Развитие исследовательской активности детей в средней группе посредством реджио подхода (2020-2021)
проект (средняя группа)

Белова Елена Геннадьевна

Иновационная тема 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

   «Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста

посредством Реджио-подхода» (средняя группа № 11)

Цель:

Развитие познавательных способностей через экологическое воспитание с применением Реджио-подхода.

Задачи:

   Изучение исследовательской активности детей.

   Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира.

   Формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете,    размере, структуре, звучности и т. д.).

   Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение,  классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей.

   Формирование и совершенствование навыка работы с различными  инструментами, развитие мелкой моторики.

Актуальность выбранной темы:

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаѐтся личностному развитию ребѐнка. Реджио учит детей представлять свои идеи и мысли разными способами.

Гораздо важнее научить ребенка добывать знания, чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он не умеет применять.  Для своей работы я выбрала эту тему, потому что считаю Реджио-подход  одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, мыслить нестандартно, опираясь на свои ощущения, интересы, любопытство, фантазию, желание исследовать и изучать окружающий мир вещей и явлений самыми разнообразными способами. Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Актуальность для обучающихся.

Благодаря опытно-экспериментальной деятельности у детей  формируются представления о способах исследования объектов, о некоторых материалах, природных явлениях; развивается способность сравнивать, делать элементарные выводы, высказывать суждения и умозаключения. Следовательно, развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес процессу. 

Предполагаемые результаты:

У детей формируется стойкий интерес к экспериментированию, стремление экспериментировать дома, используя приобретенные знания и умения.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы (лед: твердый, гладкий, скользящий; снег: сыпучий, мокрый, липкий; вода: прозрачная, без запаха, льется.)

Этапы реализации.  

           Первым этапом моей работы по данной проблеме было изучение реджио  педагогики, и ее подхода к воспитанию и  развитию детей, подбор, изучение  детской экспериментальной деятельности, изложенных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), научно-методической литературе, интернет ресурсах, а так же создание картотеки «Игры и эксперименты для детей.»  «Живая экология» (Творческий Центр «Сфера» М., 2007.) под редакцией А.И.Ивановой.

На втором (практическом) этапе мною было разработано перспективное планирование, был осуществлен подбор материала, оборудования для исследовательской деятельности.  В течение года с детьми  нашей группы проводились игры-экспериментирования., наблюдения на прогулке, в повседневной деятельности.  В своей работе я старалась использовать эксперименты и опыты, которые соответствуют возможностям и интересам детей .

Метод экспериментирования - это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

 В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые годы жизни - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил выдающийся педагог Л.С.Выготский в своих трудах.                              Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.

      Знания, почерпнутые не из книг, а  добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и очень прочными. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.                                                                            К.Д Ушинский. Значение периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по психологии. М.,1987.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. В течение года мною велась работа по повышению теоретических и практических знаний родителей. Использовались следующие формы взаимодействия и сотрудничества: беседы, консультации, оформление информационных стендов и папок-передвижек с рекомендациями, привлечение к участию в экспериментировании.

                                                                                                         

     

Взаимодействие с родителями

Средняя группа   2020- 2021 уч. г.

Воспитатель: Белова Е.Г

                         

Форма работы

                     Сентябрь

Ответственные

1

Папки-передвижки

«Бросаем в воду все подряд! »

Воспитатель

2

Консультация

«Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка»

Воспитатель

Октябрь

Форма работы

Ответственные

1

Папка-передвижка

«Роль семьи в  развитии  познавательного интереса ребенка»

Воспитатели, психолог.

Ноябрь

Форма работы

Ответственные

1

Консультация

«Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Воспитатель

Декабрь

Форма работы

Ответственные

1

Интернет -  конкурс.

«Время знаний» по познавательному экспериментированию

Воспитатель

Январь

Форма работы

Ответственные

1

Фотогазета со стихами

«Зимняя прогулка с мамой!». «Зимой гуляем, наблюдаем» 

Родители

Февраль

Форма работы

Ответственные

1

Родительское собрание  

«Особенности развития детей 5 года жизни».

Воспитатель

Март

Форма работы

Ответственные

1

Фотовыставка с размещением на личном сайте педагога и в вк

«Мы экспериментируем»

Воспитатель, родители.

Апрель

Форма работы

Ответственные

1

Консультация.

Игра – в жизни детей»

Воспитатель.

Презентация

«Наши новые открытия»

Воспитатели.

Май

Форма работы

Ответственные

1

. Папка - передвижка:

 «Чем занять ребенка летом».

Воспитатель

Перспективный план работы с детьми.

Октябрь

Тема № 1 «Игры с водой и красками»

Опыт №1 «Разноцветные краски»

Опыт №2.  « Цветная капуста»

Опыт № 3. «Вода принимает форму».

