Конспект занятия «В гостях у бабушки Дуняши»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Толмачева Светлана Владимировна

Конспект занятия по фольклору в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_folkloru.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 91» г. Курска

Конспект занятия по фольклору

«В гостях у бабушки Дуняши»

для детей подготовительной группы

Толмачева Светлана Владимировна,

педагог дополнительного

 образования по фольклору

Тема занятия: «В гостях у бабушки Дуняши»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей песенного и игрового фольклора.

Задачи:

  • создание условий для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений и навыков о русском народном фольклоре: народные праздники, русские народные песни, русские народные музыкальные инструменты, скороговорки, потешки, прибаутки, загадки, игры-хороводы;
  • закрепление знаний детей о домашних животных;
  • развитие умения точно интонировать и выразительно исполнять мелодию народных песен, эмоционально откликаться на содержание песен, создавать сценический образ музыкального произведения;
  • развитие интонационно-образного мышления, музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового слуха, вокальных навыков, умения играть в ансамбле при исполнении произведений русского фольклора, развитие координации движений, пространственного представления, развитие коммуникативных умений и навыков;
  • воспитание уважения к национальным традициям, обычаям и культуре русского народа, формирование эстетического вкуса, воспитание ценностных человеческих качеств: доброты, сострадания, умения дружить на основе русского фольклора.

Предварительная работа: повторение потешек, скороговорок, хоровода-игры «Коршун», русской народной песни «Летели две птички», шуточной русской народной песни «Долговязый журавель», русской народной песни «Как у нашей Дуни».

Оборудование: Плетень; декорации русской избы (лавки, стол, рушники, самовар, чайный набор, прялка, печь, чугун, блины); сундучок с музыкальными инструментами; скульптуры домашних животных.

Ход занятия

Под музыку дети входят в зал здороваются с гостями (на распев) и рассаживаются.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите как красиво в нашем зале. А почему он украшен желтыми, оранжевыми листиками, как вы думаете? Что за время года? Хмурится погода, листья опадают, птицы улетают, туча солнышко закрыла. Это…

Дети. … Осень наступила!

Воспитатель. Осень богата не только своими дарами, но и народными праздниками. А вы знаете осенние народные праздники? Назовите их. («Рождество Пресвятой Богородицы» – Покров).

Воспитатель. А за что мы любим праздники? (На праздник к нам приходят гости или мы ходим в гости к друзьям, готовят угощения, поют песни, танцуют и т.п.)

Воспитатель. Сегодня утром, почтальон передал мне этот конверт. (Достаёт, показывает детям, приоткрывает, заглядывает в конверт). Интересно, что в нем? Приглашение. Может кто-то прочитает? (Или читает сама).

Воспитатель. Ребята, поедем в гости к бабушке Дуняше? (Да, поедем). А на чём? (На поезде)

Игра «Поезд».

Воспитатель. Ну, вот мы и в деревне! А вот и домик бабушки Дуняши. (Стучит в дверь дома).

Дети (с поклоном). Здравствуй, бабушка Дуняша!

Бабушка. Здравствуйте, внучата! Как хорошо, что вы приехали ко мне в гости. Какие вы веселые, порадуйте и меня песней.

Русская народная песня «Летели две птички» – исполнение.

Бабушка. Ой, ребятушки, спасибо вам, мне очень понравилась ваша песня.

Трудно мне в деревне. Вы посмотрите, какой у меня двор и хозяйство большое. А хотите узнать, какие животные есть на моём подворье? Тогда отгадайте загадки:

1.Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает? (Курица).

2.Явилось в жёлтой шубке, прощайте две скорлупки? (Цыплёнок).

3.Хвост крючком, нос пятачком? (Свинья).

4.Сама пёстрая, ест зелёное, дает молоко? (Корова).

5.Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Баран).

6.Пёстрая крякушка, ловит лягушек? (Утка).

А где же они у меня живут? (ответы детей: в хлеву, в сарае и др.)  А мои животные, хотят с вами поздороваться:

Дидактическая игра-импровизация «Кто как кричит?»

С вами здоровался петух:

(Ку-ка-ре-ку!) – пропел он вслух.

И мы услышали от кур (Ко-ко-ко),

Мурлыка-кот мурлыкнул:  (Мурр…)

А пес Барбос, вас всех узнав,

Пролаял вежливо: (Гав-гав)

Корова протянула: (Муу…)

Свинья прохрюкала: (Хрю, хрю…)

А утка крякнула: (Кря, кря..)

Сказали мы: «Привет, друзья!»

Бабушка. Вот, молодцы! Все загадки отгадали, на все вопросы ответили! А, может вы, и песню знаете про моих питомцев?

Русская народная песня «Как у нашей Дуни» – исполнение.

Бабушка. Молодцы, домашних животных знаете, хоть и в городе живёте! Присаживайтесь, отдохните с дороги. (Сама садится). Расскажите мне как вы живете? А, что же в городе осенью красиво? А у нас в деревне осенью дожди, лужи, грязно. Урожай собрали, теперь можем позволить себе и отдохнуть, после нескольких месяцев тяжелого труда. На улице холодно не станцуешь, не споешь, теперь мы собираемся у кого-нибудь в избе и устраиваем посиделки, на которых поём любимые песни. А ребята местные нам дразнилки и прибаутки рассказывают, в игры разные играют. Хороводы не водим, а сидим на лавках и песни хороводные поём и, конечно же, вспоминаем о тёплом времени года. А ещё и весёлые потешки и скороговорки исполняем. А вы знаете потешки, да скороговорки? Уж больно мне нравится потешка «Андрей-воробей», спойте её для меня.

Потешки: «Андрей-воробей», «Ой, дили, дили», «Веники, веники», «Рой роился» – исполнение.

Бабушка. Ой, спасибо вам, радуете вы меня, гости дорогие! Ох-ох-ох, что же это я всё разговариваю, да расспрашиваю! Гостей-то всегда встречали угощеньями. А, я-то не блинов, не пирогов не напекла, совсем старая стала. Напеку я пирожков для вас, ребята, только помогите мне, повторяйте все за мной.

Птешка. (Старинная гимнастика).

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай

Перевёртывай, давай!

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки

(водят руками вверх-вниз, как музыкант,

играющий на тарелках),

На окно поставим

(руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставим (машем ручками)

А остынут, поедим

И воробышкам дадим.

Бабушка. А вы, внучики, пока я пирожки пеку, идите в игру поиграйте, в которую осенью любили играть, особенно на Покров помните? Ой, как же она называется? Ой, забыла…? Да точно, «Коршун».

Игра «Коршун».

Бабушка. Ой, детушки, малолетушки, уж пирожки готовы, заходите в избу! (Дети заходят в избу).

Воспитатель. На улице холодно и сыро, а в доме у бабушки Дуняши тепло, светло, везде чисто и уютно. Посмотрите, какие красивые полотенца и скатерть. Вышивала их бабушка своими руками. Ой, какой красивый, расписной сундучок! Интересно, что в нём лежит?

Бабушка. С удовольствием расскажу и покажу. Сундучок этот музыкальный, в нем я храню русские народные музыкальные инструменты (Достает и показывает, дети называют названия народных инструментов – ложки, свистульки, трещётки, бубенчики и т.п.).

Бубенчики динь-динь.

Трещётка заиграла,

Застучали ложки

И звучит гармошка

Инструменты разбирайте

Плясовую начинайте!

Русская народная песня «Долговязый журавель» – исполнение.

Бабушка.  Ой, спасибо, ой развеселили, да порадовали, душу согрели, спасибо вам, внучики!

Воспитатель. Не красна изба углами, а красна – пирогами. Спасибо, тебе бабушка Дуняша, за угощенье, да за веселье. Хорошо у тебя в деревне. Вам понравилось ребята?

Бабушка. Ребята, вам понравилось, у меня в гостях? Какие животные живут на моём дворе? Что вам запомнилось? А вы еще приедете ко мне в гости?

Ответы детей.

Воспитатель. В гостях хорошо, но нам пора возвращаться домой.

Бабушка. Возьмите с собой пирожков на дорожку и обязательно ещё приезжайте ко мне в гости в деревню, не забывайте обо мне!

Игра «Паровоз». (Дети уезжают на поезде, Бабушка машет рукой, утирает слёзы и заходит в избу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/языку) старшая группа

Конспект открытого занятия кружка "Ляйня" "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/ языку) старшая группа...

Конспект занятия «В гости к бабушке» для средней группы.

Цель данного занятия:"Активизация речи детей посредством игровой деятельности"....

конспект занятия "в гости к бабушке Агаше"

«В гости к бабушке Агаше» Социализация. Развивать умение эмитировать характерные действия персонажей (зайчиков, лисичек, медведей), передавать эмоциональное состояние мимикой, движением, жестами, сопр...

Конспект занятия " В гости к бабушке Федоре"

Конспект занятия во второй младшей группе "В гости к бабушке "Федоре"Цели деятельности педагога:  учить проводить элементарную классификацию посуды по назначению, использованию, форме, величине и...

Конспект занятия " В гости к бабушке-загадушке"

В детский сад пришло письмо от бабушки -загадушки, которая приглашает детей к себе в гости. Дети отправляютя в гости на поезде , по пути они встречают зайчика, лису, медведя  .  А что происх...

Конспект занятия "В гостях у бабушки Арины"

На занятии дети знакомятся с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой....