"Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям детского сада"
консультация

Хохлова Любовь Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям
детского сада.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация - это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребенку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребенка.

Формы работы с детьми в группе в период адаптации:
коммуникативные игры и игры на основе окружающей среды.

Основой благополучия ребенка в детском саду являются доброжелательные и открытые его отношения с воспитателем и сверстниками, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. И хотя тип отношения к другим людям к трем годам уже складывается, в этом возрасте еще возможна его коррекция. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, многое зависит в его поведении.

Формы работы с детьми в период адаптации разнообразны: организованная игровая деятельность, выполнение элементарных культурно - гигиенических навыков, прогулки, досуги, детские праздники.

Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка к детскому саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Задачи игр в этот период:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
  • развитие игровых навыков;
  • воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:

1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры. («Раздувайся пузырь!», «Карусели», «Мы топаем ногами...» и т.д.) В них дети действуют одновременно и одинаково. «Мыльные пузыри», «Куклы пляшут», «Играем с мячом!». Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласованно, самостоятельно. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей.

2. Игры на основе окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками. Это игры - путешествия, игры с предметами, подвижные ролевые игры. («Поезд», «Самолеты», «Мы гуляем» и т.д.). В этих играх осуществляется более развитое игровое взаимодействие, основанное на выполнение роли, усложняются пространственные условия для движений. Эти игры сначала лучше проводить в группе, где дети меньйте отвлекаются, но по мере их освоения можно играть на участке.

Продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя спокойно и уверенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».

hellip; Ребенок идет в детский сад. Это, как правило вызывает, серьёзную тревогу у взрослых.От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, завис...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...

Консультация «Особенности работы воспитателей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

     При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. Четкий режим дня, ...