Выступление на педагогическом совете.
материал

Глушко Елена Владимировна

Познавательно-исследовательская деятельность во время прогулки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pozn-isled_deyatelnost_detey.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» г. Зернограда

Доклад на педагогический совет:

«Познавательно – исследовательская деятельность детей во время прогулки»

Подготовила воспитатель

высшей категории

Глушко Е.В.

2021 г.

    В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

   Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка.

     Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность на прогулке в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

   Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

   В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

   Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

1. Основной целью познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на прогулке является развитие творческой, самостоятельной личности.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Этапы реализации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Задачи этапа: анализ ситуации,определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

В познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие эффективные методы познания закономерностей и явлений окружающего мира, как - наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Остановимся подробнее на каждом из них:

Наблюдения.

    Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.

     В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: Сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Развиваем исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям.

    В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.

   В ходе прогулок с детьми в весенний период мы: Формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений. Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной. Осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.

    В летний период на прогулках с детьми мы: Развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Развиваем наблюдательность, любознательности исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой природой. Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.

Экспериментирование.

Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.

На прогулке можно проводить следующие эксперименты:

- «Твердое - жидкое»;

- «Лед-вода»;

- «Где быстрее растает лёд»;

- «Следопыты»;

- «Взаимодействие воды и снега»;

- «Свойства снега, воды, песка»;

- «Почва на участке»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Почему семена прорастают?»;

- «Куда дует ветер?»;

В результате спланированной организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково–исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.

Экскурсии.

    Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим.

  Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада - всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...