Педагогическая находка по теме «Инфографика как прием интеллектуального развития дошкольников»
проект

Васьковская Виктория Денисовна

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Воспитатель года России»

Конкурсное испытание «Педагогическая находка»

 по теме «Инфографика как прием интеллектуального развития дошкольников»

Воспитатель

Васьковская Виктория Денисовна

2021

Каждую минуту в нашей жизни появляется немыслимое количество новой информации. Доступ к таким большим объемам данных открывает перед нами безграничные возможности. Позволяет более детально изучать окружающий мир и помогает прогнозировать будущее. Тем не менее, если использовать только традиционные способы работы с информацией, то человек физически не способен справиться с объемами и вынужден искать варианты решения проблемы. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии. При визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач (1 слайд) 

Уважаемые члены жюри и коллеги! Представляю вашему вниманию педагогическую находку по применению инфографики в интеллектуальном развитии дошкольников.(2 слайд)

Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми-инвалидами, разных нозологических групп и разного возраста, в основном это дети с нарушениями речи, поэтому в организации образовательной деятельности необходимы эффективные приемы образного представления знаний и учебных действий. (3 слайд) 

Мониторинг, проведенный в начале учебного года с целью определения уровня мышления и восприятия детей 4-5 лет, показал, что у большинства детей низкий уровень восприятия и мышления. Тест «Что здесь лишнее?»(4 слайд)

Для детей 5-7 лет использована методика «Классификация предметов». Результаты говорят о низком уровне развития восприятия, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Вследствие чего у детей недостаточно развито познавательное и интеллектуальное развитие.(5 слайд)

ВАЖНЫЙ ДЛЯ ИСТОРИИ ИНФОГРАФИКИ ЧЕЛОВЕК —философ и математик Средневековья Николай Орем. На него часто ссылался Декарт. А это его самое первое изображение бар-чарта (то есть столбчатой диаграммы) — XIV век. Но, конечно, более известным человеком того времени был Леонардо да Винчи, который стал «основоположником PowerPoint». Для того чтобы презентовать свои изобретения, он не рисовал точные изображения, а делал схемы. Например, использовал «взрыв-схемы», столь популярные сегодня, особенно в видеоформате и в рекламе. Изучен практический опыт педагогов общеобразовательных школ в организации работы с  детьми, усвоении, анализе, воспроизведении информации.

Мы все привыкли воспринимать инфографику как статистику – цифры, проценты, анализ... Поэтому может возникнуть недоумение: каким образом связать инфографику с развитием дошкольников? (6 слайд)

Инфографика - это наглядность. Именно наглядность выполняет функцию основного источника получения знаний. Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных детям дошкольного возраста.

Она объединяет таблицы, схемы, рисунки с устными текстами, это способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала, активизируется познавательная деятельность. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Плюсами использования инфографики в работе с детьми ОВЗ можно назвать следующие моменты:

– простота в использовании – инфографику можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать;

– богатый визуальный материал – яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации;

– индивидуальный подход позволяет организовать работу за персональным компьютером, планшетом или с распечаткой. (7 слайд)

В чем развивающий потенциал инфографики?

–дети учатся анализировать, обобщать информацию (диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации);

– у детей развивается критическое мышление;

– инфографика помогает детям интегрировать новые знания в опыт

Также применение инфографики способствует развитию интегративных качеств дошкольника, таких как,  активность, любознательность, и формирует универсальные предпосылки к учебной деятельности.(8 слайд)

Существует достаточный опыт использования инфографики в школе, а в детском саду она в большинстве случаев представлена в качестве готового наглядного пособия для детей. Новизна моего опыта в том, что инфографику можно и нужно создавать совместно с детьми. И научить детей это делать самостоятельно.

С детьми подбираем и анализируем информацию, классифицируем ее на группы, создаем макеты, таблицы, инфокарты

- изучении темы,

- проведении исследования

Мы с детьми подбираем и анализируем информацию, классифицируем её на группы, создаем макеты и таблицы, инфокарты.(9 слайд)

В своей практике применяю разные виды инфографики в соответствии с их индивидуальным развитием и возрастом.

Начинаем работу с детьми со знакомства с символами. Малышам лучше предлагать картинки, иллюстрации, понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей развивается образное мышление, начинаем учиться совместно составлять не только схемы, но интеллект-карты, таблицы и инфокарты по теме или проблеме.

С детьми 6-7 лет акцент делаю на работу с тематическими картами. Применение инфографики позволяет проявить ребенку инициативу, мыслить критически, формулировать нестандартные идеи. Моя задача - мотивировать детей, помогать ставить проблемы, предлагать разные источники информации, находить ответы.(10 слайд)

Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, мобилизует их внимание и делает занятие интересным, привлекательным, красочным.

Таким образом инфографика служит инструментом развития познавательной активности в разных видах деятельности по направлениям развития ребенка(11 слайд)

Эффективно использовать инфографику в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в индивидуальной работе. Схемы и алгоритмы помогают быстрее запоминать материал и воспроизводить его при повторении.

Разработанные совместно с детьми алгоритмы направлены на формирование культурно-гигиенических навыков, разучивание и закрепление правил в играх, для самостоятельной познавательной деятельности.

 (12 слайд)

Методическим потенциалом использования инфографики являются:

- ознакомление с новым материалом;

- закрепление знаний;

- организация работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности.

- представление результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования).(13 слайд)

Мониторинг восприятия и мышления в конце года показал динамику в развитии психических процессов. Конечно, каждый ребенок сравнивается только с собственными достижениями и уровнем развития. Они стали более собранными, внимательными, проявляют большой интерес к образовательной деятельности с использованием инфографики.(14 слайд)

Современному родителю проще воспринимать краткую и визуализированную информацию. Поэтому инфографика удобна в целях просвещения родителей, которые имеют не так много времени на ознакомление с информацией, а также это отличный способ привлечь их внимание. В моей практике уже стало традиционным создание памяток и информационных брошюр в виде инфографики. Родители отзываются об этой форме информирования положительно, так как информация сжата, структурирована и актуальна именно по конкретной проблеме.(15 слайд)

Приёмы и методы использования инфографики в интеллектуальном развитии дошкольников стали новшеством, которое привлекло внимание педагогов. Своими педнаходками, методическими разработками делюсь с коллегами на мастер-классах, открытых занятиях и размещаю информацию на личном сайте. Разработанный мною чек-лист по применению инфографики кратко, но наглядно описывает процесс применения в образовательной деятельности.(16 слайд)

        Результаты моих наблюдений позволяют сделать вывод, что инфографика является эффективным приемом в интеллектуальном развитии дошкольников и этот прием помогает формировать предпосылки к развитию у детей информационной грамотности.

Перед современным воспитателем стоит важная задача – подготовить ребенка к разумному потреблению информации, умению искать, анализировать, обобщать, делать выводы. И именно инфографика поможет ему в этом. (17 слайд)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"

Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....

ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной актив...

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете "Детское экспериментирование - средство познавательного и интеллектуального развития дошкольников"

Детское экспериментирование -  средство интеллектуального развития дошкольников (из опыта работы) Выполнила:воспитатель Арестова Н.В. Слайд 1.«Лучше один раз увидеть, чем сто раз ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Влияние игр на интеллектуальное развитие дошкольников"

Представленный материал по обобщению опыта будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Ложка как универсальный предмет для всестороннего развития дошкольников».

Главная задача дошкольных образовательных учреждений  состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического р...