Cтатья
статья (старшая группа)

Кошкина К.И.

Использование игр В. Воскобовича в развитии логического мышления  детей дошкольного возраста

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте. Это вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приёмов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы необходимо разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведёт к повышению качества логического мышления старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр В. Воскобовича в развитии логического мышления  детей дошкольного возраста

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте. Это вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приёмов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы необходимо разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведёт к повышению качества логического мышления старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Зачем логика дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся определённая база, на которой формируются психические функции, важные для перехода к следующему  этапу. Таким образом, знания, умения и навыки, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте.

Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, будет труднее даваться учёба, решение задач. В результате чего может угаснуть интерес к учебному процессу.

Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (от 5 до 11 лет). Запоздалое формирование этих мыслительных операций происходит с большими трудностями и часто остаётся незавершённым. Из этого следует, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и нужно начинать работу по формированию и развитию логического мышления.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

  1. Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами.
  2. Анализ – разложение сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
  3. Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
  4. Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета от несущественных.
  5. Обобщение – мысленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
  6. Классификация – осмысление порядка вещей и явлений, разделение их на разновидности по каким-либо характерным признакам.
  7. Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Именно в игре ребёнок проще усваивает необходимые знания, умения и навыки. При помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, который, в таком случае, лучше запоминает  материал.

Для развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте, кроме прочих, можно использовать игры В. Воскобовича. Эти игры помогают воспитателю легко и быстро вовлечь детей в образовательную деятельность, способствуя формированию и развитию мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и классификации. Кроме того, развитие речи, произвольного внимания, творческого воображения, усидчивости, стремление к преодолению трудностей, коммуникативных навыков.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать  логику рассуждений. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.

Педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения, направленные на развитие логики, развивают все стороны личности старшего дошкольника, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные   возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, числа, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические и проблемные задачи. Всё это позволит будущему первокласснику успешнее учиться в школе.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить. Большое внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.

Используя игры Воскобовича В.В., возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где мы разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дощкольников.

Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи: совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме. Развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади - между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости.

Список литературы:

  1. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2007.
  2. В.В. Воскобович, « Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
  3. В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.
  4. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по  развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». – Воронеж, 2012.
  5. Т.Г. Харько «Методическое пособие «Ларчик». – СПб, 2007.
  6. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. -320 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Веклерова   Х.М.   Формирование   логических   структур   у   старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998 - 87 с.
  8. Лешунина А.М. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатьи в помощь дошкольным работникам

В помощь дошкольным работникам...

Cтатья о геокешинге в журнале "Обруч"

Геокэшинг – это способ узнать много интересного, познавательного о родном крае....

Cтатья" Система работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения"

Уважаемые коллеги ! Всем известно, что  прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенк...

Cтатья по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста

Cтатья по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста...

Cтатья диафильмы

Интересна для родителей...

Cтатья "Речевая азбука для родителей дошкольников."

Артикуляционная гимнастика, общее недоразвитие речи, леворукость, нормы появления звуков  в онтогенезе....Разобраться в этих и некоторых других понятиях, терминах родителям поможет данная статья....

Cтатья «В здоровом теле – здоровый дух: Что мы едим?»

Цель проекта: Научить людей правильно питаться ;Заботиться о своём организме;Расширить знания о продуктах здорового и нездорового питания....