Ноябрь

Тема №2 «Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Мыльные пузыри»

Опыт № 2 «Подушка из пены»

Опыт №3  «Воздух есть везде»

Опыт №4 «Волны»

Декабрь

Тема № 3 «Почему все звучит?»

Серия игр с различными шумовыми, музыкальными инструментами.

Задачаподвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалыбубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

   

Январь

Тема № 4  «Как растения пьют воду?»

Цель: Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.

Февраль

                                                Тема № 5 «Свойства снега»

Опыт № 1 «Превращение «чистого» снега в воду»

Цель: познакомить со свойствами снега собирать частицы пыли и грязи из воздуха.

Опыт № 2 «Снег сохраняет тепло».

Цель: выяснить, сохраняет ли снег тепло?

Март

Тема №6 «Свойства солнечных лучей»

Цель: Опытным путем показать свойства солнечных лучей нагревать предметы

Апрель

Тема № 7 «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: Выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Май

Тема № 9 «Травка зеленеет, солнышко блестит».

Опыт № 1 «Огород на окне»

Опыт № 2 «Веточка березы»

«Калейдоскоп фокусов» – развлечение для детей и родителей.

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ИНАВЫКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

№ п/п

Ф. И. ребенка

Проявляет исследовательский

интерес

Придумывает интересные комментарии в ходе экспериментирования(ленточки танцуют с ветром, они говорят «До свидания»)

Способен провести простейшие наблюдения

Умеет делать простейшие выводы, устанавливает причинно-следственные связи

Итог

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

         КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Афанасьев П

1

3

1

1

1

2

1

2

1

2

2

Белинский М

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

3

Девальд С

2

3

2

3

3

4

2

3

2

3

4

Елсуков А

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

5

Елсукова В

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

6

Залозная Д

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

7

Корытникова

2

3

3

3

3

4

3

3

3

3

8

Калина В

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

9

Киселева М

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

10

Партыка Д

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Мирасов С

2

3

1

2

2

3

1

2

2

3

12

Никитин М

3

4

2

3

3

4

3

4

3

4

13

Паламарчук Т

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

14

Пискарева К

2

3

1

1

2

3

1

2

2

3

15

Сутягин А

2

3

1

2

2

3

1

2

1

2

16

Тихонова А

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

17

Торопова Е

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

18

Туркин С

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

19

Ушаков С

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

Федоров Е

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

21

Хильченко Т

3

3

1

2

2

3

2

2

2

3

22

Шигизданов М

3

3

2

3

3

3

2

3

2

3

23

Штефанюк Т

1

3

1

2

2

2

1

2

1

2

24

Шуваев Д

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

25

Южакова Т

2

3

3

2

2

2

3

3

2

3

Итого (количество детей, %)

В 0            

 С 21          

Н 4

В 7

С 17

Н 1

В 0

С 15

Н 10

В 5

С 16

Н 4

В 0

С 22

Н 3

В  8

С 16

Н 1

В 0

С 18

Н 7

В 7

С 16

Н 2

В 0     С 20 80%     Н 5 20% 

В 8    36%       С 16  64%      Н 0  

Высокий 4

Соответствует возрасту 3

Отдельные компоненты неразвиты 2

Низкий 1

Целесообразность проводимой работы доказывается результатами отслеживания динамики  детей  на начало и конец учебного года. На начало учебного года по результатам  мониторинга формирования исследовательских умений и навыков дети с высоким уровнем развития отсутствовали, детей со средним уровнем развития  80%, с низким уровнем – 20%. Так как на конец года детей с высоким уровнем развития 36%, со средним уровнем 64%, с низким-0%.  Увеличилось количество детей с высоким уровнем и нет  детей с низким уровнем, что подтверждает динамику развития.

Проблемной стороной в осуществляемой работе оказалось то, что не все дети посещали дошкольное учреждение, как бы этого хотелось, много ребят часто и длительно болели .Так же тяжело было лично для меня распланировать работу так, чтобы дети по максимуму сами добывали знания из окружающей среды в силу разных причин,  например отсутствия зимних прогулок и наблюдений.

Работа по данной теме вызвала интерес, как у меня, так и у детей,  поэтому я решила использовать элементы реджио-подхода  в повседневной жизни.

В процессе работы была  создана « Картотека игр-экспериментов для детей », так же  презентация с фото детей в процессе работы.  Материалы размещены на моем личном сайте  презентация 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей в средней группе через экспериментальную деятельность.

Развитие познавательной активности детей в средней группе через экспериментальную деятельность.Совместную деятельность вне занятий с детьми среднею возраста организую 1 раз в неделю по 15-20 минут, по...

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».  Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим ус...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр...

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Современные дети растут и развиваются в эпоху информации.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания с...

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик- семицветик"

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детеу сензитивности в общении с другими людми и социальной активности дошкольников....