Использование интеллект-карт в ДОУ
презентация к уроку (подготовительная группа)

Студеникина Юлия Петровна

"Интеллект-карта  (или  «карта ума» ) - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,  активизируется мышление".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_intellekt_-_kart_v_dou_1.pptx388 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ МБДОУ «ЦРР- детский сад №121» Выполнили: Студеникина Ю.П . Соколенко Т.И .

Слайд 2

Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Слайд 3

Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко. Интеллектуальные карты (mind maps) придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.

Слайд 4

Что же такое интеллект-карта? Интеллект-карта (или «карта ума» ) - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.

Слайд 5

Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Слайд 6

С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи: развитие быстрого восприятия и запоминания повышение мотивации грамотное планирование решения задачи формирует упорядочение мыслей рост достижение успеха экономия времени Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.

Слайд 7

Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно: повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе; развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности; скорректировать знания; активизировать самостоятельную деятельность воспитанников. выявить причины затруднений изучить личность

Слайд 8

Преимущества метода интеллект-карт: Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно. Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается. Информативность . Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает. Креативность . Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Слайд 9

Карты ума можно создавать несколькими способами , но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание . Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации

Слайд 10

Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект – карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт.

Слайд 11

Как правильно делать интеллект-карту Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил: Располагать главную идею, предмет в центре листа . Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы. Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов .

Слайд 12

Например, надо дать детям знания по теме «Зима». Сначала спрашиваем ребенка, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задаем вопрос сами, ставим в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Составление интеллект – карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это слово «зима». Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово зима?» От центрального образа рисуем " отростки«, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми - , поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект - карты.

Слайд 15

Опыт проведения занятий с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижению результатов соответствующих данной технологии. 1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). 2. Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации. 3. В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а так же чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление. 4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.

Слайд 16

Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников в рамках проекта "Хочу все знать"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2016-2018 учебный год. «Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ».

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2019 учебный год.«Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ»....

Фрагмент мероприятия совместной образовательной деятельности с использованием интеллект-карты план-конспект на тему: «Зима»

Данный материал поможет педагогам научить детей классифицировать информацию и отражать её в интеллект-карте....

Консультация для педагогов «Использование интеллект-карт в деятельности педагога».

Данная консультация кратко знакомит и практически иллюстрирует использование интелллект-карт в разных сферах деятельности педагога....

Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»

Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты. «Карта для тигренка».

ull; Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.•Учить правильно произносить звук [Р] в словах, предложениях....