Инфографика как прием визуализации учебного материала
презентация к уроку (старшая группа)

Тимофеева Нина Сергеевна

Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении дошкольников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инфографика как прием визуализации учебного материала Тимофеева Н.С.

Слайд 2

Визуализация учебной информации Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении. Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении дошкольников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. Преимущества визуализации в обучении: – визуализация помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию (диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации); – развивает критическое мышление; – помогает учащимся интегрировать новые знания; – позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Слайд 3

Техники визуализации в образовательном процессе 1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов – управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

Слайд 4

2. Скрайбинг (от английского « scribe » – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Слайд 5

3. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map ) – это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Слайд 6

4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Слайд 7

Что такое инфографика и зачем она нужна? Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде. Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причѐм весьма эффективно. Инфографика позволяет «говорить» с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления младшего школьника, так и особенностям восприятия информации. Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

Слайд 8

Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных, выполняя конкретные цели, поставленные составителем инфографики. Основная цель инфографики – информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель.

Слайд 9

Разновидности инфографики По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики: – числа в картинках: наиболее распространённая категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми; – расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов может быть визуализирован; – процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.

Слайд 10

По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды: – статичная инфографика – одиночные изображения без элементов анимации; – динамическая инфографика – инфографика с анимированными элементами (основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика , анимированные изображения, презентации); – интерактивная инфографика – вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.

Слайд 11

По типу источника различают 3 основных вида инфографики: – аналитическая инфографика – графика подготавливаемая по аналитическим материалам. Наиболее часто используется экономическая инфографика: аналитика проводится исключительно по данным экономических показателей и исследований; – новостная инфографика – инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме; – инфографика реконструкции – инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

Слайд 12

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов: – инструкция, – памятка, – плакат, – путеводитель, – статистика.

Слайд 13

Инфографика-инструкция

Слайд 14

Инфографика-плакат

Слайд 15

Инфографика-статистика

Слайд 16

Инфографика-памятка

Слайд 17

Инфографика-путеводитель

Слайд 18

Процесс создания инфографики включает следующие этапы: 1. Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории. 2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах – текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др. 3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю – обычно это неоформленные графики, гистограммы, 4. Построение доступной визуализации, верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) – презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.

Слайд 19

Можно выделить следующие направления в использовании инфографики в образовательном процессе: – организация целенаправленного восприятия информации; – запоминание информации с опорой на графические образы; – отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала; – способ делиться знаниями и результатами исследований; – способ обработки данных исследований; – развитие критического мышления; – формирование навыков функционального чтения. Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя понять тему, проблему ученикам с разным уровнем знаний и способностей.

Слайд 20

Где можно использовать инфографику? 1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования) 2. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации.

Слайд 21

3. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований. Чтобы создать яркую и запоминающуюся инфографику, прежде всего, нужно определиться с идеей, выбрать тему. На этом этапе важно понимать, что мы хотим донести до своей аудитории, будь то взрослые или дети.

Слайд 22

Принципы создания инфографики 1. актуальность и востребованность темы (ориентирование на аудиторию, для которой создается инфографика); 2. точность и организованность информации (информация представляется точно и структурировано, главная мысль должна быть ясной); 3. простота и краткость (Всю собранную информацию необходимо отсортировать и оставить только самое важное. Главная задача инфографики – пролить свет на какой-то конкретный вопрос или проблему. Не преувеличивайте количество информации и визуальных элементов. Слишком много деталей могут сделать инфографику трудной для понимания);

Слайд 23

4. образность и визуализация (Обычная данные скучны и иногда их бывает трудно понять. Использование геометрических фигур, графики, диаграмм, иконок и символов — все это может помочь создать образ передаваемой информации и визуализировать данные); 5. креативность (Это главное отличие инфографики от простой диаграммы. Представьте свою инфографику в виде плаката, на котором вы можете самовыразиться. Но, в то же время, дизайн должен быть целесообразным и отражать раскрытие вопроса); 6. эстетическая привлекательность (гармония и пропорциональность).

Слайд 24

Технология создания инфографики 1-й шаг – определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно – мнения и комментарии» 2-й шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией. 3-й шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной.

Слайд 25

10 советов по созданию качественной инфографики 1.Создайте точку фокуса внимания Инфографика слишком часто превращается в чересчур усложненную кашу из картинок и текста. Можно легко увлечься и создать вместо полезной конструкции нечто гнетущее. Одним из способов избежать подобной тенденции является создание центрального графического элемента, наглядно передающего основную тему. Такая структура привлекает внимание и придает ощущение, что вы легко сможете поглотить отображенную информацию.

Слайд 26

2. Вы можете это прочитать, взглянув лишь раз? Помните, что инфографика должна иметь под собой определенные цели, которых вы пытаетесь достичь с ее помощью. Как правило, задача инфографики – взять сложную информацию и с помощью художественных усовершенствований сделать ее более понятной. Ваша цель состоит в том, чтобы создать нечто, что может быть усвоено максимально быстро. Это касается не только отдельных фрагментов, смысл которых должен передаваться мгновенно, но и общей идеи, которая должна восприниматься за считанные секунды.

Слайд 27

3. Используйте уместные метафоры Одна из блестящих возможностей инфографики – взять скучную, комплексную информацию и обратить ее в графическую метафору, столь совершенную, что даже непрофессионалы смогут практически мгновенно понять суть темы. 4. Используйте срезы Порой инфографика используется не просто для оживления скучных данных, а для отображения реальной ситуации. В подобном случае одной из популярных стратегий является представление обстановки в виде трехмерной графики, которая выглядит почти как лабораторный образец.

Слайд 28

5 Информацию можно сделать красивой Иногда инфографика берет большой объем данных и сводит его воедино для удобства чтения, а иногда цель ее – визуализировать просто неимоверный объем информации. В подобных случаях попросту не всегда возможно, а часто – и не желательно, уделять излишнее внимание каждому значению. Вместо этого мы ставим целью всю картину: что мы можем узнать, отступив назад и взглянув на все данные разом? В таких обстоятельствах дизайнеры часто отображают данные так, что результатом становится настоящее произведение искусства!

Слайд 29

6. Не увлекайтесь столбцовыми диаграммами В инфографике первая идея часто обретает форму столбцовых диаграмм. Конечно же, это невероятно полезный инструмент, значительно усиливающий визуализацию данных, но также немного банальный и прозаичный с точки зрения дизайна. В следующий раз, когда вы захотите создать столбцовую диаграмму, подумайте о том, как придать ей немного индивидуальности. Инфографика про флаги стран мира, которую выпустило датское агентство ferdio (http://flagstories.co/), служит прекрасным примером. По сути, это все та же столбцовая диаграмма, но выглядит она гораздо более интересно.

Слайд 30

7. Используйте повторы Повторы являются одним из ключевых инструментов дизайна. Этот инструмент особенно полезен и уместен в инфографике, демонстрирующей одни и те же данные в различных контекстах.

Слайд 31

8. Рассказывайте историю в картинках Этот совет несет в себе ту же концепцию, что и второй совет, описанный здесь выше. Так как задачей инфографики является быстрота считывания, ваш проект должен мгновенно рассказывать историю. Инфографика должна основываться на визуальном ряду и не слишком полагаться на текст. Конечно же, он должен присутствовать в ней для тех, кто пожелает тратить время на чтение, однако ваши картинки должны и сами по себе очень хорошо передавать смысл. Когда вы создали рабочий эскиз своей инфографики, попробуйте убрать из нее весь текст и показать кому-нибудь, кто не видел ее прежде. Сможет ли он кратко сказать, что перед ним? Можете ли вы как-то улучшить эту визуальную связь?

Слайд 32

9. Тщательно изображайте сравнения Важнейшим из аспектов инфографики является не просто представление информации, но, что более важно, сравнение ее. Типографика (искусство оформления печатного текста) в настоящее время довольно популярна, но просто напечатать большие числа красивым шрифтом не достаточно для того, чтобы создать ощущение действительного масштаба или многообразия. По этой причине дизайнеры обращаются к диаграммам, графикам, иллюстрациям и всему остальному, что может прийти в голову для придания убедительности своей истории.

Слайд 33

10. Не экономьте на визуальных подсказках Предположим, вы решили положиться на старую добрую гистограмму, что вполне допустимо. Вашей задачей в этом случае будет решить, каким образом вы можете сделать ее еще более читабельной – пусть даже на грани избыточности. Обратите внимание на маленькие флажки на столбцах внизу. Флаги, отражающие объемы совсем не нужны, однако, этот трюк добавляет визуальную интересность дизайну, вместе с тем снижая объем работы, необходимой для интерпретации данных.

Слайд 34

Инфографика на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Тема «Объекты живой и неживой природы» Тема «Размножение (развитие) рыб»

Слайд 35

Инфографика на занятиях по формированию элементарных математических представлений Тема «Знаки сравнения» Тема «Величина»

Слайд 36

Инфографика на занятиях по развитию речи Тема «Многозначные слова» Тема «Составление рассказов о птицах»

Слайд 37

Инфографика на занятиях по художественному развитию Тема «Учим цвета радуги» Тема «Лепка»

Слайд 38

Сервисы для создания инфографики 1. easel.ly Понятный редактор инфографики с библиотекой готовых элементов. Каждый можно настроить и отредактировать под себя.. 2. Visual.ly Отличный инструмент, который позволяет генерировать ряд инфографик. Инфографика в этом случае почти полностью будет основана на социальных метриках, таких как данные Twitter или Facebook . 3. Canva.comЛучший онлайновый конструктор для создания баннеров, визиток, иллюстраций и постеров. 4. PiktochartТрансформирует информацию в захватывающие визуальные истории. Его очень легко использовать. Имеет функцию автоматически настраиваемой инфографики..

Слайд 39

5. Infogr.am до сих пор является относительно новым сервисом и имеет множество возможностей, которые пока находятся на стадии внедрения. 6. Creately – удобный для пользователя инструмент, который помогает создавать профессиональные диаграммы и динамические схемы. 7. Tagxedo . Этот сервис преобразует текст (известные изречения, новости, слоганы, даже любовные признания) в удивительным образом визуализированные облака слов. 8. Cacoo – бесплатный инструмент по созданию инфографики. Дружественный пользователю онлайн-инструмент для рисования, который позволяет создавать различные виды инфографики, такие как карта сайта, схемы страниц, Mind Maps и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал в раздел "Детский сад".

Данный методический материал   будет интересен воспитателям  и специалистам  дошкольного образовательного учреждения....

Учебный материал в разделе "Начальное образование"

Данный материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образования....

Экспериментирование – как средство когнитивной визуализации познавательного материала.

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный.Использование в дошкольном образовании методик, опирающихся на различные виды обобщений, тогда как абстрак...

Инфографика как средство визуализации информации

Даннй материал предназначен для работы воспитателя с детьми разных возрастных групп....

Дидактический материал к празднованию Дня России (Учебный материал в разделе "Детский сад"

Воспитание у ребёнка любви к своей Родине включает в себе целый комплекс задач. Рзвлечение - это один из видов детской деятельности в решении задачи нравственно-патриотического воститания у детей дошк...