Особенности работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях ДОУ
консультация

Барабанщикова Елена Васильевна

 Особенности работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_odaryonnymi_i_talantlivymi_de.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях ДОУ

Внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. В специальных исследованиях выделены виды одаренности по широте проявлений, по типу предпочитаемой деятельности, по интенсивности проявления, по темпу психического развития, по возрастным особенностям проявления..

Особенности различия одаренных детей от талантливых:

        Способность — индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы,  большое значение для их развития имеют задатки. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."

Способность имеет сложную структуру, в основе которой совокупность психических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями.    Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими детьми интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.

Особенности способных детей:

  1. Он рано научился читать, считать, писать;
  2. Легко запоминает и пересказывает;
  3. Умеет рисовать;
  4. Поет или играет на музыкальном инструменте и т.д.;

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.   Слово одаренность происходит от слова дар.   Все одарённые дети учатся легко и быстро. Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

 Особенности одаренных детей:                  

  1. Яркое воображение;
  2. Интуиция;
  3. Любознательность;
  4. Оригинальность;
  5. Конкретность мышления.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Различают одаренность от талантливости в:

  1. В  практической деятельности;
  2. В познавательной  деятельности;
  3. В художественно - эстетической  деятельности;
  4. В коммуникативной деятельности;
  5. В духовно-ценностной деятельности.

Критерии выявления видов одаренности:

Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  1. Степень сформированности одаренности:

- актуальная одаренность

- потенциальная одаренность

  1. Форма проявления:

- явная одаренность

- скрытная одаренность

  1. Широта проявления в различных видах деятельности:

- общая (умственная) одаренность

- специальная одаренность

  1. Особенности возрастного развития:

- ранняя одаренность (вундеркинды)

- поздняя одаренность.

Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действия. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Признаки выявления одаренных и талантливых детей

  1. Комплексный характер оценивания разных поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно больше широкий спектр его способностей;
  2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые соответствуют его склонностям и его интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
  5. Подключение к оценке одаренного ребенка специалистов соответствующей предметно области деятельности (музыкантов, художников и т.д.);
  6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для индивидуальной траектории обучения)
  7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации.
  8. Такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и родителей.

Набор методик для выявления одаренности ребенка представлены в Приложении 2.

Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольника

  В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий:

  1. Общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;
  2. Доминирующая познавательная мотивация;
  3. Креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).

Работа с родителями ребенка с признаками одаренности

     Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления  деятельности  семьи  в  развитии  и  воспитании  одаренного ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
  2. Создание благоприятной          психологической      атмосферы     в          семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта;
  4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей

        По мере развития одаренного ребенка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие…У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше. Разработать мероприятия, которые помогут родителям разобраться в данном направлении и дать определение данного понятия «Одаренный ребенок» Для этого необходимо провести:

- анкетирование;

 - презентации;

- совместные праздники, соревнования, конкурсы;

- родительское собрание;

Разработать для родителей

- памятки;

- рекомендации;

-  папки – передвижки;

- консультации;

- рекомендации.

Совместно с родителями

- разработать детско – родительские проекты;

- привлечь родителей к совместному созданию предметно пространственной среды.

 

 Мероприятия:

  1. Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
  2. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.
  3. Формирование методической  копилки  по  работе  с одаренными детьми.
  4. Повышение квалификации  в  области  работы  с  одаренными детьми.
  5. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы, специалистов дополнительного образования.
  6. Использование условий социума для развития воспитанников с опережением в развитии.
  7. Проведение родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка», «Способности и интересы моего ребёнка».
  8. Создание индивидуальной карты развития личности ребенка.
  9. Внедрение педагогических  технологий  развития  детской  одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
  10. Выпуск информационных  бюллетеней,  методических  рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, публикация материалов на сайте ДОУ и в печатных изданиях.
  11. Создание совместных  планов  со  специалистами  дополнительного образования.
  12. Создание авторской программы, проектов по сопровождению специальной одаренности детей.
  13. Обобщение результатов реализации программы.
  14. Коррекция и уточнение программы, дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
  15. Распространение позитивного  опыта,  публикации  в  периодических изданиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными и способными детьми четырёхлетнего возраста на основе кружка «Волшебная бумага»

«Одаренность человека – это маленький   росточек, едва проклюнувшийся  из земли и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сд...

Психологическая готовность педагога к работе с одаренными и талантливыми детьми.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание о...

Консультация для воспитателей «Особенности работы с одарёнными детьми»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное разв...

Особенности работы с семьёй, воспитывающей заикающегося дошкольника, в условиях логопедической группы

В статье раскрываются особенности работы с родителями дошкольников, посещающих логопедическую группу детского сада. Основное внимание уделяется взаимодействию с семьями детей, страдающих заиканием. Эф...

Самообразование «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»

laquo;Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»...