Методическая разработка использования ТРИЗ технологий в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа)

Каждый ребёнок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить ориентироваться

в современном мире, чтобы при минимуме

затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка 202133.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 г.Челябинска» структурное подразделение

454079 г. Челябинск ул. Зальцмана, д.38 тел/факс 729-67-60(66),

email:madouds30@mail.ru, адрес сайта: dc30.ru

_____________________________________________________________________________

По следам загадочного гостя

(подготовительная группа)

г. Челябинск 2021

Актуальность

Каждый ребёнок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить ориентироваться

в современном мире, чтобы при минимуме

затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

« Если добрые чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитаешь» - писал В.А. Сухомлинский.

    Теория решения изобразительных задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.

В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. 

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки" или «услышал - запомнил - повторил – применил».

ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем». Ее целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне.

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. 

Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Вид детской деятельности:коммуникативно-игровой с элементами ТРИЗ.

Тема образовательной деятельности: «По следам загадочного гостя»

Задачи:

Образовательные:

  • создавать мотивацию к активизации и систематизации знаний детей о внешнем виде, характерных особенностях животных;
  • активизировать и обогащать словарь детей прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • создавать условия для деятельности с карточками – схемами действий;

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (анализ, классификацию) и умственную активностьв игре «Волшебная коробочка»
  • развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться на плоскости( игра «Загадочный домик»);
  • продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями
  • развитие мелкой моторики руки через действия с предметами(игра «Собери браслет»)

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая, работать в команде;

Предварительная работа:

Дидактическая игра:«Найди действие»; «Угадай, что/кто там?»; «Цепочка»; «Найди адрес»; «Подарок»; «Морской бой»; «Шашки»; «Поясок»; «Чьи следы?»

Беседа «Кто живет рядом с нами»; «Животные жарких стран»; «Животный мир родного края»; «Братья наши меньшие»; «Мы в ответе за тех, кого приручили»; «Что такое объявление»

Эксперимент «Волшебное молоко»

Составление объявлений

Наблюдение на прогулке за кошкой, собакой, птицами.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, наводящие вопросы, рассуждения, поощрения

Наглядные:объявление, «Загадочный дом» (система координат), карточки – действия, карточки – схемы.

Оборудование и материалы:

Система координат «Загадочный дом», с карточками.

Коробка с сюрпризом, замок, ключи, карточки – действия,объявление, карточки – схемы, ленты, бусины,  листы со следами.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа «Промокшие объявления», вопросы на тему «Промокшие объявления»,», беседа – рассуждение «Загадочный гость»,беседа «Коробочка с сюрпризом», беседа «Следа на бумаге»,

Познавательная

Игра расследование «Волшебная коробочка»,  игра «Загадочный дом», дидактическая игра «Чьи следы?»

Продуктивная

Собирание браслетов, заполнениеобъявления

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.Организационный момент

Педагог  собирает детей вокруг себя « Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:

Будет интересно

- Дети я вам хотела рассказать, что со мной сегодня произошло по дороге в детский сад.

Приложение № 1

«Промокшие объявления»

Педагог обращает внимание детей, что из объявления не понятно кого искать, размыты буквы.

Педагог спрашивает у детей

 - Не забегал ли к нам в группу посторонний?

подходят к педагогу,

внимательно слушают, интересуются

обращают внимание, рассматривают  промокшие листы - объявления,

пытаются прочесть,

пытаются угадать,

высказывают варианты ответов

обследуют группу, утверждают, что в группе  посторонних нет, но кто-то навел беспорядок. (в уголках все раскидано, бумага разбросана, карточки от игры перепутаны)

У детей «собирается» внимание, они настраиваются на деятельность

Формирование положительных эмоций, чувства сопереживания, получения удовлетворения от помощи другим.

Дети активизируют личный опыт, составляют связные высказывания, выдвигают гипотезы,

2. Педагог задает вопросы:

- Как вы думаете, кто мог навести такой беспорядок?

- Давайте назовем его «загадочный гость»?

Педагог предлагает  навести порядок в группе и найти следы загадочного гостя. Понять кто же это. Заполнить в объявлениях размытые буквы.

Педагог соглашается с детьми.

высказывают предположения (собака, кошка, мышь…, ребенок маленький)

соглашаются

соглашаются  навести порядок в группе, принимают совместное решение  приступить к расследованию,

предлагают назвать «По следамзагадочного гостя»

Включение детей в деятельность

У детей возникает внутренняя потребность включения в активную деятельность.

3.Основная часть

Педагог вместе с детьми наводит порядок в группе, обращает внимание на коробку.

Педагог объясняет, что эта коробка не простая, а коробка-сюрприз.

Педагог интересуются

- Как коробка оказалась на полу?

Педагог рассказывает, что  коробку с сюрпризом приготовила вчера вечером и предлагает подумать, какой сюрприз находится внутри Приложение № 2  Дидактическая игра «Волшебная коробочка»  

Педагог спрашивает:

- Что - же находится в волшебной  коробке?

-  Для чего нужны схемы?

Педагог предлагает собрать браслеты или бусы  по схемам?

Педагог обращает внимание на разнообразие бус и браслетов.

приступили наводить порядок в уголках группы,  находят коробку

рассматривают,удивляются, радуются сюрпризу,

высказывают предположения (ее уронили, кто – то из детей, загадочный гость)

высказывают предположения, пытаются открыть, чтобы увидеть сюрприз,   делают вывод (коробка закрыта), подбирают  карточки – действия, заполняют таблицу, открывают коробку

Рассматривают и рассказывают, что там находится (бусины, бусы  на лентах и схемы)

отвечают, что схемы нужны  для собирания бус и браслетов

выбирают схемы и собирают  бусы, собирает бусы без схем,  создают свой рисунок

рассматривают, любуются и предлагают убрать бусы в  уголок  «Красоты»

Закрепляют умение  ориентироваться в пространстве.

Развивается познавательный интерес.

Развитие внимания.

Тренировка мелкой моторики, развитие воображения детей. Проявление детьми инициативы, творчества, самостоятельности

Педагог продолжает наводить порядок в группе.

Привлекает внимание детей,  на беспорядок в уголке экспериментирования  

Педагог обращает внимание на  разбросанные листы

Педагог интересуется

- Как они тут появились?

- Кто оставил следы?

- Как вы это определили?

Педагог соглашается с детьми

присоединяются  к уборке группы

находят разбросанные листы бумаги, палитра, лупы, тарелочки, пипетки, кисточки

наводят порядок, складывают все по своим  местам

рассматривают листы и обращают внимания на листах следы

высказывают предположения,

обращают внимание, что из тарелки в которой вчера проводили эксперимент «Волшебным молоком», кто то пил и разбрызгал молоко.

предполагают что это, могла быть кошка.

рассматривают следы

вспоминают дидактическую игру Приложение №3 «Чьи Следы?»

отвечают на вопросы:

-количество пальцев;

-размер и форма подушечек;наличие когтей, их длина;

-взаимное расположение отпечатков лап, длина шага или прыжка.

Приходят к выводу, что это следы  кошки

Осуществляется двигательная активность детей

Педагог предлагает продолжить наводить порядок и обращает внимание на разбросанные карточки

Педагог интересуется, кто спрятался в загадочном домике

Педагог предлагает найти, жителя используя  адреса квартир.

Приложение №4

Игра «Загадочный дом».

Педагог задает вопрос:

 - Можно ли по данным картинкам угадать, кто спрятался в доме?

- Почему вы так решили?

Присоединяются наводить порядок и находят разбросанные карточки, разглядывают и делают вывод, что это карточки «адреса»из игры «Загадочный дом».

Интересуются, рассматривают и делают вывод, что в сказочном домике спряталось животное

заполняют дом, находят «жителей», угадывают, рассматривают жителей(клубок ниток, ухо, хвост, шерсть, лапа, мышка на веревочки)

предполагают, что, скорее всего в доме спряталась кошка

объясняют, что кошка любит играть с мышкой и клубком ниток, делаю обобщение

Педагог обращает внимание, что в группе все прибрано

Педагог предлагает вспомнить:

 Кто пролил молоко?

Кто пробежал по бумаге?

Кто разбросал карточки?

Кто спрятался в «Загадочном домике»?

Педагог соглашается с детьми, и предлагает заполнить пропуски в объявлении и передать их в другие группы.

осматривают группу, соглашаются

вспоминают, рассуждают кто это:

пролил молоко, испачкал лапы и оставил свои следы на  бумаги, разбросал карточки от игры.

утверждают, что это кот

Заполняют пропуски,

Отдают объявление в другие группы.

Тренировка памяти, активизация полученных знаний, оценка результатов деятельности при подведении итогов

Педагог благодарит детей за помощь

Благодарят педагога

Формирование положительных эмоций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок м...

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

Пояснительная записка.В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в д...

Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в детском саду"

Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»

Методическая разработка«Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в детском саду»...

ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ

quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...