Конспект занятия «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Толмачева Светлана Владимировна

Конспект интегрированного занятия по фольклору в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vspomnim_starye_obychai.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №91»

Конспект

«Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»

(интегрированное занятие по фольклору

в группе компенсирующей направленности № 3

для детей 6 – 7 лет)

Разработали:

ПДО по фольклору Толмачева С.В.

ПДО по ИЗО Кумова О.И.

Курск, 2019

Цель: воспитание уважительного отношения к культуре русского народа.

Задачи:

- познакомить дошкольников с русским народным костюмом Курской области;

- расширять представление об  истории русского народа;

- развивать умение использовать разные виды фольклора;

- формировать творческие способности, развивать умение проявлять фантазию в придумывании узора и нанесения его на яйцо, добиваясь яркого колорита в узоре, аккуратности в работе;

- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Предварительная работа: беседа «Русские народные праздники»; разучивание песен, пословиц, народных игр; игра на музыкальных инструментах,  роспись яиц

Оборудование и материал: сундук, русский народный костюм, платок, музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны), тряпичные куклы, пряники, гуашь, кисти, баночки, салфетки, яйца, дидактические таблицы «Знаки - символы, используемые при росписи писанки» и «Варианты композиции росписи писанки».

                      Ход образовательной деятельности

(Звучит р.н. мелодия – былинные наигрыши «гусли»)

ПедагогЗдравствуйте добры молодцы и красны девицы. Усаживайтесь рядком, все пойдет у нас ладком. Я – сказительница, старины хранительница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Сегодня я приглашаю Вас отправиться в путешествие в прошлое нашей страны, почувствовать и посмотреть, как тогда жили люди, чем занимались. Ну что хотите отправиться в путешествие?

ДетиДа

ПедагогА для этого надо сказать заветные слова (дети встают)

На каблук становись,

Вокруг себя повернись –

И в древней Руси очутись!

ПедагогВот мы и очутились в атмосфере старины (педагог снимает платок с сундука). У меня есть сундук красивый, расписной. Этот сундук мне подарила моя матушка, а ей бабушка оставила и сказала: «Сундуку этому 200 лет, береги его. Он полон интересных и старинных вещей». Вот я его берегу, да и людям показываю, хочу, чтобы все знали, как люди жили раньше на Руси. Ну что, хотите узнать, что в сундуке?

ДетиДа

ПедагогТогда слушайте и смотрите (достает р.н. костюм). Ребята, это русский народный костюм Курской области. Его носили женщины, которые жили в нашем регионе: Курской губернии, а также селах области.

Вот это – рубаха. Произошла она от слова «рубить». В давние времена говорили «отрубали», значит, отрезали кусок ткани и сшивали по бокам, получалась рубаха. В древней Руси рубаха была главной, а порой и единственной одеждой. Ее носили и дети, и старики, мужчины и женщины, бедные и богатые. Мужчины носили рубаху по колено, а женщины по пятки. Давайте вспомним пословицы и поговорки со словом рубаха.

(Пословицы и поговорки о рубахе)

ПедагогА поверх рубахи женщины надевали сарафан, а мужчины – кафтан. Сарафан – это женское платье без рукавов. Праздничные сарафаны были очень красивы, их украшали тесьмой и полосками из бархата. Девушки и девочки носили красные и бордовые сарафаны, а пожилые женщины – черные. Вот в такие костюмы одевались и пели песни, водили хороводы, играли в русские народные игры и праздновали праздник. Ребята, хотите узнать, что еще лежит в моем сундуке?

ДетиДа

ПедагогНу тогда сундучок открывается, игра начинается.

Деревянные (что?)ложки (стучат, веселят)

Звонкие (что?) колокольчики (звенят и тоже веселят)

Задорные (что?) бубны (играют и всех забавляют)

ПедагогА как эти предметы называются вместе? (ответы детей) Правильно, музыкальные инструменты. А когда на них играют? (когда поют) Не обойдемся и мы без песни. Песня поется, дело ладится. Инструменты разбирайте, плясовую начинайте.

(дети исполняют р.н.п.«Ах, вы сени»)

Педагог Молодцы! Посмотрю, все ли я из сундука достала. Ой, куколки. Из чего они сделаны? (из тряпки, ткани). Народ придумывал много потешек, песен, поговорок, сказок. Это творчество передавалось их детям, а начиналось все с колыбельной. Наши девочки сейчас покажут, как пели на Руси мамы своим детям.

(девочки поют колыбельные песни, в руках держат тряпичные куклы)

Педагог Спасибо, девочки. Дети, какие в этих колыбельных слова?

Дети Добрые, ласковые, их поют тихим голосом.

ПедагогВот такие добрые песенки пели малышам мамы. Ребята, а в игры вы играть любите? (ответы детей) И я люблю. Раньше в старину, в Курском крае, играли в игру «У дедушки Трифона». А вы умеете в нее играть? Ну тогда становись народ в наш веселый хоровод.

Русская народная игра «У дедушки Трифона»

Педагог Дети, а какие народные праздники вы знаете? А какой приближается праздник? (ответы детей) Правильно. А кто сможет рассказать о празднике Пасха?

Дети Пасха – это очень древний праздник. Когда сын Божий был распят на кресте, а в третий день воскрес (значит встал, ожил). Он еще называется Светлое Христово Воскресение.

Педагог Правильно. На Пасху готовили такие кушанья, которые ели один раз в году: куличи, пасхи. Одним из символов праздника является яйцо – символ зарождающейся жизни, поэтому красили яйца. А вы хотите сделать подарки для своих мам и бабушек к великому празднику? (Да) Тогда давайте пройдем в мастерскую Ольги Ивановны.

Педагог по изодеятельности. Здравствуйте, дети. Спасибо,  что мимо не прошли, ко мне в гости зашли.

- Скажите мне, пожалуйста, что является главным украшением стола в праздничный день Пасхи?

(Куличи и яйца)

- А яйца не простые, а крашеные.

- Чтобы поздравить своих мам и бабушек, мы сделаем для них небольшие сувениры своими руками. Распишем яйца – писанки.

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица бралась писать писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выходило.

Давайте вспомним, какими узорами – символами расписывались писанки?

(растительные, животные, геометрические, символы солнца)

Перед началом работы подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Чтоб  красиво  рисовать-

Надо  с  пальцами  играть

Вот - большой, вот этот – средний,

Безымянный  и  последний

Наш  мизинчик-малышок.

У-у-у указательный  забыли.

Мы  рога  козы  покажем

И рога  оленя  даже,

Ушки  зайки не забудем,

Пальчиком  водить мы  будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

Самостоятельная творческая работа (звучит музыка).

Педагог по изодеятельности. Выберете себе узор,  каким вы будете расписывать яйца.

- С доброй душой и чистым сердцем приступайте к работе.

- Сейчас вы самостоятельно попробуете составить узор писанки. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!

- Вспомните, какими цветами и символами пользовались мастера?

Анализ работ и  обсуждение.

(Выставка писанок)
Педагог по изодеятельности. Вот и закончилась наша работа. Посмотрите, какие замечательные писанки у вас получились, расскажите,  какими символами вы расписали яйца. Молодцы, ребята! Писанки вы можете подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

Педагог Мы сегодня провели путешествие в старину. Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось? Что нового узнали?

Много традиций сложилось у народа, но особенно важной была традиция гостеприимства. Я хочу вам подарить вот это по-настоящему русское угощение – сладкие пряники.

А теперь заветные слова говорим, чтобы вернуться снова в детский сад.

На каблук становись,

Вокруг себя повернись –

И в детском саду очутись!