Конспект занятия «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия по фольклору в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vspomnim_starye_obychai.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №91»
Конспект
«Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
(интегрированное занятие по фольклору
в группе компенсирующей направленности № 3
для детей 6 – 7 лет)
Разработали:
ПДО по фольклору Толмачева С.В.
ПДО по ИЗО Кумова О.И.
Курск, 2019
Цель: воспитание уважительного отношения к культуре русского народа.
Задачи:
- познакомить дошкольников с русским народным костюмом Курской области;
- расширять представление об истории русского народа;
- развивать умение использовать разные виды фольклора;
- формировать творческие способности, развивать умение проявлять фантазию в придумывании узора и нанесения его на яйцо, добиваясь яркого колорита в узоре, аккуратности в работе;
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Предварительная работа: беседа «Русские народные праздники»; разучивание песен, пословиц, народных игр; игра на музыкальных инструментах, роспись яиц
Оборудование и материал: сундук, русский народный костюм, платок, музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны), тряпичные куклы, пряники, гуашь, кисти, баночки, салфетки, яйца, дидактические таблицы «Знаки - символы, используемые при росписи писанки» и «Варианты композиции росписи писанки».
Ход образовательной деятельности
(Звучит р.н. мелодия – былинные наигрыши «гусли»)
ПедагогЗдравствуйте добры молодцы и красны девицы. Усаживайтесь рядком, все пойдет у нас ладком. Я – сказительница, старины хранительница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Сегодня я приглашаю Вас отправиться в путешествие в прошлое нашей страны, почувствовать и посмотреть, как тогда жили люди, чем занимались. Ну что хотите отправиться в путешествие?
ДетиДа
ПедагогА для этого надо сказать заветные слова (дети встают)
На каблук становись,
Вокруг себя повернись –
И в древней Руси очутись!
ПедагогВот мы и очутились в атмосфере старины (педагог снимает платок с сундука). У меня есть сундук красивый, расписной. Этот сундук мне подарила моя матушка, а ей бабушка оставила и сказала: «Сундуку этому 200 лет, береги его. Он полон интересных и старинных вещей». Вот я его берегу, да и людям показываю, хочу, чтобы все знали, как люди жили раньше на Руси. Ну что, хотите узнать, что в сундуке?
ДетиДа
ПедагогТогда слушайте и смотрите (достает р.н. костюм). Ребята, это русский народный костюм Курской области. Его носили женщины, которые жили в нашем регионе: Курской губернии, а также селах области.
Вот это – рубаха. Произошла она от слова «рубить». В давние времена говорили «отрубали», значит, отрезали кусок ткани и сшивали по бокам, получалась рубаха. В древней Руси рубаха была главной, а порой и единственной одеждой. Ее носили и дети, и старики, мужчины и женщины, бедные и богатые. Мужчины носили рубаху по колено, а женщины по пятки. Давайте вспомним пословицы и поговорки со словом рубаха.
(Пословицы и поговорки о рубахе)
ПедагогА поверх рубахи женщины надевали сарафан, а мужчины – кафтан. Сарафан – это женское платье без рукавов. Праздничные сарафаны были очень красивы, их украшали тесьмой и полосками из бархата. Девушки и девочки носили красные и бордовые сарафаны, а пожилые женщины – черные. Вот в такие костюмы одевались и пели песни, водили хороводы, играли в русские народные игры и праздновали праздник. Ребята, хотите узнать, что еще лежит в моем сундуке?
ДетиДа
ПедагогНу тогда сундучок открывается, игра начинается.
Деревянные (что?)ложки (стучат, веселят)
Звонкие (что?) колокольчики (звенят и тоже веселят)
Задорные (что?) бубны (играют и всех забавляют)
ПедагогА как эти предметы называются вместе? (ответы детей) Правильно, музыкальные инструменты. А когда на них играют? (когда поют) Не обойдемся и мы без песни. Песня поется, дело ладится. Инструменты разбирайте, плясовую начинайте.
(дети исполняют р.н.п.«Ах, вы сени»)
Педагог Молодцы! Посмотрю, все ли я из сундука достала. Ой, куколки. Из чего они сделаны? (из тряпки, ткани). Народ придумывал много потешек, песен, поговорок, сказок. Это творчество передавалось их детям, а начиналось все с колыбельной. Наши девочки сейчас покажут, как пели на Руси мамы своим детям.
