Мемори-дайвинг " О том, что было, не забудем"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данный конспект поможет в игровой форме погрузиться в историю трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительного рубежей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 433.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Трудовой и боевой подвиг чувашского народа», посвященный 80-летию строительства
Сурского и Казанского оборонительных рубежей
НОМИНАЦИЯ:…Лучшее тематическое занятие-путешествие
ТЕМА РАБОТЫ: Мемори-дайвинг «О том, что было, не забудем
Цирулина Екатерина Витальевна
(Ф.И.О. автора с расшифровкой)
воспитатель
(должность)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского района Чувашской Республики
(название образовательного учреждения, сокращенно по Уставу)
Козловка 2021
Тема: Мемори-дайвинг « О том что было, не забудем» Группа: подготовительная к школе группа
Образовательная область: Познавательно-исследовательская
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;
Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны
Уточнить знания детей об орудиях труда, которые использовались при возведении строительных рубежей.
Развивающие:
Развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества
Активизировать у детей интерес к истории родного края в период Великой Отечественной войны.
Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа.
Воспитывать уважение к труженикам тыла.
Словарная работа: Активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка; ввести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж», «промышленные города», «трудовой подвиг».
Предварительная работа: беседа о необходимости строительства Сурского оборонительного рубежа в годы Великой отечественной войны, просмотр фотографий и видеороликов, чтение статей про строительство. Заучивание стихотворений и песен.
Методы и приемы:
Материалы и оборудование: фотографии плакатов «Родина мать зовёт!», художник И. Тоидзе, «Наше дело правое. Победа будет за нами», фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук.
Ход НОД: «Звучи музыка День Победы» дети одетые в военную форму проходят в зал. Воспитатель: 9 мая 1945 года завершилась самая продолжительная и жестокая война в истории нашей страны – Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года на Советский
Союз напала фашисткая Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины, Отечества, поэтому война называется Отечественной. А Великой ее назвали потому, что она длилась долгих четыре года, 1418 дней и ночей.
2021 год в Чувашии объявлено годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Именно 80 лет тому назад 28 октября 1941 года когда враг уже был под Москвой, было принято решение строить оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать эти оборонительные сооружения. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Дети читают стихотворение.
Таисия Петрова:
Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы. И принято решение на берегу Суры
Построить укрепления, чтоб немцы не прошли. Зима. Мороз стоял трескучий,
А люди ломом и киркой крушили эти кручи.
Владик Ларионов: Им не хватало тёплой обуви, еды, Но все же они выстояли, построили, смогли.
9 мая здесь многолюдно, Дети приносят букеты цветов.
Помнят сельчане, как было трудно И мы не забудем тот подвиг отцов!
Воспитатель: Ребята сегодня по дороге в детский сад я получила письмо. Давайте прочитаем его:
«Дорогие ребята группы «Васильки» пишут вам Юман и Тегесь мы приглашаем вас вместе с нами пройти дорогами Войны, узнать много интересного о героических страницах истории нашей Родины, выполнить различные интересные задания, разгадать ребусы.»
Воспитатель: Итак, ребята я предлагаю вам оправится в путешествие узнать много нового и интересного, но чтобы знать, куда нам идти Юман и Тегесь прислали нам карту, которая укажет нам дорогу.
Под звуки марша строевым шагом дети идут к первой остановке.
Воспитатель: В Великой Отечественной войне принимало участие огромное количество войск: пехота, войска воздушной обороны, воздушно-десантные войска, артиллерия, военно-морские силы, танковые войска. Каждое из них имеет свою форму, оружие, выполняет свою боевую задачу. Но в битвах он нередко помогают друг другу и сражаются вместе. Первая наша остановка - станция
«Рода войск»
Детям предлагается дидактическая игра «Рода войск России»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам маленькие карточки, ваша задача определить, какому роду войск подходит данная картинка (форма, флаг и техника).
Молодцы с этим заданием справились. Идем дальше.
Звучит марш. Дети строевым шагом двигаются по карте дальше. Воспитатель: Следующая станция «Орудия Победы»
Много самой разнообразной техники было задействовано в годы Великой Отечественной войны. А какой именно вы узнаете, отгадав загадки.
- Ползёт черепаха – стальная рубаха; враг – в овраг, черепаха – куда враг. (Танк.)
- Не пчела, не шмель, а жужжит; Неподвижно крыло, а летит. (Самолёт.)
- Имя девичье носила И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша, Легендарная ... («Катюша»)
- Назовите самый известный танк Великой Отечественной войны. («Т-34».)
- На горе-горушке. Стоят старушки, Если охнут,
Люди оглохнут. (Пушки)
- С ним солдаты в бой идут. Он солдату верный друг. Стреляет, стрекочет
Во врага попасть хочет (Автомат)
Воспитатель: Ну, а мы с вами двигаемся дальше по нашей карте. Просмотр мультимедийной презентации « Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
Осенью 1941 года, когда немецкие войска стояли под Москвой, наша Чувашская Республика была вовлечена в большое военное строительство: строительство оборонительных рубежей (По территории республики прошла линия двух оборонительных рубежей: Сурского и Казанского Основная задача этого строительства – не допустить противника к городу Казань – главному промышленному центру, а также прикрыть крупные промышленные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие боеприпасы…
Воспитатель: И наша следующая станция «География рубежей»
Посмотрите для каждого из вас на столе лежат контурные карты. Вы должны закрасить их, отмечая Сурский и Казанский оборонительные рубежи, звездочками отметить районы, населенные пункты, где проходила линия оборонительных рубежей.
Молодцы и с этим заданием вы справились. Двигаемся дальше.
Воспитатель: За 45 дней и ночей, без выходных, на морозе до -40 градусов почти 110 тысяч человек лопатами вырыли оборонительный рубеж протяжённостью 380 км. Строителям оборонительных сооружений приходилось жить в землянках и шалашах, наскоро собранных из хвойных лапок, соломы, хвороста. Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.
Следующая станция «Выбери орудия труда»
Воспитатель: Ребята вам предлагаются листочки, с изображениями инструментов, которыми женщины, старики и дети строили Сурский и Казанский оборонительные рубежи. Ваша задача обвести их и раскрасить картинку.
Воспитатель: Ну а мы движемся дальше. Под звуки марша идем к следующей остановке.
Ефим Куропаткин читает стихотворение Война к Суре не подходила,
Сгорел внезапности запал. Но для нее и здесь «могилы», Народ и день, и ночь копал…
Ежедневно в строительстве участвовало в среднем 85 тыс. человек, в отдельные периоды эта цифра поднималась до 110 тыс. человек. Окопы представляли собой оборонительные сооружения в виде противотанкового рва, глубиной более трех метров, шириной метров пять
- шесть. Кроме того, строили доты, дзоты. Землянки, обложенные брёвнами, покрытые сверху накатом брёвен и землей. Пришлось в срочном порядке организовать производство всего необходимого на месте.
А мы с вами подошли к следующей станции «Герои тыла».
Сейчас Миша Ш. и Настя Е. расскажут вам о своих близких, принимавших участие в строительстве Казанского и Сурского рубежей.
Миша Шигильчев: Мой прадед Тимофеев Егор Тимофеевич родился в селе Батеево Урмарского района. В октябре 1941 года был бригадиром на строительстве Казанского
оборонительного рубежа. На первой оборонительной линии Шоркистры - Батеево – Чубаево – Чендуево – Сине - Кинчеры в сорокаградусный мороз учил молодых людей как правильно работать ломом, лопатой и укреплять стены. За стойкость и мужество ему выдано два килограмма муки. Также наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
Настя Егорова: Моя прабабушка Егорова Надежда Егоровна родилась с селе Новое Муратово Урмарского района. Окончила Муратовскую среднюю школу. На протяжении пятидесяти лет работала рядовой колхозницей колхоза «Заря», «Дружба», рабочей СМУ города Канаш.
В октябре 1941 года для защиты города Казань началось строительство оборонительного рубежа. Первая линия проходила через Урмарский и Козловский район. Окопы проходили мимо села Муратово. На рытье окопов, в сорокаградусный мороз участвовала и моя прабабушка Егорова Надежда Егоровна. Она была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
Воспитатель: Вот какие замечательные люди, настоящие герои труда были среди наших родных и близких. Именно им и самоотверженному посвящён год трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Воспитатель: Неоценим подвиг этих простых людей, которые не смотря на мороз, недостаток питания все же внесли свой огромный вклад в победу русского народа над фашисткой Германией. И вспоминается стихотворение Михаила Васильевича Колчина, посвященное строителям Сурского рубежа, хотите я прочитаю стихотворение:
Затянулись земли раны Много лет прошло уже Так их мало ветеранов, Что на Сурском рубеже Землю мерзлую долбили Твердую, как сам бетон.
Помнят все, как страшный сон: Обмороженные руки,
Под собой, не чуя ног, Превозмочь все нужно муки Чтобы враг пройти не смог… Бесконечны павших списки, Но мы памяти верны –
Вам поклон от всех нас низкий Отстоявшим честь страны.
Низкий поклон всем участникам строительства оборонительных рубежей, которые в 1941–1942 годы без выходных дней и в лютые морозы смогли соорудить Сурский и Казанский оборонительные рубежи.
Воспитатель: Сегодняшнее мероприятие еще раз напомнило нам о событиях, которые мы не можем и не должны забывать. Память о героях тех лет должна жить в нас вечно. Мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал за нее жизнь. А чтобы помнить, нужно знать и изучать историю и нашей малой родины – Чувашии, и России в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
Занятие по противопожарной безопасности...
День Победы.Была война.Была Блокада...
Сценарий праздника "День Победы". Была война. Была Блокада...Для старшего дошкольного возраста "старшая группа"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-542154-1418642614.jpg)
Проект по ОБЖ "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
В настоящее время актуальной проблемой является пожарная безопасность.Дети дошкольного возраста не всегда могут защитить себя от пожара, так как отсутствует навык осторожного обращения с огнём. Дети о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/23/picture-1315377-1614070922.jpg)
О том, что было, не забудем
У каждого народа, страны, государства есть свои праздники и знаменательные даты...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/20/picture-1464803-1681973486.jpg)
Проект деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста «О том, что было, не забудем…»
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувс...