Развитие познавательной активности детей в средней группе через экспериментальную деятельность.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Пудкова Галина Александровна

Развитие познавательной активности детей в средней группе через экспериментальную деятельность.

Совместную деятельность вне занятий с детьми среднею возраста организую 1 раз в неделю по 15-20 минут, по понедельникам, II во второй половине дня. Работа проводится с подгруппой детей с учетом уровня развития и познавательных  интересов детей. Во время занятий проводим 1-2 эксперимента (в зависимости от сложности). Разработав методическое пособие по экспериментированию и экологическим опытам. Где учтён возрастной фактор и индивидуальные  возможности детей нашей группы. Это способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную  деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная моя задача поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми мной в процессе экспериментирования, являются:

 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают?  Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда?  С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

    Основное содержание исследований, проводимых  детьми,  предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь,  транспорт, одежда и т.д.).

 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

     В процессе  экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких,  как: сахарница,  мыльница и т.д.).

     В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

    Предлагаю вашему вниманию адаптированную модель по формированию навыков экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

1 этап - исходно - диагностический, где я изучила личностные качества детей, определила  их  индивидуальные возможности, выявила место детского экспериментирования  в предпочтениях  детей и уровень  исследовательской деятельности.

2 этап -  организационно - подготовительный, включающий в себя подбор дидактического материала и составление  учебно - тематических планов.

 3 этап - информационно - просветительский, предусматривающий  работу  с родителями.

4 этап - итогово - диагностический, - определяющий  уровень сформированности  навыков экспериментирования,  анализ результатов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей в средней группе через экспериментальную деятельность.

Совместную деятельность вне занятий с детьми среднею возраста организую 1 раз в неделю по 15-20 минут, по понедельникам, II во второй половине дня. Работа проводится с подгруппой детей с учетом уровня развития и познавательных  интересов детей. Во время занятий проводим 1-2 эксперимента (в зависимости от сложности). Разработав методическое пособие по экспериментированию и экологическим опытам. Где учтён возрастной фактор и индивидуальные  возможности детей нашей группы. Это способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную  деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная моя задача поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми мной в процессе экспериментирования, являются:

 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают?  Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда?  С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

    Основное содержание исследований, проводимых  детьми,  предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь,  транспорт, одежда и т.д.).

 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

     В процессе  экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких,  как: сахарница,  мыльница и т.д.).

     В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

    Предлагаю вашему вниманию адаптированную модель по формированию навыков экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

1 этап - исходно - диагностический, где я изучила личностные качества детей, определила  их  индивидуальные возможности, выявила место детского экспериментирования  в предпочтениях  детей и уровень  исследовательской деятельности.

2 этап -  организационно - подготовительный, включающий в себя подбор дидактического материала и составление  учебно - тематических планов.

 3 этап - информационно - просветительский, предусматривающий  работу  с родителями.

4 этап - итогово - диагностический, - определяющий  уровень сформированности  навыков экспериментирования,  анализ результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Рабочая программа Кружка "Любознайка", по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"...

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность...