Главные вкладки

    Конспект занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/языку) старшая группа
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Капкова Наталья Ионовна

    Конспект открытого занятия кружка "Ляйня" "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/ языку) старшая группа 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon babushka-zabavushka.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программное содержание:

    1. Активизировать в речи детей слова и речевые образца на тему «Мой город» на мокшанском языке.
    2. Закрепить знания детей о членах семьи на мокшанском языке, добиваться их правильного произношения.
    3. закрепит названия посуды на мокшанском языке.
    4. формировать умения в форме игры называть продукты на мокшанском языке.
    5. побуждать детей рассказывать потешки, стихи, считалки на мокшанском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.
    6. воспитывать желание разговаривать на мокшанском языке. Воспитывать любовь и интерес к родному краю.
    7. развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

    Методические приемы:

    1. Приветствие.
    2. Сюрпризный момент.
    3. Игра «Радужный зонтик».
    4. Песня «Птички, прилетайте».
    5. Загадка.
    6. Игра «Мы живем в городе».
    7. Стихотворение «Приходи к нам, солнышко».
    8. Игра «Моя семья».
    9. Потешка.
    10. Подвижная игра «В горшки».
    11. Игра «Говорящий куб».
    12. Игра «Мы накрываем стол».
    13. Итог занятия.

    Материал и оборудования:

    1. Ширма, доска
    2. Картинки с изображением города, улицы, транспорта.
    3. Картинки с изображением членов семьи.
    4. Куб с картинками-продуктами
    5. Кукольная посуда
    6. Стол, самовар
    7. Игрушка-кошка
    8. Радужный зонтик
    9. Диски с мордовскими песнями
    10. Диск «Малыш в лесу»
    11. Магнитофон

    Звучит мордовская музыка. Дети входят в зал и здороваются с гостями на мокшанском языке:

    Дети:  - Шумбратада, инжихть!

    Ведущие: - Ребята, посмотрите там, вдали виднеется домик. Интересно, кто там живет? Хотите    узнать?

    Дети: - Хотим.

    Ведущие: - Давайте подойдем.

           

           Стоит в поле теремок, теремок,

           Он не низок, не высок.

           Кто-кто в теремочке живет?

           Кто-кто в невысоком живет?

    Никто не отвечает. Вы, ребята, постучите в окошко и спросите еще раз.

    В это время воспитатель наряжается в Бабушку-Забавушку.

    Забавушка: -  Иду, иду! Шумбратада, церанят! Шумбратада, стиринят!

    Дети: - Шумбрат бабай!

    Забавушка: - Тя кудняса эрян мон. Монь лемозе Бабушку-Забавушку. А тонь кода лемце? (обращается к каждому ребенку)

    Дети называют свои имена.

    Забавушка: - Ляды, ляды, лядки,

                           Собрались у меня ребятки.

    Какие вы большие, красивые. Да здоровые. Отгадайте-ка мою загадку:

                           

                           Нармоннятне тевс кундасть

                           Пизот тиихть. Сась…(тундась)

    Забавушка: - Правильно. А про что загадка?

    Дети: - Наступила весна. Прилетели с юга птица, вьют себе гнезда.

    Забавушка: - Виде! Целый день поют птицы. Давайте послушаем, как они поют.

    Дети встают под радужный зонтик, звучит музыка с пением птиц.

    Музыка выключается.

    Забавушка: - Шабат, расскажите, голоса каких птиц вы услышали?

    Ребенок 1: - Чирикает воробей.

    Ребенок 2: - Поют синицы.

    Ребенок 3: - Воркуют голуби.

    Ребенок 4: - Кукует кукушка.

    Ребенок 5: - Поют ласточки.

    Забавушка: - Правильно. А я знаю песню про птиц. Я начну, а вы мне поможете. Песня «Нармоннятне лияда».

    Забавушка: - Прявинят шабатне. Азость, шабат, коса тинь эрятада?

    Дети: - Минь эрятама Саранск ошса.

    Забавушка: - Кода ошсь?

    Дети: - Ошсь мазы. Ошсь оцю.

    Забавушка: - Мезьда лама ошса?

    Дети: - Ошса лама кутта. Ошса лама ульцяда.

    Забавушка: - Месть ардыхть ульцява?

    Дети: - Ульцява ардыхть автобуст, троллейбуст, машинат.

    Забавушка: - А вы любите свой город?

    Дети: - Да.

    Забавушка: - А стихи о своем городе знаете?

    Ребенок читает стихотворение «Приходи к нам, солнышко» В. Корчеганова.

    Забавушка: - Ай да детки,

                          Ай да малолетки

                          Да все они умеют,

                          Да все они знают.

        Азость, шабат, а кинь мархта эрятада?

    Проводится игра «Моя семья».

    Ребенок 1: - Монь ули тядезе.

    Ребенок 2: - Монь ули алязе.

    Ребенок 3: - Монь ули бабазе.

    Ребенок 4: - Монь ули атязе.

    Ребенок 5: - Монь ули щавазе.

    Ребенок 6: - Монь ули брадозе.

    Ребенок 7: - Монь ули сазорозе.

    Забавушка: - Скажите, дружно в семье живете?

    Дети: - Да!

    Забавушка: - А вот наши пальчики тоже дружная семья.

    Потешка с загибанием пальчиков:

    Тя атяне,                                                        Тя щава,

    Тя бабане,                                                      Тя ака,

    Тя аля,                                                            Тя стирня,

    Тя тядя,                                                          Тя цераня,

    Тя шеерня,                                                     Тя шяярне.

                        Кштр, кштр, кяшсь шеернясь.

    Забавушка: - А я живу со своей кошкой. Ее зовут Мурка. Она очень любит, когда ее гладят.

    Ведущий дает в руки ребенку кошку-игрушку. Ребенок рассказывает потешку про кошечку:

                            Ай, катоня, катоня,

                            Лефкскадот тонь катоня,

                            Аф, катоня, киска

                            Нярьцень ала миска.

    Забавушка: - Я – бабушка Забавушка.

                           Хочу вас позабавить.

                           Выходите, детвора,

                           Поиграть пришла пора!

    Дети выбирают считалкой водящего.

    Забавушка: - А игра называется «Сяканяса». Как на русском звучит?

    Дети: - В горшки.

    Считалка: Машати – тяштеня,

                      Дашати – тяштеня,

                      А катонясь – емла,

                      Теенза – колма.

    Звучит мордовская музыка.

    Забавушка: - Ай, да детки,

                          Ай, да малолетки,

                          Да все они знают,

                          Да все они умеют.

    Прявинят шабатне.

    Шабат! Вы мои гости! А для гостей накрывают стол. Чем угощают гостей?

    А расскажет об этом «Говорящий куб». На нем разные картинки. Вы назовете на русском языке предмет, а потом на мокшанском.

    Ребенок катит куб, приговаривая:

    Катись, вертись, на бочок ложись.

    - Тя лофца. Это молоко.

    - Тя кал. Это рыба.

    - Нят пачат. Это блины.

    - Нят конфетат. Это конфеты.

    - Нят алхт. Это яйца

    - Тя кши. Это хлеб.

    Игра «Говорящий куб».

    Забавушка: - Вам понравилась моя игра?

    Дети: - Да.

    Забавушка: - Этот куб я вам подарю. В детском саду научите других детей играть. А теперь помогите мне на стол посуду разложить.

    Ребенок 1: Нят куцювт. Это ложки.

    Ребенок 2: Нят цяннгонят. Это вилки.

    Ребенок 3: Тя пеельня. Это ножик.

    Ребенок 4: - Тя шаваня. Это тарелка.

    Ребенок 5: - Тя блюдца и чашка. Это блюдца и чашки.

    Забавушка: - Спасибо, шабат, что приходили ко мне в гости, порадовали меня. А вам у меня понравилось?

    Дети: - Да, понравилось!

    Забавушка: - А вот вам и угощение – блины. Как на мокшанском языке это звучит?

    Дети: - Пачат!

    Забавушка : - Правильно. Давайте попрощаемся с гостями:

    Все: - Уляда шумбрат! Будьте здоровы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия.Чудесный мешочек Бабушки-Забавушки.

    Обобщение понятий "Домашние животные",развитие навыков фразовой речи,воспитание гуманного отношения к животным....

    Перспективный план по мордовскому- мокша языку в подготовительной группе.

    Подробный план работы на 9 месяцев по изучению мордовского- мокша языка для детей подготовительной группы. Приобщение детей к языку Родного края....

    Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

    Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

    Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....

    Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.

    Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....

    Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)

    Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...