Мемори-дайвинг " О том, что было, не забудем"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данный конспект поможет в игровой форме погрузиться в историю трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительного рубежей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_konkurs_pedagogicheskogo_masterstva.docx | 433.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Трудовой и боевой подвиг чувашского народа», посвященный 80-летию строительства
Сурского и Казанского оборонительных рубежей
НОМИНАЦИЯ:…Лучшее тематическое занятие-путешествие
ТЕМА РАБОТЫ: Мемори-дайвинг «О том, что было, не забудем
Цирулина Екатерина Витальевна
(Ф.И.О. автора с расшифровкой)
воспитатель
(должность)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского района Чувашской Республики
(название образовательного учреждения, сокращенно по Уставу)
Козловка 2021
Тема: Мемори-дайвинг « О том что было, не забудем» Группа: подготовительная к школе группа
Образовательная область: Познавательно-исследовательская
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;
Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны
Уточнить знания детей об орудиях труда, которые использовались при возведении строительных рубежей.
Развивающие:
Развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества
Активизировать у детей интерес к истории родного края в период Великой Отечественной войны.
Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа.
Воспитывать уважение к труженикам тыла.
Словарная работа: Активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка; ввести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж», «промышленные города», «трудовой подвиг».
Предварительная работа: беседа о необходимости строительства Сурского оборонительного рубежа в годы Великой отечественной войны, просмотр фотографий и видеороликов, чтение статей про строительство. Заучивание стихотворений и песен.
Методы и приемы:
Материалы и оборудование: фотографии плакатов «Родина мать зовёт!», художник И. Тоидзе, «Наше дело правое. Победа будет за нами», фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук.
Ход НОД: «Звучи музыка День Победы» дети одетые в военную форму проходят в зал. Воспитатель: 9 мая 1945 года завершилась самая продолжительная и жестокая война в истории нашей страны – Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года на Советский
Союз напала фашисткая Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины, Отечества, поэтому война называется Отечественной. А Великой ее назвали потому, что она длилась долгих четыре года, 1418 дней и ночей.
2021 год в Чувашии объявлено годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Именно 80 лет тому назад 28 октября 1941 года когда враг уже был под Москвой, было принято решение строить оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать эти оборонительные сооружения. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Дети читают стихотворение.
Таисия Петрова:
Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы. И принято решение на берегу Суры
Построить укрепления, чтоб немцы не прошли. Зима. Мороз стоял трескучий,
А люди ломом и киркой крушили эти кручи.
Владик Ларионов: Им не хватало тёплой обуви, еды, Но все же они выстояли, построили, смогли.
9 мая здесь многолюдно, Дети приносят букеты цветов.
Помнят сельчане, как было трудно И мы не забудем тот подвиг отцов!
Воспитатель: Ребята сегодня по дороге в детский сад я получила письмо. Давайте прочитаем его:
«Дорогие ребята группы «Васильки» пишут вам Юман и Тегесь мы приглашаем вас вместе с нами пройти дорогами Войны, узнать много интересного о героических страницах истории нашей Родины, выполнить различные интересные задания, разгадать ребусы.»
Воспитатель: Итак, ребята я предлагаю вам оправится в путешествие узнать много нового и интересного, но чтобы знать, куда нам идти Юман и Тегесь прислали нам карту, которая укажет нам дорогу.
Под звуки марша строевым шагом дети идут к первой остановке.
Воспитатель: В Великой Отечественной войне принимало участие огромное количество войск: пехота, войска воздушной обороны, воздушно-десантные войска, артиллерия, военно-морские силы, танковые войска. Каждое из них имеет свою форму, оружие, выполняет свою боевую задачу. Но в битвах он нередко помогают друг другу и сражаются вместе. Первая наша остановка - станция
«Рода войск»
Детям предлагается дидактическая игра «Рода войск России»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам маленькие карточки, ваша задача определить, какому роду войск подходит данная картинка (форма, флаг и техника).
Молодцы с этим заданием справились. Идем дальше.
Звучит марш. Дети строевым шагом двигаются по карте дальше. Воспитатель: Следующая станция «Орудия Победы»
Много самой разнообразной техники было задействовано в годы Великой Отечественной войны. А какой именно вы узнаете, отгадав загадки.
- Ползёт черепаха – стальная рубаха; враг – в овраг, черепаха – куда враг. (Танк.)
- Не пчела, не шмель, а жужжит; Неподвижно крыло, а летит. (Самолёт.)
- Имя девичье носила И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша, Легендарная ... («Катюша»)
- Назовите самый известный танк Великой Отечественной войны. («Т-34».)
- На горе-горушке. Стоят старушки, Если охнут,
Люди оглохнут. (Пушки)
- С ним солдаты в бой идут. Он солдату верный друг. Стреляет, стрекочет
Во врага попасть хочет (Автомат)
Воспитатель: Ну, а мы с вами двигаемся дальше по нашей карте. Просмотр мультимедийной презентации « Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
Осенью 1941 года, когда немецкие войска стояли под Москвой, наша Чувашская Республика была вовлечена в большое военное строительство: строительство оборонительных рубежей (По территории республики прошла линия двух оборонительных рубежей: Сурского и Казанского Основная задача этого строительства – не допустить противника к городу Казань – главному промышленному центру, а также прикрыть крупные промышленные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие боеприпасы…
Воспитатель: И наша следующая станция «География рубежей»
Посмотрите для каждого из вас на столе лежат контурные карты. Вы должны закрасить их, отмечая Сурский и Казанский оборонительные рубежи, звездочками отметить районы, населенные пункты, где проходила линия оборонительных рубежей.
Молодцы и с этим заданием вы справились. Двигаемся дальше.
Воспитатель: За 45 дней и ночей, без выходных, на морозе до -40 градусов почти 110 тысяч человек лопатами вырыли оборонительный рубеж протяжённостью 380 км. Строителям оборонительных сооружений приходилось жить в землянках и шалашах, наскоро собранных из хвойных лапок, соломы, хвороста. Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.
Следующая станция «Выбери орудия труда»
Воспитатель: Ребята вам предлагаются листочки, с изображениями инструментов, которыми женщины, старики и дети строили Сурский и Казанский оборонительные рубежи. Ваша задача обвести их и раскрасить картинку.
Воспитатель: Ну а мы движемся дальше. Под звуки марша идем к следующей остановке.
Ефим Куропаткин читает стихотворение Война к Суре не подходила,
Сгорел внезапности запал. Но для нее и здесь «могилы», Народ и день, и ночь копал…
Ежедневно в строительстве участвовало в среднем 85 тыс. человек, в отдельные периоды эта цифра поднималась до 110 тыс. человек. Окопы представляли собой оборонительные сооружения в виде противотанкового рва, глубиной более трех метров, шириной метров пять
- шесть. Кроме того, строили доты, дзоты. Землянки, обложенные брёвнами, покрытые сверху накатом брёвен и землей. Пришлось в срочном порядке организовать производство всего необходимого на месте.
А мы с вами подошли к следующей станции «Герои тыла».
Сейчас Миша Ш. и Настя Е. расскажут вам о своих близких, принимавших участие в строительстве Казанского и Сурского рубежей.
Миша Шигильчев: Мой прадед Тимофеев Егор Тимофеевич родился в селе Батеево Урмарского района. В октябре 1941 года был бригадиром на строительстве Казанского
оборонительного рубежа. На первой оборонительной линии Шоркистры - Батеево – Чубаево – Чендуево – Сине - Кинчеры в сорокаградусный мороз учил молодых людей как правильно работать ломом, лопатой и укреплять стены. За стойкость и мужество ему выдано два килограмма муки. Также наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
Настя Егорова: Моя прабабушка Егорова Надежда Егоровна родилась с селе Новое Муратово Урмарского района. Окончила Муратовскую среднюю школу. На протяжении пятидесяти лет работала рядовой колхозницей колхоза «Заря», «Дружба», рабочей СМУ города Канаш.
В октябре 1941 года для защиты города Казань началось строительство оборонительного рубежа. Первая линия проходила через Урмарский и Козловский район. Окопы проходили мимо села Муратово. На рытье окопов, в сорокаградусный мороз участвовала и моя прабабушка Егорова Надежда Егоровна. Она была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
Воспитатель: Вот какие замечательные люди, настоящие герои труда были среди наших родных и близких. Именно им и самоотверженному посвящён год трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Воспитатель: Неоценим подвиг этих простых людей, которые не смотря на мороз, недостаток питания все же внесли свой огромный вклад в победу русского народа над фашисткой Германией. И вспоминается стихотворение Михаила Васильевича Колчина, посвященное строителям Сурского рубежа, хотите я прочитаю стихотворение:
Затянулись земли раны Много лет прошло уже Так их мало ветеранов, Что на Сурском рубеже Землю мерзлую долбили Твердую, как сам бетон.
Помнят все, как страшный сон: Обмороженные руки,
Под собой, не чуя ног, Превозмочь все нужно муки Чтобы враг пройти не смог… Бесконечны павших списки, Но мы памяти верны –
Вам поклон от всех нас низкий Отстоявшим честь страны.
Низкий поклон всем участникам строительства оборонительных рубежей, которые в 1941–1942 годы без выходных дней и в лютые морозы смогли соорудить Сурский и Казанский оборонительные рубежи.
Воспитатель: Сегодняшнее мероприятие еще раз напомнило нам о событиях, которые мы не можем и не должны забывать. Память о героях тех лет должна жить в нас вечно. Мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал за нее жизнь. А чтобы помнить, нужно знать и изучать историю и нашей малой родины – Чувашии, и России в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
Занятие по противопожарной безопасности...
Чтобы не было пожара,чтобы не было беды.
Консультацмя для родителей...
День Победы.Была война.Была Блокада...
Сценарий праздника "День Победы". Была война. Была Блокада...Для старшего дошкольного возраста "старшая группа"....
Проект по ОБЖ "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"
В настоящее время актуальной проблемой является пожарная безопасность.Дети дошкольного возраста не всегда могут защитить себя от пожара, так как отсутствует навык осторожного обращения с огнём. Дети о...
О том, что было, не забудем
У каждого народа, страны, государства есть свои праздники и знаменательные даты...
Проект деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста «О том, что было, не забудем…»
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувс...