Картотека игр с платочками
картотека

Смакова Файруза Акрамовна

Игры с платочками для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_platochkami.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр с платочками

Игра «КУ-ку!» Дети держат платочек за верхние уголки перед лицом: в этом положении они «спрятаны». Хором говорят: «Ку-ку!», опускают платочек и появляются со смешной гримасой на лице. Повторить несколько раз. Можно мальчиков поставить перед девочками, чтобы дети веселили друг друга.

Вариант. Пока дети прячутся за платочками, можно давать им задание изображать на лице различные эмоции: радость, страх, удивление, грусть, злость.

1,2,3 –ты печальным замри.

1,2,3 – ты удивленным замри.

1,2,3 – ты веселым замри.

1,2,3 – ты сердитым замри.

Игра «1,2,3 – ты платочек сбереги». дети стоят в кругу и держат свои платочки за уголочки. Руку с платочком вытянуть вперед. Педагог-ведущий ходит внутри круга и говорит: «1,2,3 – свой платочек сбереги!» После слов он пытается схватить чей-нибудь платочек. Дети стараются, опередив педагога, спрятать свой платочек за спину. Усложнение игры: ведущий просит детей закрыть глаза, положить вторую руку на голову, на плечо, держаться ею за ухо, за нос…

Пальчиковая гимнастика «Проглот – бегемот». Носовой платок держать за уголок в левой руке. Подушечки пальцев правой руки соединены вместе – это бегемот. Он «открывает и закрывает рот» и басом представляется:

- Привет! Привет!

Я проглот – бегемот,

у меня большой живот.

Мой платок он скушал, вот! (стараться целиком вобрать платочек в кулак, одной рукой)

Сразу стало у проглота

брюхо, как у бегемота!

Сделать проглота-бегемота другой рукой и повторить все движения.  Для закрепления «жевать» платок без текста, издавая соответсвующие действию звуки «ням – ням – ням»

Игра с платочком – хочешь взять платок, беги!» Ребеонк с платочком стоит в цетре круга. Дети идут по кругу и произносят слова: «Мы идем по кругу, дружно друг за другом. Вдруг увидели платочек, яркий словно огонечек.» После слов , ребенок встает между двумя детьми протягивает вперед руку с платочком. Дети встают  спиной к друг другу и по команде: «1,2,3 – беги!» бегут в противоположные стороны и обегают круг. Кто первый, хватает платок.

Игра «1,2,3 – моё движенье повтори!» На счет дети прыгают, потом повторяют движение, например: кружатся, танцуют, приседают.

Игра «Фокусники» Платочки спрятали в кармашки и повторяют слова:

Свои ручки покажите. Пусто?

Свои ручки поднимите.

Ими потрясите.

А теперь потрите. Ничего?

Сожмите, уроните,

подуйте, поглядите. Ничего?

Затем педагог прячется или отворачивается и говорит волшебные  слова: «1,2,3 – ну-ка фокус покажи!». Дети достают свои платочки и показывают педаггу.

Пальчиковая гимнастика Е.Савельевой «Жаба»

Жабу мы нашли на кочке (пальцы сжаты в кулак)

Принесли домой в платочке (кулак накрыть платочком)

Развернули мы платок – (снять носовой платок)

Жаба прыг под потолок! (выпрямить пальцы и оттолкнуться ими от стола)

Пальчиковая гимнастика «Стираем носовой платочек»

намочить платочек; намылить, потереть, прополоскать, отжать, встряхнуть, повесить сушить.

Я платочек постираю,

а потом прополоскаю, отожму,

встряхну, повешу,

и прищепкой пристегну.

 Пальчиковая гимнастика.

Задача: учить сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удерживать его между пальцами одной руки; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение:

На столе лежит платок в развёрнутом

виде.

Ребёнок кладёт руку (сохранную) на се

редину платка ладошкой вниз, все пальчики

раздвинуты.

На слова педагога: «Дружно пальчики сведите

-        И платок в ладонь возьмите».

Ребёнок  сдвигает   пальцы,   захватывая

платок, поднимает ладонь, удерживая платочек между пальцами. То же самое проделывает другой рукой.

Усложнённый вариант: упражнение выполняется обеими руками одновременно, используются два платочка.

 «Пучок»

Задача: учить поочерёдному присоединению пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец.) к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок»; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2.        Пальцы раздвинуты. 3. Кисть руки ста

вится в угол платка на кончики пальцев.                                                                        

4.На слова педагога:

Что задумал паучок?

Я хочу собрать пучок.

Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.

То же самое делают другой рукой.

Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.

        «Поймаю»

Задача: учить протягивать платочек в заданном направлении,  регулировать с учётом статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию.

Выполнение: 1. Руки, согнутые в локтях стоят на столе.

Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повёрнута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты.

На слова педагога: - Наш платочек побежал.

- И все пальцы посчитал.

Вначале педагог демонстрирует действия, затем, дети начинают протягивать платочек между мизинцем и безымянным пальцами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним - от себя. Далее протягивают платочек между средним и указательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и большим по направлению от себя. Педагог словесно обозначает направление платочка: «К себе. От себя...» На слова: «Поймаю» - дети сжимают пальцы, платочек останавливается. Игра продолжается с участием другой руки.

        «Змейка»

Задача: учить протягивать платочек между пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах.

Выполнение: 1. Исходное положение рук такое же, как в предыдущей игре.

2. На слова педагога: «Змейка быстрая ползёт, поиграть ребят зовёт» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д. Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранна.

        Вариант 1. «Комочек»

Задача: учить захвату и удержанию прямыми ладонями, скомканию платочка обеими руками, образуя комок; развивать согласованность действий рук.

Выполнение: 1. На столе лежит платочек в развёрнутом виде. 2. На слова педагога: - Ручки мы на стол положим

-        И платок в комочек сложим.

3. Руки прямыми ладонями полагаются на платочек.

Не отрывая рук от стола, ладони двигаются навстречу друг другу, захватывая платок.

Ладошки начинают комкать платочек, превращая его в комок.

Вариант 2.

Задача: упражнять в сгибательных и раз-гибательных движениях пальцев рук, соблюдать правила выполнения движений.

Выполнение: 1. Платочек в развёрнутом виде лежит на столе.

Ладонь руки кладётся на угол платка.

На слова педагога: - И-и-и... комкать,

комкать,  комкать,  мять -  наши  ручки  не

унять - ребёнок начинает комкать платочек

так, чтобы он весь оказался в кулаке.

Комкание может производиться:

а)        - без отрыва руки от стола;

б)        - с отрывом руки (в воздухе).

То же самое проделать другой рукой. Усложнение: упражнение выполняется с двумя платками обеими руками.

Игры и упражнения,

развивающие пространственную

ориентировку

 «Складывание (или сгибание) платочка по прямой»

Задача: учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.

Оборудование:

платочки (25 х 25 см) красного, синего,

жёлтого и зелёного цвета;

пластмассовые крючки соответствую

щего цвета;

-скрепки.

Выполнение: 1. На столе перед ребёнком лежит развёрнутый платок. 2. Педагог говорит слова:

Ну, платочек, потрудись,

Пополам скорей сложись, одновремен

но показывает способ действия:

большим и указательным пальцами за

хватывает два нижних уголка платка и скла

дывает его пополам, соотнося нижние угол

ки с верхними.

3. Затем произносит слова: «Наш платочек потрудился -

В половинку превратился»

Проводит ладонью по сложенному платку.

По аналогии платочек складывают по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа налево и наоборот.

Усложнение: детям предлагается зрительно определить середину линии сгиба, закрепить это место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка.

 «Складывание платочка по диагонали»

Задача: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип хватания.

Оборудование:

платочки (25 х 25 см) красного, синего,

жёлтого и зелёного цвета;

пластмассовые крючки соответствую

щего цвета;

скрепки.

Выполнение: 1. Развёрнутый платок лежит на столе.

2.        Педагог говорит слова: «Ты, платочек,

не ленись,

Уголком скорей сложись». Показывает способ выполнения: большим и указательным пальцами захватывает нижний уголок платка, направляет и накладывает его на противоположный верхний угол.

3.        После слов: «Наш платочек не ленился -

В треугольник превратился». - Проводит

ладонью по месту сгиба.

4.Затем платочек складывается по диагонали сверху вниз.

Усложнение: дети определяют середину линии сгиба, закрепляют зажимом и вешают на крючок такого же цвета, как и платочек.

«Бабочки»

Задача: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.

Оснащение: платочки и бельевые прищепки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.

Выполнение: 1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.        

2. Педагог произносит слова:

Пальцы весело шагали

И платочек собирали -

Превратился в тряпочку

Похожую на бабочку.

и показывает действие.

Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка».

Другой вариант.

Задача, оснащение, техника выполнения, четверостишие те же. Меняется только направление движения пальцев. Зрительно определяется середина на нижней линии платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом варианте пальцы «шагают» по прямой от нижней части платка до верхней. Крылышки у «бабочки» получаются другой формы иного строения.

 «Накормим Киску»

Задача: учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать символом и называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину.

Оснащение: х/б носовые платочки, маленькие картинки с изображением еды для кошки (молоко, рыбка, вискас (кити - кэт), мышка), игрушка Кошечка.

Руководство: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2. Педагог показывает кошечку и говорит:

Захотела Киса кушать,

Стала Кисонька мяукать:

Мяу, мяу, мяу....

3.Предлагает накормить Кисоньку:

Вариант I - в нижней стороне коврика поставим -молоко; на верхней стороне - рыбку; слева - вискас, справа - мышку.

Вариант II - в нижний правый угол - молоко; в нижний левый угол - рыбку; в верхний правый угол - кити - кэт; в верхний левый угол - мышку.

Дети повторяют название сторон и углов и в соответствии с этим раскладывают картинки.

4.Педагог говорит: Вот уж Кисонька поела Тихо песенку запела Разлеглась на коврике и зажмурилась. Предлагает детям определить середину коврика и положить Кисоньку отдыхать.

Игры и упражнения,

направленные на развитие

ручных умений

«На ветерок»

Задача: развивать ручную умелость; учить практическим действиям; формировать подражательные движения рук.

Оснащение: платочки, прищепки, фиксированная верёвка.

Выполнение: 1. На столе перед каждым ребёнком лежит развёрнутый платок.

2. Педагог предлагает поиграть с платочком и говорит: «Я буду говорить слова и показывать действия, а вы, подражайте моим движениям и делайте с платочком то же, что делаю я».

Чисто, чисто мы стираем - трём плато

чек между кулачков;

Прополощем - держим платок в одной

руке имитируем полоскание (из стороны в

сторону);

Отжимаем - складываем платочек по

полам и отжимаем обеими руками;

А теперь - за уголок - берём платок за

уголочек;

И сушить на ветерок - закрепляем при

щепкой на верёвке.

Педагог знакомит детей с различными вариантами вешания платка на верёвке:

за один уголок (закрепить одной при

щепкой);

за два уголка (две прищепки соответст

венно);

перекинуть платок пополам, зрительно

найти середину сгиба и закрепить в этом

месте одной прищепкой.

Предлагает детям развесить платочки кто как хочет.

11 .«Красивая скатерть»

 Задача:

учить практическим действиям с платочком и прищепкой:

закреплять по краям платка; чередовать по цвету; объединять по цвету.

Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки. Выполнение: 1. На столе лежат, свёрнутые вчетверо,платочки.

Педагог предлагает детям поиграть.

«К праздничному столу надо украсить

скатерть, но, как и чем?

Как же скатерть нам украсить?

Красок нет, ну чем раскрасить?

Мы прищепочки возьмём

Бахрому из них «сплетём».

4.        Объясняет и  показывает,   каким  об

разом следует «плести бахрому». На край

платка прикрепляет прищепки, чередуя их

по цвету:

Красный, синий, жёлтый цвет -

Ох, красиво, спору нет.

5.        Дети самостоятельно выполняют дей

ствия, соблюдая чередность цвета и рас

стояние между прищепками.

Другой вариант игры.

Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:

На правой стороне скатерти будет красивая бахрома, на левом - синяя. Внизу сделаем желтую бахрому, а вверху - зелёную.

Дети должны определить названные стороны и закрепить прищепки того цвета, который обозначен в словесной инструкции педагога.

12. «Узелок с пирожками»

Задача: продолжать развивать ручную умелость; разнообразить практические действия; учить завязывать углы платочка; развивать согласованные действия рук.

Оснащение: 1 .х/б (размером с мужской) носовые платочки, «пирожки» из пластилина, обёрнутые бумажной салфеткой.

Выполнение: 1 .Дети вместе с педагогом вспоминают фрагмент сказки

Ш. Перро «Красная шапочка», а именно то, как она пошла, навестить больную бабушку, взяв с собой пирожки и горшочек масла.

Педагог показывает детям узелок с пи

рожками: «Вот так были уложены пирожки».

Предлагает детям поиграть с платочка

ми и сделать такой же узелок для пирожков

как у Красной шапочки.

Показ способа завязывания узлов, об

ращать внимание на то, что завязывать надо

по диагонали.

Самостоятельные действия детей с по

следующим обыгрыванием.

Другой вариант игры. «Колыбелька для куколки» Задача та же, что в предыдущей игре. Оснащение: х/б носовые платки, кубики, палочки,куколки.

Выполнение: 1Педогог показывает детям куколку и говорит:

Наша куколка играла. Наша куколка устала. Надо кукле отдыхать, Надо куклу покачать В колыбельке вот такой -

(показывает готовую колыбельку) В колыбельке подвесной.

Объясняет слово «подвесной» - т.е. за

креплена на палочке - подвешена.

Предлагает детям поиграть и сде

лать из платочков колыбельку для своей

куколки.

Показывает, как надо связать угол

ки платка. Обращает внимание детей на

то, что соединять уголки надо по пери

метру.

Обыгрывание колыбельки.

13. «Гирлянда» (коллективная работа).

Задача: продолжать развивать ручную умелость; развивать соотносящие действия; совершенствовать умение завязывать платочек уголками.

Оснащение: 1 .разноцветные платочки по три штуки на каждого ребёнка.

2. Мягкая игрушка Мишка.

Руководство: 1 .Педагог показывает детям Мишку и сообщает, что у него сегодня день рождения.

Предлагает сделать для Мишки пода

рок (гирлянду),  которым  можно украсить

комнату.

Объясняет последовательность изго

товления подарка, первую пару платочков

связывает педагог (связывание платочков

уголками).

Дети по очереди привязывают по од

ному платочку, чередуя их по цвету. Каждый

ребёнок привязывает в гирлянду по три пла

точка.

Игры и упражнения,

развивающие зрительное восприятие

цвета, величины

14.«У платочка свой крючок»

Задача: учить складывать платок вчетверо по периметру и диагонали, развивая зрительно - двигательную координацию обеих рук при соединении сторон и углов платка; фиксировать зажимом центр сгиба; правильно соотносить по цвету.

Оснащение: 1.платочки пяти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый; 2.пять пластмассовых крючков такого же цвета; 3.зажимы (для бумаги) на каждый платочек.

Выполнение: 1 .Педагог вместе с детьми рассматривает атрибуты игры и предлагает поиграть с платочками. 2.Говорит четверостишие и демонстрирует последовательность выполняемых действий:

Вот платочек - берёт платок и кладёт

его перед собой в развёрнутом виде.

Вот крючок - прикрепляет его к план

шету.

И зажим в придачу-берёт зажим в руки

и разжимает его.

Я сверну платок вот так - складывает

платочек по периметру, центр сгиба закре

пляет зажимом.

Но, в карман не спрячу - вешает сло

женный платочек с зажимом на крючок, ко

торый соответствует цвету платка.

3.Предлагает детям сделать то же самое.

4.Во втором варианте платок складывается по диагонали (с угла на угол).

15.«Бабушкино варенье»

Задача: совершенствовать ручную умелость; учить устанавливать отношения между тремя объектами по величине; развивать глазомер и согласованную работу обеих рук.

Оснащение: 1.три стеклянные банки 0,5л, 0,2л, и совсем маленькая, например, из - под лекарства, внутри банок находится цветная бумага, имитирующая варенье; 2.три платочка, размером соответствующие банкам; 3.резинки для закрепления платочков; 4.театральная кукла - бабушка.

Руководство: 1 .У педагога на руке театральная кукла - бабушка. Бабушка сварила варенье и разложила его по банкам, она

просит ребят помочь ей закрыть банки. 2.Педагог предлагает к каждой банке подобрать нужного размера салфетку (платочек) и закрыть банку, закрепить салфетку резинкой.

16.«Олино колечко»

Задача: разнообразить игровые действия с платочком; развивать зрительно-двигательную ориентацию; учить соотносить предмет с отверстием кольца; закреплять умение удерживать предмет между тремя пальцами (щепотный тип хватания).

Оснащение: 1.четыре вида платков из разной ткани, размером от носового до головного; 2.четыре колечка (которые носят на пальцах) разные по размеру.

Руководство: 1.Педагог вместе с детьми вспоминают содержание стихотворения: «Кто колечко найдёт?». История закончилась благополучно - колечко нашлось и Оля снова надела его на пальчик, но колечко можно не только носить на пальчике, с ним можно играть.

Вместе с детьми рассматривает раз

нообразные платки и кольца. Разворачива

ет платки, обращает внимание на величину,

трогают руками (разные на ощупь по факту

ре).

Предлагает поиграть платками и ко

лечками.

Дать детям возможность поэкспери

ментировать,  т.  е.  самостоятельно опре

делить кокой платок в какое кольцо можно

протянуть.

Использование платочков в сюжетно -ролевых играх.  

17. Задача общая для серии с/р. игр: продолжать развивать ручную умелость; учить использовать платок в с/ролевых играх; развивать подражательные действия рук; познакомить детей с разными способами завязывания платка на кукле; вовлекать в движение менее активную руку.

Оснащение: 1 .куклы; 2.разнообразные платочки.

Игра «Оденем дочку на прогулку».

традиционное повязывание платка: 1.свернуть платок по диагонали; 2.покрыть голову куклы и завязать под подбородком.

Выполнение.

Игра «Мамина помощница».

1.Платок складывается по диагонали с угла на угол. 2.Повязывается концами назад.

3.Завязать платок сзади на шее.

Игра «Модница»

1 .Платок складывается по диагонали.

2.Местом сгиба накладывается на затылок.

3.Концы (все три) выводятся вперёд ко лбу.

4.Завязываются два конца, а третий загибается под узел связанных двух концов.

Другой вариант.

1 .Платок складывается по диагонали.

2.Скручивается в жгут так, что - бы остался свободным маленький уголок платка.

3.Платок повязывается на шею и завязывается галстуком или бантом.

18. Игра с/р. «Стирка», «Глажение». Задача: разнообразить игровые (практические) действия с платочками; продолжать развивать подражательные действия рук; закреплять усвоенные навыки; совершенствовать двигательную активность обеих рук.

Оснащением.платочки; 2. тазики с водой; З.мыло; 4.прищепки; 5.фиксированная верёвка; 6.утюги.

Выполнение: 1.Педагог читает стихотворение:

Я один у мамы сын-Нет у мамы дочки. Как же маме мне помочь-Постирать платочки? Мыло пенится в корыте, Я стираю, посмотрите. - А у нас есть и сынки и дочки. 2.Рассматривает вместе с детьми атрибуты игры и предлагает «помочь» маме.

3.Вместе с детьми обговаривае- г довзтельность действий:

намочить платочек;

намылить;

•  потереть между кулачками несколько раз;

отжать;

прополоскать;

повесить сушить.

4.Показывает новый способ вешания платочков на веревку: зажимается прищепкой платочек за один уголок к верёвке, следующий платочек своим уголком соединяется с параллельным уголком первого платка и фиксируется одной прищепкой и т. д.

5.Все платочки сушатся на одной верёвке, одним уголком соединены с уголком предыдущего платка.

«Глажение»

Выполнение:

1.Платочек в развёрнутом виде раскладывается на столе. 2.Движения утюга направляются снизу вверх и обратно, справа налево и от углов к углам.

3.Платочек складывается пополам, место сгиба проходится утюгом, затем ещё раз пополам и также место сгиба проглаживается утюгом. «Передача платочка»

1 вариант:

И.п.: платочек – в правой руке, руки в стороны, ноги на ширине плеч.

1–2 – передаем платочек в левую руку перед собой, руки в стороны.

3–4 – передаем платочек обратно в правую руку.

5–8 – повторяем движение.

2 вариант: передаем платочек за спиной.

3 вариант: передаем платочек по кругу – сначала перед собой, потом за спиной, вправо, а затем влево.

При выполнении данного упражнения необходимо следить за правильной осанкой.

«Передача платочка под коленом или прямой ногой»

И.п.: платок в правой руке, ноги на ширине плеч.

1–2 – поднять левую ногу, согнутую в колене или прямую, передать платок в левую руку.

3–4 – поднять правую ногу, передать платок в правую руку.Внимательно следим за осанкой – спина прямая. Ребята учатся согласовывать движения рук и ног.

«Наклоны вперед»

Задачи: развивать двигательные качества: силу, координацию, ловкость.

И.п.: ноги шире плеч, руки в стороны, платок в правой руке.

1–2 – наклон вперед, передаем платок в левую руку через «воротики».

3–4 – и.п.: платок в левой руке.

5–8 – передаем платок в правую руку.

Рисуем восьмерку вокруг ног. Колени не сгибаем.

«Подними платочек»

Главная задача следующих упражнений — профилактика плоскостопия. В нашем детском саду больше половины детей имеют диагноз уплощение свода стопы.

И.п.: сед ноги врозь, упор сзади, платочек лежит на полу перед собой.

1–4 – согнуть правую ногу, поставить ее на платочек, поднять платочек пальчиками ноги.

5–6 – держим платочек.

7–8 – опускаем платочек на пол.

Повторяем то же самое левой ногой. Руками помогать нельзя.

«Переложи платочек»

И.п.: то же.

1–4 – повторяем.

5–6 – сгибаем правую ногу, переносим ее через левую, кладем платочек на пол за левой ногой.

7–8 – правую ногу опускаем в и.п.

Повторяем левой ногой. Это упражнение сложнее. Не всегда получается выполнить его с первого раза. Но когда получается, ребенок испытывает большую радость и удовлетворение своими успехами.

«Собери фигуру»

И.п.: сед ноги врозь, платочек на полу перед собой.

Из квадратного платочка сделать треугольник, прямоугольник, маленький квадрат и т.д.

Аккуратно складываем фигуры уголочек к уголочку.

Следующие упражнения направлены на профилактику заболевания глаз.

«Посмотри на платочек». (Упражнение для глаз)

И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на вытянутых руках.

1–4 – поднести платочек к глазам (близко).

5–8 – выпрямить руки (далеко).

Повторить 3–4 раза.

«Провожаем платочек глазами».

И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.

1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.

При выполнении этого упражнения главное, чтобы ребенок голову держал ровно, двигаться должны только глаза. Это очень полезное задание для современных ребятишек, много играющих в различные гаджеты.

Представляем самые любимые упражнения наших воспитанников для развития мелкой моторики – «Бантик» и «Фокус».

«Бантик»

Задачи: развитие мелкой моторики.

И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой.

Закатаю я платочек – скручиваем платочек в колбаску.

Завяжу я узелочек – завязываем колбаску в узел.

Затяну его потуже – расправить аккуратно.

Бантик всем красивый нужен – девочки могут приложить бантик к волосам, а мальчики – вместо галстука-бабочки.

Это упражнение мы не только выполняем руками, но и проговариваем все вместе.

«Фокус»

И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой.

Левую руку сжимаем в кулак, накрываем его платочком. Указательным пальцем правой руки прячем платочек в кулак, пока он не исчезнет весь в кулаке. Это игра-фокус очень нравится ребятам. Можно повторить его с другой рукой. Левшам будет легче, правшам сложнее.

«Подбрось – поймай»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

Подбросить платочек вверх и поймать. Стараемся подбросить платочек как можно выше.

«Парашютик»

И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой.

Подуть сильно на платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше.

«Цапля»

И.п.: стойка на одной ноге, руки в стороны, платочек в правой руке.

Задание можно усложнить: стоя на одной ноге, передать платочек в левую руку и постоять еще 5 счетов.

С обычными платочками можно играть как на физкультурном занятии, так и на свежем воздухе. Это очень увлекательно. Предлагаем вам лучшие игры.

Подвижные игры с платочками

«За капитаном»

Задачи: развивать внимание, память, координацию, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать со сверстниками, расширять представления об основах безопасного поведения, способствовать правильному выполнению заданий на построение, воспитывать нравственно-волевые качества и умение действовать в соответствии с правилами.

Правила: Дети делятся на 2 команды: команда желтых и красных платочков. В каждой команде выбирается или назначается сменный капитан. Под веселую музыку команды бегают, прыгают, танцуют. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:

1. Построиться за своим капитаном в шеренгу. Чья команда быстрее. Капитан встает первым и поднимает платочек вверх.

2. В колонну.

3. В круг.

Усложнение: задания выполняются по предложенной схеме. Карточки-схемы готовятся заранее. (Например: одна команда строиться у гимнастической скамейки, а другая – у шведской стенки в физкультурном зале или у любого другого ориентира на площадке на улице.)

«Разноцветные платочки»

Задачи: развитие быстроты, координации, внимания, умения ориентироваться в пространстве, собирать различные геометрические фигуры, воспитывать чувство дружбы, товарищества, и организованности, активности и уверенности в своих силах.

Правила: детям раздаются платочки разных цветов. Под веселую музыку дети передвигаются по залу. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:

1. Найти пару своего цвета.

2. Найти пару другого цвета.

3. Встать тройками одного цвета. (Зависит от количества игроков в команде).

4. Встать тройками другого цвета.

5. Из квадратных платочков одного цвета собрать на ковре прямоугольник (из 2-х платков), большой квадрат (из 4-х ).

6. То же из платочков разных цветов.

7. Собрать из платочков домик, звездочку, корабль, ракету (из 2-х и более квадратных платочков).

Дети учатся работать в команде, выполнять общее задание. Новые ребята быстрее адаптируются в коллективе.

«Ловишки с платочками»

Всем известная подвижная игра – только с другим предметом и усложненными заданиями.

Задачи: развитие быстроты, внимания, координации, ловкости, умения взаимодействовать со сверстниками, развитие математических способностей (повторить количественный счет, понятия больше, меньше, одинаковое количество). Закреплять навыки выполнения основных движений, развивать быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве.

Правила: Выбирается ведущий – ловишка, остальные игроки делают себе хвостики из платочка, заправив его за резинку шортиков. Задача ловишки:

1. Вытащить хвостики только одного цвета.

2. Вытаскивать все хвостики, а потом посчитать, сколько платочков одного цвета и сравнить количество – больше, меньше, одинаковое количество.

Нельзя держать хвостик рукой. Пойманные игроки выполняют какое-либо упражнение (приседания, стойку-равновесие, упор присев-упор лежа и т.д.).

«Угадай номер»

Задачи: развитие математических способностей (порядковый счет), внимания и быстроты реакции.

Правила: выбирается водящий. Дети выстраиваются в шеренгу, держат в руках платочки разных цветов. Водящий должен отгадать, под каким порядковым номером стоит играющий с желтым платком, синим, красным и т.д. Затем выбирается новый водящий.

«Платочек по кругу»

Задачи: развитие быстроты, внимания, фантазии.

Правила: с помощью считалки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу близко друг к другу, у одного платочек в руке за спиной. По сигналу ребенок начинает передавать по кругу платочек своим друзьям вправо или влево. По сигналу передача останавливается, и водящий должен угадать, у кого платочек в руке. Если он угадал, ребенок с платочком выходит в цент круга и показывает любое упражнение с платочком. Все должны его повторить. Игра повторяется 3–5 раз.

Используя вышеуказанные упражнения и игры можно составить полноценное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста в зале или на улице.

С помощью платочков, можно научить ребенка составлять гармоничную цветовую композицию, развивать умение работать с мелкими деталями, компоновать их на тканевом платочке. Ребята располагают приготовленные заранее детали на своем платочке, наклеивают и составляют общую композицию из маленьких платочков.

«Какой звук»

Платочки красного и синего цвета помогут научить детей дифференцировать гласные и согласные звуки, различать их на слух. Педагог называет разные гласные и согласные звуки, а дети поднимают платочки, согласный звук синий платочек, гласный звук красный платочек. Например: А, О, Е, И, У, Я – красный платочек, В, Г, Д, П, Р, С, Б – синий.

Игра «Веселые слоги»

После того, как дети хорошо научаться определять гласные и согласные звуки, можно усложнить игру и попробовать определить местоположение гласного и согласного звука в слоге. Это поможет развивать представление о звуковом составе «слога». Педагог называет слоги с твердыми согласными, дети строят схему, обозначая гласный звук красным платочком, согласный звук синим платочком.

С помощью разноцветных платочков можно классифицировать овощи, фрукты и ягоды по цветовому признаку

«Урожай»

Перед игрой следует вспомнить, что поспевает осенью в садах, на грядках, в лесу. Такая игра помогает развивать внимательность детей в соотношении цвета платочка к овощам, фруктам, ягодам.

«Передай платочек»

Игра поможет обобщить знания детей по темам: профессии, птицы, цветы, животные, деревья. Звучит музыка, дети передают платочек по кругу. Как только музыка заканчивается, ребенок, у которого остался в руках платочек, должен быстро ответить на вопрос воспитателя. Например, назови 3 овоща, 3 транспорта, 3 перелетных птиц, 3 зимующих птиц, 3 профессии, 3 дерева.

Дети очень любят петь в любом возрасте. С помощью игры «Дирижер» педагог учит детей согласовывать друг с другом темп, ритм и тембр при пении песни.

Сам педагог дирижер. Если дирижер поднимает платочек вверх, дети поют высоким тембром, если опускает вниз – низким тембром.

Игра «Что пропало?»

Очень важно, уже начиная со старшего дошкольного возраста, учить целенаправленно запоминать информацию, развивать внимание и кратковременную память детей. Педагог расставляет перед детьми одинакового размера игрушки. Просит детей внимательно рассмотреть их и постараться запомнить, затем закрывает одну игрушку и просит детей ответить «Что пропало?» или «Кто пропал?». Если ребята с легкостью справляются с этим заданием, его можно усложнить накрыть 2 или 3 игрушки или увеличить количество самих игрушек.

Для изучения и закрепления порядковых числительных, мы предлагаем использовать игру «Какой по счету».

Дети делятся на 2 команды. 1 команда держит 6 разноцветных платочков. 2-й команде необходимо сосчитать платочки и ответить на вопросы:

Какой по счету желтый платочек?

Какой цвет у 6-ого платочка?

Сколько всего платочков? И т.д.

Для лучшей ориентации ребенка в пространстве можно предложить ребятам поиграть в игру «Самолеты», где каждый ребенок почувствует себя пилотом и отправиться в воздушное путешествие в разные (правый, левый, верхний, нижний) уголочки неба.

Игра «Обезьянка Дина»

научит ребят в увлекательной стихотворной форме конструировать простые геометрические фигуры.

«На квадратной - квадратной полянке

Жила-была обезьянка.

Обезьянку звали Дина.

А где на полянке середина?      

Прибежал к середине уголочек.

А к нему и второй, его дружочек.

Подтянулись ещё два брата.

Сколько углов у квадрата?

Получился конверт

В нём открытка.

На открытке блестящая рыбка!

А ещё значок квадратный!

Вот как сложен платок аккуратно»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ручеёк с платочком"-танец

Схема танца для детей 6-8 лет....

"Картотека игр с платочком"

Развитие познавательной активности и психо-эмоциональной сферы.Картотека игр с платочком для детей дошкольного возраста.Выполнила воспитатель Онучина Е.Б....

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками...

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками...

Картотека игр с носовыми платочками

Игры с носовыми платочками помогают  развивать пространственную ориентировку, ручную умелость; речь детей; учат практическим действиям; формируют подражательные движения рук. [[{"type":"medi...

Игровое пособие с шифоновыми платочками. Сказка "Разноцветные платочки"

Пособие предназначено для детей ясельной группы. Используется во время занятий, а также для индивидуальной, совместной и самостоятельной деятельности детей....

"Картотека игр с платочком"

Игры с платком - уникальное средство для развития речи, мышления, внимания, воображения. Данные игры максимально эффективны для развития ребёнка. Они содержател...