(девочки поют колыбельные песни, в руках держат тряпичные куклы)
Педагог Спасибо, девочки. Дети, какие в этих колыбельных слова?
Дети Добрые, ласковые, их поют тихим голосом.
ПедагогВот такие добрые песенки пели малышам мамы. Ребята, а в игры вы играть любите? (ответы детей) И я люблю. Раньше в старину, в Курском крае, играли в игру «У дедушки Трифона». А вы умеете в нее играть? Ну тогда становись народ в наш веселый хоровод.
Русская народная игра «У дедушки Трифона»
Педагог Дети, а какие народные праздники вы знаете? А какой приближается праздник? (ответы детей) Правильно. А кто сможет рассказать о празднике Пасха?
Дети Пасха – это очень древний праздник. Когда сын Божий был распят на кресте, а в третий день воскрес (значит встал, ожил). Он еще называется Светлое Христово Воскресение.
Педагог Правильно. На Пасху готовили такие кушанья, которые ели один раз в году: куличи, пасхи. Одним из символов праздника является яйцо – символ зарождающейся жизни, поэтому красили яйца. А вы хотите сделать подарки для своих мам и бабушек к великому празднику? (Да) Тогда давайте пройдем в мастерскую Ольги Ивановны.
Педагог по изодеятельности. Здравствуйте, дети. Спасибо, что мимо не прошли, ко мне в гости зашли.
- Скажите мне, пожалуйста, что является главным украшением стола в праздничный день Пасхи?
(Куличи и яйца)
- А яйца не простые, а крашеные.
- Чтобы поздравить своих мам и бабушек, мы сделаем для них небольшие сувениры своими руками. Распишем яйца – писанки.
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица бралась писать писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выходило.
Давайте вспомним, какими узорами – символами расписывались писанки?
(растительные, животные, геометрические, символы солнца)
Перед началом работы подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Чтоб красиво рисовать-
Надо с пальцами играть
Вот - большой, вот этот – средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик-малышок.
У-у-у указательный забыли.
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже,
Ушки зайки не забудем,
Пальчиком водить мы будем.
Чтоб красиво рисовать,
Надо с пальцами играть
Самостоятельная творческая работа (звучит музыка).
Педагог по изодеятельности. Выберете себе узор, каким вы будете расписывать яйца.
- С доброй душой и чистым сердцем приступайте к работе.
- Сейчас вы самостоятельно попробуете составить узор писанки. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!
- Вспомните, какими цветами и символами пользовались мастера?
Анализ работ и обсуждение.
(Выставка писанок)
Педагог по изодеятельности. Вот и закончилась наша работа. Посмотрите, какие замечательные писанки у вас получились, расскажите, какими символами вы расписали яйца. Молодцы, ребята! Писанки вы можете подарить маме, бабушке и другим членам семьи.
Педагог Мы сегодня провели путешествие в старину. Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось? Что нового узнали?
Много традиций сложилось у народа, но особенно важной была традиция гостеприимства. Я хочу вам подарить вот это по-настоящему русское угощение – сладкие пряники.
А теперь заветные слова говорим, чтобы вернуться снова в детский сад.
На каблук становись,
Вокруг себя повернись –
И в детском саду очутись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер - развлечений «Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину».
Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа.Закрепить знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре; обогатить словарь детей стихами, частушками, колядками.Развивать связную ...
Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа" в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа"в подготовительной к школе группе. Цель:- приобщение детей к традициям и обычаям мордовского народа.Задачи:- воспиты...
Конспект занятия «Вспомним всех поименно»
Занятие по социально-личностному развитию с использованием интеллект-карт...
Конспект занятия " Слава нашей стороне , слава русской старине"
Кнспект занятия в подготовительной группе детского сада....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Вспомним те дни» в старшей группе ко Дню Победы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию«Вспомним те дни» в старшей группе(ко Дню Победы)Программные задачи:- Воспитательная: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ...
« Вспомним прошлое России, вспомним нашу старину. Маршрутная игра « Святая древняя Русь». Интеллект карта « Лента времени»
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях, о предметах быта в русской избе.Задачи:Познавательное развитие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской с...
Конспект занятия в подготовительной группе "Вспомним те дни"
Цель:. Закрепление знания о всенародном празднике воинов, уточнение, кто такие защитники отечества. Задачи: 1. Знакомить детей с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение...