Моя педагогическая находка на тему: «Заучивание стихотворений как средство развития речи детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования говорит о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка на тему:
«Заучивание стихотворений как средство развития речи детей дошкольного возраста».
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к
гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»
В.Г.Белинский
Актуальность. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования говорит о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Уважаемые коллеги! Представляю вам свою педагогическую находку на тему: «Заучивание стихотворений как средство развития речи детей дошкольного возраста».
В детском саду я работаю уже много лет. В детский сад пришли дети моих первых воспитанников. Времена меняются, но неизменными остаются вопросы воспитания дошкольников. Правда, сейчас приходят дети более «продвинутые» в плане владения гаджетами, но я столкнулась с такой проблемой, что речь у детей оставляет желать лучшего. Многие родители не придают значения тому, что дети не произносят звуки, отвечают одним словом на вопрос и не владеют монологической и диалогической речью.
Итак, передо мной стояла проблема. Когда есть проблема, то ее нужно решать.
Работая над проблемой развития речи, я поставила перед собой несколько задач, наметила пути решения. Провела диагностику, которая показала такие результаты.
Многие родители не осознавали, насколько у детей запущена речь. На первый план вышла проблема принятия родителями данной проблемы. Как показать родителям, что с ребенком надо работать над речью? Раздали детям стихи для заучивания к празднику. Родители услышали своих детей и сделали вывод, что дети плохо владеют устной речью, и как по-разному дети читают стихи.
И здесь передо мной встал вопрос что нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием?
Ведь с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением. Увеличение числа детей с нарушением речи, вызывает необходимость разработки универсальных развивающих и коррекционных методов и приемов.
Совместно с родителями мы пришли к тому, что заучивание стихотворений – одно из средств развития речи детей.
Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
Что же нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием и читали их выразительно?
Конечно знать методику заучивания стихотворений
Правила заучивания стихотворений:
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 3-4 лет достаточно одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
2. Стихотворение должно соответствовать характеру воспитанника. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Например, озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стихи, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию.
3. Определить настроение стихотворения. Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым. Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.
4. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим.
5. Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Задача взрослых - доступно их объяснить.
6. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Что же такое выразительное чтение? Выразительное чтение отличается от обычного тем, что голос чтеца передает настроение текста, расставляет акценты на основных словах и задает темп речи.
Итак, коротко представим методику заучивания стихотворения:
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть.
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа- значение всех слов должно быть понятно детям.
3. Повторное чтение стихотворения с использованием любого приёма запоминания:
по картинкам, двигательный, мнемотехника, театральный и т.д.
4.Чтение стихотворения детьми с помощью взрослого.
5.Выразительное чтение стихотворения детьми самостоятельно.
Почему же дети плохо запоминают стихотворный текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результата.
Как вы думаете, как можно замотивировать ребенка?
Значит, заучивание должно быть для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стихотворения - осязаемым, видимым, представляемым.
Профессионализм педагога состоит в том, чтобы пробудить у детей интерес, раскрепостить и превратить обучение в любимый, ведущий вид деятельности дошкольника - ИГРУ.
Какие методы и приёмы заучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике с детьми вашей группы?
Существует большое количество традиционных и нетрадиционных методов и приёмов заучивания стихов.
Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы, визуалы и кинестетики. От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.
• Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).
• Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка.
• Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
- Учитывая эти особенности можно выбрать определенный метод или прием, которые я хочу вам сегодня предложить. На мой взгляд наиболее доступные детям дошкольного возраста.
1. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Понятие мнемотехника произошло от греческого слова «mnemonikon» – искусство запоминания.
Особенность методики- применение символов или картинок для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется - елка, а для обозначения домашних- дом. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Не связанные на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Мнемоквадрат - обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы. Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1. Чтение рассказа или стихотворения, выделение важных моментов.
2. Черчение на листе бумаги таблицы с равными ячейками. В каждой ячейке изображается картинка, которая, ассоциируется со словами этого квадрата.
3. Чтение стихотворения с опорой на картинку.
Алгоритм заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы, для старших дошкольников
1. Чтение стихотворения воспитателем 2. Беседа по прочитанному, разбор новых слов
3. Кодирование текста:
* на начальном этапе с помощью взрослого
* позднее – самостоятельно детьми
4. Проговаривание текста с опорой на таблицу
5. Рассказывание стихотворения без таблицы
2. Двигательный или «учим стихи в движении».
После проведения предварительной работы, вы даёте ребёнку установку на запоминание. Затем, предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать стихотворение в клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки с клубочком за спину и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, чтобы ребёнку – кинестетику (такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даём необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.
Как вариант этого метода вы можете предложить ребёнку класть в вазу бусины, шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Эффективным приёмом для заучивания стихов в движении является тактильная книга и приём «Расскажи стихи руками» автор пособия Бардышева Т. Ю.
Тактильная книга позволяет ощутить качество разного материала, что тоже способствует обогащению чувственного опыта детей.
3. Драматизация.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды театров с их атрибутикой.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Прочитайте детям «Два барана» С. Маршака и изобразите баранов пальчиками. А затем попросите детей изобразить баранов и действия.
Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол.
Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в кукольном театре и в лицах.
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «Театр перед микрофоном». При этом придётся постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а потом и слова автора.
4. Эмоциональный или комбинированный метод, представленный автором статьи «Учим стихи с удовольствием» Киреевой О.Н.(«Дошкольная педагогика» № 4
2015г.)
Автор предлагает следующую методику заучивания стихотворений:
1.Подготовительный этап. Выразительное чтение стихотворения с изображением эмоций, мимикой, жестами, движением.
2.Работа со стихотворным текстом. Подбор картинок к каждой строчке стихотворения и обозначение номера строчки.
3. Работа над эмоциональным выражением стихотворного текста
(обозначение эмоций, пауз, интонаций с повышением или понижением голоса и картинок, обозначающих темп высказывания (быстро-медленно)
Работа идёт построчно. К каждой строчке стихотворения подбирается картинный материал, эмоция и интонация.
Повторяются каждые две строчки, а затем целиком.
Пример. «Про ёжика» Г. Лагздынь.
Шёл по лесу хмурый ёжик. Не жалел коротких ножек,
Нёс детишкам он грибочки, Растерял их возле кочки.
1. О ком говорится в стихотворении? Какое настроение было у ёжика? Что автор нам рассказывает о ножках ёжика? Как он шёл по лесу? Чем заканчивается рассказ о ёжике?
2.Поиграем в игру «Юный художник» и попробуем проиллюстрировать с помощью картинок историю о ёжике. Какие картинки нам понадобятся?- построчно.
Обязательно спрашиваем, почему ребёнок выбрал именно эту картинку.
Обозначаем каждую строчку цифрой.
Повторяем каждые две строчки стихотворения, целиком.
3.Нам осталось рассказать стихотворение более выразительно. В этом нам помогут смайлики. Работа по строчкам.
Послушайте первую строчку стихотворения. Какая эмоция подходит? Какое слово надо выделить интонацией? (хмурый). Что происходит с голосом в конце строчки?- повышается или понижается?
Соединим первую и вторую строчки.
Как выразить последнюю строчку? (ёжик ожидал, что рассыпет грибочки?) надо поставить паузу. Как мы расскажем быстро или медленно?
А теперь выразительно расскажем стихотворение.
Желательно обучить ребёнка всем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их по назначению.
Как вы считаете, мы ответили на вопрос, что нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием?
Вывод: таким образом, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания и используя разнообразные методы и приёмы, мы создаём благоприятные условия для того, чтобы процесс запоминания стихотворного текста стал лёгким, творческим и эффективным.
Итог. Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что заучивание стихотворных текстов является важным источником средства обогащения и активизации речи ребенка, развития его поэтического слуха. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать задачи, которые стоят перед воспитателем по развитию речи ребенка.
Рекомендации: в дальнейшей работе мне необходимо обратить внимание на развитие умения чистого произношения звуков родного языка; развитие умения пересказывать, составлять описательные рассказы, рассказы из личного опыта и т.д. Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Также продолжать активно сотрудничать с родителями моих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...

