Возрастные психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития ребенка, чтобы воспитать его сильной, гармоничной личностью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.

            В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития ребенка, чтобы воспитать его сильной, гармоничной личностью.

            На смену наглядно-действенному мышлению, характерному для психологии детей младшего дошкольного возраста, приходит наглядно-образное мышление. Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.

            Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, ребенок четырех лет интересуется, когда мама придет за ним в садик. Вы объясняете, что она вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы ребенок вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить режимные моменты и занятия, по завершении которых мама за ним придет.

            Внимание дошкольника все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности.

            В возрасте 4-5 лет у ребенка начинает формироваться произвольная память. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по разучиваемому произведению.

            В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Идет интенсивный рост словарного запаса.

            В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это нормальное явление - промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

          Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно тщательно следить за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком, так как дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом, как можно чаще, сопровождая словесными комментариями все свои действия.

           Кроме бытовой речи, положительным является разучивание скороговорок, стихов — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

            В период дошкольного детства игра является ведущей деятельностью.

            Игры дошкольников можно разделить на три категории: подвижные - в первую очередь способствующие физическому развитию; образовательные — развивающие интеллект; сюжетно-ролевые — наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

            По мере взросления дошкольники начинают все больше стремиться к совместным играм. В 4–5 лет сверстник становится гораздо более желанным партнером по играм, чем взрослый. Старшие дошколята гораздо лучше младших товарищей справляются с распределением ролей и, как правило, не нуждаются в помощи взрослых. Старшие дошкольники легко собираются в небольшие группы и способны играть вместе часами напролет, изображать довольно сложные социальные события или воплощая в жизнь взаимодействие сказочных персонажей.

            В процессе игры дошкольники учатся координировать свои действия друг с другом, включаются в отношения лидерство/подчинение. Отказываться от сиюминутных желаний, дабы не нарушать установленные правила игры. Таким образом, развивают навыки самоконтроля и межличностного общения.

            В дошкольный период закладываются важные основы самооценки ребенка. Отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.

            Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Необходимо поощрять инициативность и любознательность ребенка, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему». Все то, что взрослому кажется обыденным, элементарным и понятным, ребенком воспринимается впервые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

Материал для воспитателей и родителей....

Возрастные и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо с...

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста с 4–5 лет по ФГОС

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста с 4–5 лет по ФГОС...

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

Каждый ребёнок развивается по – разному, у каждого свой путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности....

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, чт...

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

материал предназначен для родителей детей среднего дошкольного возраста...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста.

В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние замысел ребенка. Но полная р...