опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"
материал (старшая группа)

Скоробогатова Марина Александровна

Управление образования муниципального образования

Городской округ «Долинский» Сахалинской области РФ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей

у старших дошкольников

 

 

 

 

 

Автор опыта работы:

Скоробогатова Марина Александровна,

воспитатель подготовительной к школе группы

МБДОУ Детский сад «Солнышко»

г. Долинск, Сахалинской области 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ ……………………………………...

3

РАЗДЕЛ 2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА ……………………………………………

8

РАЗДЕЛ 3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА………………………………….

15

Список использованной литературы……………………………

19

РЕЦЕНЗИЯ…………………………………………………………………………

21

Приложение 1. Фотоматериал дидактического пособия «Лэпбук»……….

22

Приложение 2. Конспекты педагогических мероприятий…………………

25

Приложение 3.Диагностический материал №1……………………………..

37

Приложение 4.Диагностический материал №2……………………………..

39

Приложение 5.Диагнсотический материал №3…………………………….

41

Приложение 6.Диагностический мониторинг за сентябрь 2018 уч.г……...

43

Приложение 7. Диагностический мониторинг за сентябрь 2019 уч.г……..

45

Приложение 8. Диагностический мониторинг за сентябрь 2020 уч.г……..

46

Приложение 9.Копия свидетельства о публикации в МСИ………………..

49

Приложение 10.Копия свидетельства о публикации в ЭСИ……………….

50

Приложение 11.Копия свидетельства о публикации на МААМ…………..

51

Приложение 12.Копия свидетельства о публикации на МААМ…………..

52

Приложение 13.Копия сертификата Рождественских Чтений 2019г……...

53

Приложение 14.Копия сертификата Рождественских Чтений 2020г……...

54

 

 

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ

Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта работы.

 

Формирование целостной картины мира у детей – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность её решения обусловлена прежде всего значением картины мира в развитии ребенка и становлении определенной системы жизненных ценностей.

Картина мира включает жизненные позиции людей, их идеалы и убеждения, ценностные ориентации и духовные ориентиры, основные принципы познания и деятельности. Авторы Аброменкова А.А., Куликовская И.Э., Лыкова И.А. отмечают, что в сознании каждого человека картина мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе обобщения познавательного, физического, эстетического, социального, нравственного опыта, который выступает структурированной системой всех представлений и знаний об окружающем мире и себе самом, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.

Между тем, в современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, прагматизма, дошкольное детство сокращается. Подготовка детей к школе нередко рассматривается как формирование определенного уровня знаний, умений и навыков, а между тем, успешность обучения ребенка в школе зависит не столько и не только от уровня его знаний, сколько от социально-нравственных представлений, ценностного отношения к миру, умения устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми. При этом открытое, доверчивое, чистое детское сознание незаметно исчезает, открытость уступает место выраженной напряженности и тревожности, ребенок закрывается, в его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми чаще, чем раньше, встречаются аффективные проявления.

Серьезной проблемой является и то, что многие родители препятствуют личностному становлению ребенка, не позволяют детям удовлетворять его личные потребности, а побуждают к реализации собственных, тем самым воспитывая ценность принуждения.

Обозначенные проблемы становятся для педагогической науки и практики одной из важных тем, акцентируя поиск путей оптимизации педагогического процесса и смещения акцентов с интеллектуального на целостное развитие ребенка.  

На всех этапах развития педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики под разным углом зрения и с разной глубиной рассматривались цели, содержание, методы воспитания детей. Изучалась роль гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова и др.), значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.), становление нравственной культуры ребенка (С.В. Петерина), проблемы основ формирования гуманных отношений (Ф.В. Изотова, Т.И. Бабаева) и др.

Современные концепции детства, основанные на идее его определяющей роли в психическом становлении и развитии личности ребенка-дошкольника (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, В.С. Слободчиков, В.С. Мухина и др.) справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Поэтому весьма значимо, начиная с дошкольного возраста, помогать ребенку не только усваивать внешние признаки мира, но и погружать его в глубинные, вечные категории жизни, определяющие внешнее поведение человека, его судьбу, успех в деятельности, позицию в обществе. Такими категориями выступают общечеловеческие ценности, определяющие тип личности – созидательный или разрушительный, способный или не способный жить в мире людей в со-гласии, со-творчестве, со-действии.

По мнению ряда отечественных психологов, становление определенной системы жизненных ценностей являются основой формирования личности человека. Обобщая исследования ученых Т.В. Антонова, А.М. Виноградова, Н.С. Ежкова, Е.А. Кудрявцева, понятие «ценность» можно определить, как значимое для человеческой жизни на земле, обеспечивающее счастье жизни, как условие жизни.

Отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.), отмечали, что ценности личности являются такими психологическими образованиями, которые обуславливают содержание и структуру системы отношений человека к окружающему миру и тем самым определяют особенности его поведения.  Постижение вечных ценностей открывает перед человеком смысл его жизни, назначение в обществе, своей семье, социальном пространстве взрослых и детей. Благодаря осмыслению этих ценностей человек приобретает черты ментальности той группы, к которой принадлежит по образу жизни, социокультурному окружению. Особое место в этой системе принадлежит формированию ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

 Наиболее полную теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятие «ценностные ориентации» получило в работах В. А. Ядова.  Автор отмечал, что ценностные ориентации, это «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения». По мнению А.Г. Здравомыслова ценностные ориентации - это «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека».

Сказанное означает, что внутренний мир ребенка, формирующийся под воздействием усвоенных ценностей культуры и истории, приобретает целостность благодаря раскрытию ценностных ориентаций, позволяющих ребенку ориентироваться в пространстве жизни. Где ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, одним из важных направлений которой являются социокультурные ценности: человек, семья, общение, добро, мир, Отечество, любовь, счастье, красота, труд, патриотизм.

Ю.П. и Л.Н. Азаровы подчеркивая важность процесса приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям, отмечали, что «…приобщение к социокультурным ценностям, их усвоение, обеспечивает развитие различных сфер личности ребенка: формируются мотивы, потребности, интересы, направленность, отношения, творческая траектория развития, самооценка.»  Тем самым указывая на важность использования потенциала аксиологического подхода в условиях современного дошкольного воспитания, позволяющего определить совокупность приоритетных ценностей в воспитании, обучении и развитии детей.

В настоящее время, важным направлением, обеспечивающим целостность личностного развития ребенка, их мировоззренческое становление становится духовно-нравственное воспитание, которое понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Духовно-нравственное воспитание всегда высоко ценилось в человеческом обществе, являясь предметом исследований основоположников философии и педагогики (Я.А.  Коменский, И.Г.  Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, В.В. Зеньковский) и современных учёных (В.Г. Александрова, В.А. Беляева, Е.А.  Воронина, Л.П.  Гладких, Н.А.  Пархоменко, О.Л.  Князева, Е.В. Пчелинцева, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова и др.). Изучая материалы, по данной проблеме выделяется общее, на что делали упор исследователи. Авторы отмечали, что процесс становления основы личности человека происходит не только осознанно, но и неосознанно, и самое благоприятное для этого время — дошкольное детство. Именно данный период является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка. Именно в это время закладываются качества личности, образующие индивидуальность человека. Поэтому так важна правильная организация его духовно-нравственного воспитания с самого раннего детства. Вышесказанное означает, что проблема формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных в современном российском обществе.

Для современной России данный вопрос имеет особое значение. Российское общество переживает сложный процесс обретения утраченных духовно-нравственных ценностей. Поскольку отступление от духовно-нравственных традиций в прошедший исторический период развития государства привело к разрыву преемственности в передаче базовых социокультурных ценностей между поколениями. Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставили пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования на основе возрождения традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

И в 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в который введено понятие «духовно-нравственное развитие», нормативно обосновывающее возможности использования программ духовно-нравственного воспитания и развития в системе дошкольного образования. В связи с чем, новые нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования, актуализировали внимание специалистов и педагогов-практиков к проблеме формирования мировоззренческой установки у детей, ценностных и поведенческих ориентиров.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования важными целевыми ориентирами на этапе дошкольного образования становится овладение культурными средствами и способами деятельности, проявление эмпатии по отношению к окружающим, развитие социального и эмоционального интеллекта. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставятся задачи формирования фундамента духовности, усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Таким образом, учитывая требования, предъявляемые в Стандарте к содержанию программы дошкольного образования, важность выявленной проблемы считаем, что одним из компонентов содержания педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста должно стать усиление внимания педагогов к вопросу формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников, что и определило актуальность нашей работы.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах вариативности организационных форм, динамизма, своевременного и гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов образовательных программ, разнообразием педагогических услуг, введением технологий, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовной и нравственной воспитанности дошкольников.

Результатом педагогического реагирования на образовательные потребности социума в нашем дошкольном учреждении является программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культур для малышей» Л.Л. Шевченко. Программа разработана с учетом методологического основания осуществления государственной политики в области образования в Российской Федерации, в соответствии с чем, обоснованы цели, задачи, принципы отбора материала программы, определены базовые понятия, позволяющие раскрывать её основное содержание.

Содержательный модуль программы «Духовно-нравственная культура (православная культура)», опираясь на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания, дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС «Социально-коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» материалами духовно-нравственного воспитания в соответствии со стандартами нового поколения. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной со взрослыми групповой и самостоятельной деятельности: ролевые и сюжетные игры, драматизации и беседы, наблюдение и экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций и художественно-эстетическая деятельность.

Решение задач духовно-нравственного воспитания в рамках программы «Добрый мир. Православная культур для малышей» Л.Л. Шевченко, предполагает использование разнообразных средств воздействия на внутренний мир ребенка. Одним из перспективных направлений для нас стало обращение к инновационной педагогической технологии, дидактическому пособию «Лэпбук».

Анализ литературных источников показывает, что в результате реализации данной культурной практики у дошкольников развиваются универсальные умения, позволяющие улучшить усвоение новой информации, повышается устойчивый интерес к знаниям; создаются условия для развития личности, мотивации, творческих и познавательных способностей ребенка. Использование дидактического пособия «Лэпбук» обогащает образовательное пространство являясь средством активного самопознания и саморазвития в приобретении и становлении определенной системы жизненных ценностей, расширении границ знаний о картине мира в жизни ребенка.

Таким образом, объединяя современное обучение и духовно-нравственное воспитание детей в целостный образовательный процесс, дидактическое пособие «Лэпбук» позволяет педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, создает возможности преподнесения и последующего закрепления сложного материала, каждым ребенком.

Поэтому в основу работы была положена гипотеза: что если духовно-нравственное воспитание старших дошкольников будет осуществляться на основе дидактического пособия «Лэпбук», то это создаст дополнительные условия эффективного усвоения материала примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей» под редакцией Л. Л. Шевченко.

Решение данной проблемы поставило цель работы: сформировать духовно-нравственные ценности у дошкольников посредством использования дидактического пособия «Лэпбук» в специально организованной педагогической деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определила задачи.

1.Изучить теоретические и практические материалы духовно-нравственного воспитания старших дошкольников на основе использования дидактического пособия «Лэпбук» в специально организованной педагогической деятельности.

2.Создать условия, для использования дидактического пособия «Лэпбук» в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

3.Разработать и апробировать пакет дидактических пособий «Лэпбук» на основе реализации тематических блоков программы «Добрый мир. Православная культура для малышей» под редакцией Л. Л. Шевченко.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...