты хочешь летать, как я, и быть бабочкой! Тебе в этом может помочь только настоящая бабочка!" - Что же мне делать, как мне найти бабочку, чтобы она мне помогла? - грустно спросила гусеница. - Не отчаивайся, - сказала божья коровка, - я сейчас взлечу высоко и найду бабочку и приведу ее к тебе! Гусеница чуточку обрадовалась, что все-таки есть еще кто-то, кто сможет ей помочь. И вот спустя некоторое время она увидела, что в небе порхает бабочка, а рядом с ней и божья коровка. - Привет, подруга, - сказала бабочка, - я узнала, что ты хочешь тоже быть такой же красивой, как я и порхать над цветами днем и ночью. - Да, - ответила гусеница, - а это возможно? - Конечно, я тебе сейчас расскажу и покажу как, - сказала бабочка и села на листочек.

   Ее рассказ был длинным и интересным. - Сначала я нахожу укромное место на листочке и откладываю там множество крохотных яичек. В каждом из них находится маленькая гусеница, которая растет каждый день. Со временем она набирает силы и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды ее старая кожа лопается, потому что становится ей мала, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья. Вскоре гусеница становится очень большой и перестает ползать и есть, она устраивается поудобней на ветке На ней гусеница повисает вниз головой, закрепившись при помощи своего клея,
и опутывает себя липкими нитями. Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой мягкой кожей. Его называют коконом. И только внутри кокона может расти бабочка. И однажды ты вылупишься, словно птенец из яйца, выбравшись наружу. Ты некоторое время можешь сидеть неподвижно и еще до конца не поверить, что ты уже стала бабочкой, а потом начнешь порхать над цветами, как я! Гусеница была самой счастливой на свете, ведь теперь она знала, что завтра проснется бабочкой! И вот наступил долгожданный день, можно сказать самый важный день в жизни гусеницы. Она вылупилась из кокона и, выбравшись наружу, долго любовалась собой и своими яркими и красивыми крылышками. Взмахнув ими, она взлетела высоко-высоко и увидела всю красоту природы и ощутила незабываемое чувство полета, все цветы были у нее ног. - Ура! - закричала гусеница, - теперь я стала самой красивой бабочкой на свете!
(Аппликация)

         

                                    Макаронное панно «Рождение бабочки»

Материалы:

  • макароны в виде бантика, спиральки и ракушки;
  • картонная тарелка или круг;
  • веточки с листочками 3шт;
  • рисовое зернышко;
  • цветочек.

Тарелку разделим линиями на четыре части, для красоты фон можно разукрасить в разные цвета. Далее наклеиваем элементы на части.

  • Веточка с рисовым зернышком (яйцо).
  • Спиральная макаронина с листиком (гусеница).
  • Ракушка «подвешенная» на веточке (куколка).
  • Бантик с цветочком (бабочка)

                                    2. «Здравствуй, Бабочка!» (Презентация 2)

   Бабочки бывают дневными – летают днём, а ночью отсиживаются под листьями, в трещинках коры, под навесами домов, и ночными мотыльки, они делают всё наоборот, прячутся в светлое время суток, а ночью летают. Основная жизнедеятельность бабочек проходит днем, ночью же они предпочитают спать. Есть отдельные виды этих насекомых, которые оживают именно ночью. Они менее яркие и красивые, чем дневные.

Но в природе встречаются и бабочки без крыльев.

Встречаются и бабочки, которые умеют нырять.

Кроме того, они никогда не спят. Казалось бы, жизнь бабочки абсолютно беззаботна. Однако у неё много врагов. Это и птицы, и ящерицы, и лягушки, и даже мелкие млекопитающие. Поэтому бабочкам приходится мастерски прятаться. Окраска крыльев некоторых бабочек имитирует разные объекты окружающей среды.

Прежде чем полететь, бабочка должна расправить свои крылышки. Во время нахождения в куколке, они были плотно прижаты к её туловищу. Как только они расправятся и полностью высохнут – она полетит на поиски своей пары и тоже отложит яйца. Подарив жизнь новым бабочкам.

Самая распространенная бабочка-это крапивница. Красивая, пестрая, оранжевая с черными точками. Называется она крапивница, потому что ее гусеница может есть крапиву. Крапивница получила своё название из-за любви к еде в виде крапивы. Осенью самец крапивницы гибнет, а самки остаются зимовать в различных сараях, подвалах, щелях и других скрытых участках. Зимой крапивница оборачивает собственное тело крыльями наподобие одеяла. Иногда она промерзает полностью, становится, как кусочек льда.
Лимонница-яркая. желтая бабочка. Ее часто можно спутать с листиком. похожа на листок бабочка-лимонница.  она никогда не приземляется с раскрытыми крылышками. Если потревожить бабочку, она сложит крылья и лапки, а затем упадет вниз, маскируясь таким образом под веточку или опавший лист. 

Голубянки – хитрые бабочки. Живут только тогда, когда им хорошо, то есть тепло и светло. Даже летом и даже в нашем теплом климате в сырую, ветреную, пасмурную погоду голубянки как бы обмирают, впадают в неподвижность. Ничего не видят, не слышат и почти ничего не чувствуют. Зато уж в тепле и под солнцем при хорошей погоде резвятся вовсю.

Махаон – красивое немаленькое яркое насекомое. Если гусенице угрожает опасность – она может защитить себя от врагов, выпустив едкий запах.

Так и хочется взять бабочку в руки, чтобы рассмотреть и погладить нежные крылышки, но стоит прижать крылышки и бабочка блёкнет и теряет свои чешуйки, становится вялой и перестаёт летать. Гораздо лучше любоваться этими насекомыми не прикасаясь к такому хрупкому созданию и бабочка, обязательно, отблагодарит вас за заботу и внимание и исполнит ваше сокровенное желание.   (Рисование.)

                                    Кляксография «Бабочка на листочке»

Материалы:

  • альбомный лист,
  • стакан с водой,
  • плоская кисть,
  • акварель.

1.Сначала складываем альбомный лист пополам, прижимая по линии сгиба.

2.Разворачиваем лист и на одной половинке начинаем рисовать бабочку. Черным цветом рисуем половинку головки и туловища.

3.Намечаем контур крыльев.

4.Наносим красками кляксы разного цвета.

5.Складываем лист пополам. Прижимаем его рукой, чтобы рисунок хорошо отпечатался. Переворачиваем лист и прижимаем еще раз рукой. Даем краске впитаться в лист около минуты.

6.Разворачиваем лист. Бабочка почти готова. Дорисуем ей усики.

                                                3. «Что же есть у бабочки?» (Презентация 3)

   Тело у бабочек легкое, тонкое, имеет продолговатый вид. Состоит из грудины и брюха. От каждого брюшка ответвляются по три ноги, в общей сумме бабочка имеет 6 ног. Голова крупная, симметричная.

 Глаза очень большие. Имеется два уса и хобот, через который в организм поступает сладкий нектар. В момент кормления хобот имеет прямую форму, а в момент прекращения поедания – скручивается в спираль.

Крылья имеет хрупкую и ломкую структуру, а если просто коснуться их рукой, то и вовсе можно повредить. Не рекомендуется брать бабочек в руки. Повредив крылья, насекомое практически не сможет летать и добывать себе пропитание, вследствие чего погибнет. их крылья, которые отличаются у разных бабочек по форме и цвету. Бывают большие, бывают маленькие. Бывают яркие и мрачные, бывают однотонные и пестрые.  Диапазон расцветок крыльев не ограничен, можно встретить абсолютно разные цвета -  от белого до темного и синего. Рисунок также может быть любой формы, либо же и вовсе отсутствовать.

У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.  Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян.   Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. (Лепка)

                                                 Лепка   Бабочка из желудя и пластилина

                                       

                                         4.Подвижная игра

                                              «Бабочки, гусеницы, куколки»

По сигналу ведущего «Бабочки!» дети летают. По сигналу «Гусеницы!» - ползают на четвереньках. По сигналу «Куколка!» - замирают на месте.                                       

                                      5.Пальчиковая гимнастика

                                                                       «Бабочка»

Бабочка летела, летела, (махать ручками)

На цветочек села. (присесть)

Крылышки сложила, (положить ручки на коленки)

Деток покормила. (сложенные ладошки лодочкойко рту).

 «Гусеница»
Гусеничка, гусеничка(ползем пальчиками по руке вверх, типа массаж делаем)

Бабочкина дочка (ползем обратно)

По травинке ползает (ползем вверх по другой руке)

Кушает листочки (ползем вниз)

Ам-ам-ам-ам («откусываем» пальчики, ребенок их загибает)

Поела (погладили по животику)

Спать захотела (ладошки вместе под голову)

Проснулась (потянулись)

Бабочкой обернулась (скрещиваем ладони в районе запястий)

Полетела-полетела! (машем ладонями)

                                                   6. Загадки

В ярком платье модница —

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает. (Бабочка)

Червяком она была,

Только ела да спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь — по небу летит. (Бабочка)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает. (Бабочка)

Её кокон, как яичко.

И летает, хоть не птичка.

Пьёт нектар она с цветка,

Опасается сачка… (Бабочка)

                                            7. Стихотворения

Почему цветы летают

Средь травы без стебельков,

На окошки приседают

В блеске солнца огоньков,

И кружат в веселом танце

Так нарядно и светло?

Это бабочки встречают

Долгожданное тепло.

   
Я в руки взял большой сачок

И долго поджидал.

Но вот прыжок,

Но вот скачок —

Я бабочку поймал.

Я ей на крылышки подул,

Немножко погрустил,

Потом взглянул,

Потом вздохнул,

А после — отпустил…

  Автор: Грахов Н.

                                                                           

                                 10.Сказка о дружбе «Три бабочки»

   Дружба становится надёжной опорой при любой беде – подтверждение этому ребёнок найдёт в народной немецкой сказке «Три бабочки». Она учит относиться ко всем окружающим людям одинаково, независимо от цвета кожи. Учит дружить, оказывать поддержку и помощь всем, кто нуждается. Поучительный сюжет построен просто: три бабочки-подружки порхают над цветами. Вдруг начинается дождь. Они начинают искать укрытие. Однако цветы соглашаются принять только одну из них, причём лилия желает видеть под собой белую бабочку, тюльпан – красную, а роза – жёлтую. Но бабочки не пожелали разлучаться и вместе остались под дождём.

      Жили-были три бабочки — белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться.А дождь все льет. (1)

Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:

— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.

Лилия им в ответ:

— Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут. (2)

Тут белая бабочка ей и говорит:

— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше.

А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:

— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.

Тюльпан им в ответ:

— Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут. (3)

Тут красная бабочка ему и говорит:

— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше.

Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:

— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:

— Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут. (4)

Тут желтая бабочка ей и говорит:

— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь. (5)

Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба — в любой беде опора.

         

 

 

   

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...