Доклад "Воспитание у детей этики межнационального общения"
материал

Пыжьянова Светлана Викторовна

Воспитание у детей этики межнационального общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

ДОКЛАД

« Воспитание у детей этики

межнационального общения»

Бывают случаи, когда мы стараемся что – либо изменить, в  характере наших детей, но лучше подумайте хорошенько – возможно изменить это самое нужно как раз в нас, а не в ребенке.

Образование, и в первую очередь дошкольное, должно помогать  ребёнку осознавать   свое  происхождение, а также прививать ему уважение к иным культурам.  Воспитание культуры межнационального общения на сегодня является актуальным вопросом. Ученые установили, что особенности восприятия других культур обусловливаются возрастом, а также социальными условиями. Одним из первых заданий воспитателей и родителей будет формирование у ребенка  - дошкольника уважительного отношения к людям других национальностей. Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран.  Образование, начиная с дошкольного ,должно способствовать  тому, чтобы, с одной стороны ребенок осознал корни и тем самым мог определить  место, которое он занимает в мире. И с другой стороны – привить ему уважение к другим культурам.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, языком.

Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми.  Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе ,где образуются новые культуры.

Этика  межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, культуры человеческих отношений. Понятие « этики  межнационального общения» вошло в научный оборот в начале 80 годов.  И теоретическая, и практическая функции этики межнационального общения – способствовать интеграции наций, народностей страны, укрепление их дружбы, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Человеку с развитой этикой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе ,уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к культурам, уважительное  к языку народа, на территории которого он проживает.  Задача состоит в том, чтобы с малолетства открыть нравственно – эстетические, национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение.  Повсеместное стремление к национальному возрождению создает  благоприятную почву для диалога культур,  для воспитания молодых в духе национально – религиозных  ценностей.

Таким образом, содержание понятия « Этике межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этической самобытности обычаев и традиций  разных народов. Проявление  заинтересованного отношения к жизни.

« Особенности общения детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте  в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники.  Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат,  ссорятся,  мирятся, обижаются,  ревнуют.  Помогают друг другу,  а иногда делают мелкие « пакости».  Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.  Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.  Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств, и отношений, которую переживают их дети. Не придают особого значения детской дружбе, ссорам обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности  ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.  Далеко не всегда, он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется  негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные, отдаленные последствия. Во время определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей.  Первое что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общение детей.  Они  буквально не могут разговаривать спокойно – кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают  друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми.  Еще одна важная особенность контактов  с детьми  заключается в нестандартном их  поведение и в отсутствии  всяких  правил и  приличий.  Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения,  то при  взаимодействии со сверстниками  дети используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые звуки, кривляются, передразнивают друг друга, квакают и гавкают, придумывают небылицы, слова.  В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношение к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.  Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе. И другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые.  Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка обычно проявляется потребность в признании и уважении сверстника. Для ребенка значительно важнее его собственное  действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.  Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Успехи и промахи других  для  ребенка приобретает  особое значение. В  любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями  сверстников,  оценивают их   и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого – кого он похвалит,  а кого, может быть, и поругает – также становится более острыми и эмоциональными.  Успехи   сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи – нескрываемую радость. В этом возрасте возникают   такие тяжелые переживания,  как  зависть, ревность, обида на сверстника.  Они, конечно же осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных  детских конфликтов.  Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной -  дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.  Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия.  В ролевой игре совершенно нет повода соревноваться и конкурировать – ведь у всех участников общее дело, которое они вместе должны выполнить.  Детям уже не так важно утвердить себя в глазах  сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобы получилось хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом из кубиков.  При этом не имеет значения, кто построил этот дом.  Главное – результат, которого мы достигаем вместе.  Необходимо, таким образом ,сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности, где  главное – общий результат, а не его личные достижения.  К 6 – 7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к   сверстникам и способность к взаимопомощи.  Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но  и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, где он был, что ему нравится, что видел и т.п. Пробуждается интерес к личности  сверстника, не связанный с его конкретными действиями.  У детей возникает непосредственное  и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что – нибудь,  или уступить  в чем – то.  Злорадство, зависть,  конкурентность  проявляется реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте.  Детям важно, что  и как делает другой ребенок, что рисует ,во что играет. НЕ для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе.  Иногда даже принятым  вопреки  правилам, они стремятся,  помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Дети начинают интересоваться  тем, что переживает т предпочитает другой ребенок.

В  старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что – то делают для другого, чтобы помочь ему, или как-то сделать ему лучше.  В старшем дошкольном возрасте отношения к сверстникам становятся более устойчивым,  не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

 Таким образом,  особенности общения старших дошкольников состоят  в том, что представленная выше последовательность развития общения и отношения к  сверстнику в дошкольном возрасте  далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Дети часто негативно могут относиться к сверстникам другой национальности.  Воспитывать у детей этику межнационального общения необходимо уже в дошкольном возрасте.  

Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях, в среде, которой человек проживает. Правило вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев.  И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Доклад "Воспитание этики межнационального общения детей дошкольного возраста"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»            РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДОКЛАД...

Влияние сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения

В статье рассматривается проблема влияния сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения, а также такие педагогические термины как: сюжетно - ролевая и...

Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников

В статье рассмотриваются пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников...

Воспитание межнационального общения детей дошкольного возраста

Воспитание межнационального общения детей дошкольного возраста...

Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...