презентация "Зинаида Николаевна Александровна"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Тимотин Светлана Георгиевна

презентация "Зинаида Николаевна Александровна". 

Краткое описание об авторе, какие книжки она писала,стихи и.т.д

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зинаида Николаевна Александрова (1907 - 1983) Подготовила: Воспитатель ГБДОУ №72 Тимотин Светлана Георгиевна

Слайд 2

Детство писательницы Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам — товарищам по играм.

Слайд 3

Послевоенные годы Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов… Потом началась Первая мировая война. Отец из-за плохого зрения на фронт не попал. Он работал в госпитале, занимаясь грамотой с выздоравливающими солдатами. Мать в том же госпитале работала фельдшерицей. Война окончилась. Дочку отдали в Мариинскую гимназию, в приготовительный класс. В связи с революционными событиями семья Александровых решила перебраться в деревню: считалось, что там безопаснее и сытнее. Маленькая Зина стала ходить в сельскую школу.

Слайд 4

Юность в детском доме В 1919 г. от туберкулеза умирает отец, а через год — мать, заразившись сыпняком от больных, которых она неутомимо и самоотверженно спасала, мотаясь по самым отдаленным деревням. Детство кончилось. Тетка отдала свою племянницу в детский дом — бывший Павловский институт. К детдомовскому периоду относятся первые поэтические опыты З. Н. Александровой. В детдоме она закончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Продолжала писать стихи.

Слайд 5

Пробы пера Подруги без ведома Зинаиды послали ее стихотворения в журнал «Работница и крестьянка». Некоторые были напечатаны. А вскоре вышли две ее книжки (по словам автора, «тоненькие, робкие») — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни». К этому времени Зинаида Александрова уже училась в Ленинградском техникуме печати.

Слайд 6

Литературная карьера Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930-1931 годах. Первое обращение к малышам стихотворение «Ветер на речке» вышло отдельным изданием в 1932 г. Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые другие стихи Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой», знаменитые «Бескозырка белая» и «Гибель Чапаева». На конкурсе 1936 г. эти две последние песни поделили 2-е и 3-е места.

Слайд 7

Основные книги В 1934 г. выходит в свет последняя «взрослая книжка» Александровой — «Биография песни». Теперь она пишет исключительно для ребят. Одна за другой у нее выходили новые книжки для малышей: «Колхозная весна», «Майка», «Зима», «Наши ясли», «Мишкины соседи», «Гибель Чапаева», «День начинается с чудес», «Мой Мишка», «Смешные человечки». 1944-м и 1945-м годами датированы военные книжки Александровой «Островок на Каме» и «Салют». Следует назвать сборники, вышедшие в 50-е — 70-е годы. Это « Топотушки », своеобразный итог многолетней работы для самых маленьких, «Про девочку Да и мальчика Нет», «Невидимка», «Станция Весна» и др.

Слайд 8

Вклад в литературу Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. После Ленинграда она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала работать заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята». Много внимания уделяла Александрова работе с литературной молодежью. Другой большой и важный раздел ее работы — популяризация детской литературы народов СССР. Известны ее переводы грузинских, украинских, литовских, еврейских поэтов, пишущих для детей.

Слайд 9

Последние годы Время брало свое. В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать — рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно было судить, что творческие возможности писательницы далеко не исчерпаны. Умерла Зинаида Николаевна в 1983 г. Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг – как отдельных стихов, так и сборников. З.Н.Александрова была награждена медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", "Ветеран труда", Ленинской юбилейной медалью, а также многочисленными Почетными грамотами.

Слайд 10

Елочка Маленькой елочке Холодно зимой, Из лесу ёлочку Взяли мы домой. Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых! Сколько под елочкой Маленьких ребят! Топают, хлопают, Весело кричат: «Елочка, елочка, Яркие огни, Синими бусами, Елочка, звени! Встанем под елочкой В дружный хоровод. Весело, весело Встретим Новый год!»

Слайд 11

Золотые руки Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке Сделать ключ, кофейник запаять. Золотые руки все в мозолях, В ссадинах и в пятнах от чернил – Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил. Нам спираль переменил на плитке, Подновил дырявое ведро… У него гремят в карманах слитки – Олово, свинец и серебро. Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло, Золотые руки тут как тут. Мать руками этими гордится. Хоть всего парнишке десять лет, Пробку сменит он – и загорится В комнатах живой и яркий свет. Не успев прочесть об этом в книжке, До всего дошел он наугад. «Золотые руки у парнишки!» - Про него соседи говорят.

Слайд 12

Мой Мишка Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить. На плите сварилась каша. Где большая ложка наша? Я тебе перед едой Лапы вымою водой. Повяжу тебе салфетку. Ешь котлетку, Ешь конфетку, Молоко свое допей, И пойдем гулять скорей. Это куры. Это утки. Чёрный Шарик возле будки. Мы его не позовем, Убежим гулять вдвоем. Пьёт козленок из корыта, На тебя глядит сердито. Ты не бойся - это гусь. Я сама его боюсь. Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к речке, Будем плавать, загорать, Наши трусики стирать. Мишка топал, баловался - Лёгкий мостик зашатался. По реке идут круги... Шарик, Шарик, помоги! Мишка мокрый, будто губка. Сохнет плюшевая шубка. Шарик убежал вперёд. Нам от мамы попадёт!

Слайд 13

Новые ясли Новые ясли открыты у нас, В ясли придут ребятишки сейчас. В комнатах светлых кроватки стоят В эти кроватки уложат ребят. Держится Миша за мамин подол - Миша заплаканный в ясли пришел. Оленька смело гуляет одна, В ясли сама прибежала она. Чище умойся, воды не жалей - Будут ладошки от мыла белей. Вкусную травку коровы едят, Много дадут молока для ребят. Стали ребята обедать в саду, Будут сегодня оладьи в меду. Новенький пролил своё молоко, Жалко, что киска сейчас далеко. В поле кузнечики звонко трещат. Спать в холодке уложили ребят. Толстенький Петя совсем еще мал, Начать ходить и на травку упал. Сели ребята играть на песок, Сделал Сережа высокий пирог. Оленька весело в яслях живет, Любит плясать и водить хоровод. Вот наступила седая зима, Белые шапки надели дома. Новые санки по снегу скрипят. В ясли на ёлку позвали ребят. Встали ребята в широкий кружок, Кто-то на ёлочке свечи зажёг. Оленька смело выходит вперед, Беленький зайчик куклу дает. Каждый подарку хорошему рад. Весело в яслях у наших ребят.

Слайд 14

Родина Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна!

Слайд 15

Топотушки Топ, топ, топотушки ... Удивляются игрушки, На окошко прыгнул кот : Оля по полу идет! Ходит не ладошками, А топочет ножками, Маленькими ножками, Красными сапожками. И сама удивлена, Что не падает она!

Слайд 16

Что взяла, клади на место Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. На кроватку ставит кружку, На паркет кладет подушку, Прячет ботики в буфет. Всё на месте или нет? Если мама промолчала, Надо делать всё сначала: На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку, Сунуть ботики в кровать… Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло всё не там… Помогите ей, ребята, Всё расставить по местам.

Слайд 17

Библиография "Полевой Октябрь" "Фабричные песни" "Колхозная весна" "Майка" "Зима" "Наши ясли" "Биография песни" "Мишкины соседи" "Гибель Чапаева" "Хорошо живется" "Мой Мишка" "У нас в саду" "Островок на Каме" "Салют" "Про девочку Да и мальчика Нет" " Топотушки " "Невидимка" "Станция Весна" "Дозор" "День начинается с чудес" "Пятеро из одной звездочки" "Вьются искорки костра" "Четыре котенка" "Смешные человечки" "Елочка" "Дед Мороз" "Что взяла, клади на место!"

Слайд 18

Иллюстрации Иллюстрации к большинству детских книг Зинаиды Александровой выполнил художник Петр Асеев, иллюстратор « Детгиза ».

Слайд 19

Характеристика творчества В довоенных стихах Зинаида Николаевна запечатлела живую историю детства: игры, увлечения, кумиры детей 30-х годов. В книгах, вышедших в предвоенные годы присутствуют гражданские мотивы . Сборники, вышедшие в 50-е — 70-е годы – «своеобразный итог многолетней работы для самых маленьких. Особая удача поэтессы - цикл стихов о Тане. Главная черта Танюши – приветливость, доброта, нежная любовь к окружающим . Она подарила маме цветы, любит папу, дружит с братом, жалеет подружку Варю, кормит голубей, кур, кроликов, бычка Борьку.

Слайд 20

Заключение Зинаида Александрова считала, что стихи для детей должны быть простыми, но не лишенными смысла, не облегченными: « Хочется лишний раз напомнить родителям: детям - детское! Но это ни в коей мере не значит — облегченное ». Ее творчество отличает простота и художественное совершенство. Всего выпущено около 70 её книг, книжек и книжечек. Стихи её были переведены на 16 языков. Стихи Зинаиды Александровой просты, легко запоминаются, в них присутствует игровое начало. Они о том, как прекрасна наша Родина, её природа, как хороши её люди и дружный труд, как интересно жить на свете, подрастая и вглядываясь в большой, просторный мир. Её стихи - о дружбе, доброте и взаимопомощи, о внутреннем мире ребёнка, его взрослении. Они не устаревают. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио воспитателя Складневой Дианы Александровны

Успех работы, как известно, зависит от эффективности труда каждого, кто причастен к делу воспитания. Ключевая фигура педагогического процесса-воспитатель. Первая и главная задача воспитателя-обеспечит...

ЭССЕ на тему: "Я воспитатель, а это значит..." Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2010 год. крова Елена Николаевна.

Воспитатель - это призвание.В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливает только из живого источника человеческой личности.К. Д. Ушинский....

Перспективное планирование. Второе полугодие Авторы: Баева Ольга Николаевна,Пузырева Дарья Николаевна

В пособии отмечены особенности организации наблюдений, подобраны подвижные игры на свежем воздухе, а так же оздоровительные мероприятия. Материал удобен в использовании, так как состоит из персп...

Стендовый доклад по фестивалю Лучших практик приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкальяавторы: Верещагина Ирина Федоровна, Спиридонова Наталья Николаевна, Воробъёва Валентина Николаевна

Данная презентация знакомит с историей и культурой семейских жителя села Унэгэтэй. Как был основан фольклорный ансамбль "Судьбинушка", с его составом, песнями. Связь с социумом по знакомству...

Доклад на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Аксенова Ольга Николаевна, воспитатель Барышникова Оксана Николаевна, воспитатель Гришина Елена Ивановна, воспитатель СП ГБОУ СОШ по

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вку...

МАСТЕР-КЛАСС МАСКА В ТЕХНИКЕ ТОРЦЕВАНИЯ ИЗ БУМАГИ СВОИМИ РУКАМИ Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна.

МАСТЕР-КЛАССМАСКА В ТЕХНИКЕ ТОРЦЕВАНИЯ ИЗ БУМАГИ СВОИМИ РУКАМИ Воспитатели:  Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна....