Конспект занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/языку) старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Капкова Наталья Ионовна

Конспект открытого занятия кружка "Ляйня" "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/ языку) старшая группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babushka-zabavushka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  1. Активизировать в речи детей слова и речевые образца на тему «Мой город» на мокшанском языке.
  2. Закрепить знания детей о членах семьи на мокшанском языке, добиваться их правильного произношения.
  3. закрепит названия посуды на мокшанском языке.
  4. формировать умения в форме игры называть продукты на мокшанском языке.
  5. побуждать детей рассказывать потешки, стихи, считалки на мокшанском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.
  6. воспитывать желание разговаривать на мокшанском языке. Воспитывать любовь и интерес к родному краю.
  7. развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

Методические приемы:

  1. Приветствие.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Игра «Радужный зонтик».
  4. Песня «Птички, прилетайте».
  5. Загадка.
  6. Игра «Мы живем в городе».
  7. Стихотворение «Приходи к нам, солнышко».
  8. Игра «Моя семья».
  9. Потешка.
  10. Подвижная игра «В горшки».
  11. Игра «Говорящий куб».
  12. Игра «Мы накрываем стол».
  13. Итог занятия.

Материал и оборудования:

  1. Ширма, доска
  2. Картинки с изображением города, улицы, транспорта.
  3. Картинки с изображением членов семьи.
  4. Куб с картинками-продуктами
  5. Кукольная посуда
  6. Стол, самовар
  7. Игрушка-кошка
  8. Радужный зонтик
  9. Диски с мордовскими песнями
  10. Диск «Малыш в лесу»
  11. Магнитофон

Звучит мордовская музыка. Дети входят в зал и здороваются с гостями на мокшанском языке:

Дети:  - Шумбратада, инжихть!

Ведущие: - Ребята, посмотрите там, вдали виднеется домик. Интересно, кто там живет? Хотите    узнать?

Дети: - Хотим.

Ведущие: - Давайте подойдем.

       

       Стоит в поле теремок, теремок,

       Он не низок, не высок.

       Кто-кто в теремочке живет?

       Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отвечает. Вы, ребята, постучите в окошко и спросите еще раз.

В это время воспитатель наряжается в Бабушку-Забавушку.

Забавушка: -  Иду, иду! Шумбратада, церанят! Шумбратада, стиринят!

Дети: - Шумбрат бабай!

Забавушка: - Тя кудняса эрян мон. Монь лемозе Бабушку-Забавушку. А тонь кода лемце? (обращается к каждому ребенку)

Дети называют свои имена.

Забавушка: - Ляды, ляды, лядки,

                       Собрались у меня ребятки.

Какие вы большие, красивые. Да здоровые. Отгадайте-ка мою загадку:

                       

                       Нармоннятне тевс кундасть

                       Пизот тиихть. Сась…(тундась)

Забавушка: - Правильно. А про что загадка?

Дети: - Наступила весна. Прилетели с юга птица, вьют себе гнезда.

Забавушка: - Виде! Целый день поют птицы. Давайте послушаем, как они поют.

Дети встают под радужный зонтик, звучит музыка с пением птиц.

Музыка выключается.

Забавушка: - Шабат, расскажите, голоса каких птиц вы услышали?

Ребенок 1: - Чирикает воробей.

Ребенок 2: - Поют синицы.

Ребенок 3: - Воркуют голуби.

Ребенок 4: - Кукует кукушка.

Ребенок 5: - Поют ласточки.

Забавушка: - Правильно. А я знаю песню про птиц. Я начну, а вы мне поможете. Песня «Нармоннятне лияда».

Забавушка: - Прявинят шабатне. Азость, шабат, коса тинь эрятада?

Дети: - Минь эрятама Саранск ошса.

Забавушка: - Кода ошсь?

Дети: - Ошсь мазы. Ошсь оцю.

Забавушка: - Мезьда лама ошса?

Дети: - Ошса лама кутта. Ошса лама ульцяда.

Забавушка: - Месть ардыхть ульцява?

Дети: - Ульцява ардыхть автобуст, троллейбуст, машинат.

Забавушка: - А вы любите свой город?

Дети: - Да.

Забавушка: - А стихи о своем городе знаете?

Ребенок читает стихотворение «Приходи к нам, солнышко» В. Корчеганова.

Забавушка: - Ай да детки,

                      Ай да малолетки

                      Да все они умеют,

                      Да все они знают.

    Азость, шабат, а кинь мархта эрятада?

Проводится игра «Моя семья».

Ребенок 1: - Монь ули тядезе.

Ребенок 2: - Монь ули алязе.

Ребенок 3: - Монь ули бабазе.

Ребенок 4: - Монь ули атязе.

Ребенок 5: - Монь ули щавазе.

Ребенок 6: - Монь ули брадозе.

Ребенок 7: - Монь ули сазорозе.

Забавушка: - Скажите, дружно в семье живете?

Дети: - Да!

Забавушка: - А вот наши пальчики тоже дружная семья.

Потешка с загибанием пальчиков:

Тя атяне,                                                        Тя щава,

Тя бабане,                                                      Тя ака,

Тя аля,                                                            Тя стирня,

Тя тядя,                                                          Тя цераня,

Тя шеерня,                                                     Тя шяярне.

                    Кштр, кштр, кяшсь шеернясь.

Забавушка: - А я живу со своей кошкой. Ее зовут Мурка. Она очень любит, когда ее гладят.

Ведущий дает в руки ребенку кошку-игрушку. Ребенок рассказывает потешку про кошечку:

                        Ай, катоня, катоня,

                        Лефкскадот тонь катоня,

                        Аф, катоня, киска

                        Нярьцень ала миска.

Забавушка: - Я – бабушка Забавушка.

                       Хочу вас позабавить.

                       Выходите, детвора,

                       Поиграть пришла пора!

Дети выбирают считалкой водящего.

Забавушка: - А игра называется «Сяканяса». Как на русском звучит?

Дети: - В горшки.

Считалка: Машати – тяштеня,

                  Дашати – тяштеня,

                  А катонясь – емла,

                  Теенза – колма.

Звучит мордовская музыка.

Забавушка: - Ай, да детки,

                      Ай, да малолетки,

                      Да все они знают,

                      Да все они умеют.

Прявинят шабатне.

Шабат! Вы мои гости! А для гостей накрывают стол. Чем угощают гостей?

А расскажет об этом «Говорящий куб». На нем разные картинки. Вы назовете на русском языке предмет, а потом на мокшанском.

Ребенок катит куб, приговаривая:

Катись, вертись, на бочок ложись.

- Тя лофца. Это молоко.

- Тя кал. Это рыба.

- Нят пачат. Это блины.

- Нят конфетат. Это конфеты.

- Нят алхт. Это яйца

- Тя кши. Это хлеб.

Игра «Говорящий куб».

Забавушка: - Вам понравилась моя игра?

Дети: - Да.

Забавушка: - Этот куб я вам подарю. В детском саду научите других детей играть. А теперь помогите мне на стол посуду разложить.

Ребенок 1: Нят куцювт. Это ложки.

Ребенок 2: Нят цяннгонят. Это вилки.

Ребенок 3: Тя пеельня. Это ножик.

Ребенок 4: - Тя шаваня. Это тарелка.

Ребенок 5: - Тя блюдца и чашка. Это блюдца и чашки.

Забавушка: - Спасибо, шабат, что приходили ко мне в гости, порадовали меня. А вам у меня понравилось?

Дети: - Да, понравилось!

Забавушка: - А вот вам и угощение – блины. Как на мокшанском языке это звучит?

Дети: - Пачат!

Забавушка : - Правильно. Давайте попрощаемся с гостями:

Все: - Уляда шумбрат! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Чудесный мешочек Бабушки-Забавушки.

Обобщение понятий "Домашние животные",развитие навыков фразовой речи,воспитание гуманного отношения к животным....

Перспективный план по мордовскому- мокша языку в подготовительной группе.

Подробный план работы на 9 месяцев по изучению мордовского- мокша языка для детей подготовительной группы. Приобщение детей к языку Родного края....

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.

Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....

Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)

Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"

Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку...