"Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям детского сада"
консультация

Хохлова Любовь Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям
детского сада.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация - это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребенку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребенка.

Формы работы с детьми в группе в период адаптации:
коммуникативные игры и игры на основе окружающей среды.

Основой благополучия ребенка в детском саду являются доброжелательные и открытые его отношения с воспитателем и сверстниками, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. И хотя тип отношения к другим людям к трем годам уже складывается, в этом возрасте еще возможна его коррекция. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, многое зависит в его поведении.

Формы работы с детьми в период адаптации разнообразны: организованная игровая деятельность, выполнение элементарных культурно - гигиенических навыков, прогулки, досуги, детские праздники.

Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка к детскому саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Задачи игр в этот период:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
  • развитие игровых навыков;
  • воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:

1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры. («Раздувайся пузырь!», «Карусели», «Мы топаем ногами...» и т.д.) В них дети действуют одновременно и одинаково. «Мыльные пузыри», «Куклы пляшут», «Играем с мячом!». Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласованно, самостоятельно. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей.

2. Игры на основе окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками. Это игры - путешествия, игры с предметами, подвижные ролевые игры. («Поезд», «Самолеты», «Мы гуляем» и т.д.). В этих играх осуществляется более развитое игровое взаимодействие, основанное на выполнение роли, усложняются пространственные условия для движений. Эти игры сначала лучше проводить в группе, где дети меньйте отвлекаются, но по мере их освоения можно играть на участке.

Продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя спокойно и уверенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».

hellip; Ребенок идет в детский сад. Это, как правило вызывает, серьёзную тревогу у взрослых.От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, завис...

Особенности работы воспитателя  в период адаптации детей к детскому саду.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...