Опыт работы "Формирование речи детей в игровой деятельности"
статья

Сгибнева Елена Владимировна

обощение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Своевременное овладение ребенком речью - одно из важных направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации.

Дoшкольный возраст-это период активного усвоения ребенком родного языка и стaновления всех сторон речи. В сооветствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. 

Актуальность

Язык является вaжнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и об Работая с детьми раннего дошкольного возраста и наблюдая за ними, за их развитием, я пришла к выводу, что максимального эффекта по развитию и  формированию речи можно добиться через игровую деятельность. Игра – ведущая деятельность ребёнка, сопровождающaя ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей.

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Формирование речи детей в игровой деятельности».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по развитию и формированию речи детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями в игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

- Овладение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного и пассивного словаря детей;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

 - Знакомство с книжной культурой, детской литературой;

- Развитие речевого творчества;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию речевых способностей  я выстраиваю  с учётом следующих принципов:

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.                                                                                

2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего речевого багажа.                                                                                 

3) Целостность- -формирование у дошкольников элементарного осознания явлений языка.

4)Научность.        

5) Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о языковой системе в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

    Для  формирования и активизации познавательно – речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, использую следующие инновационные методы:

- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой);

- метод проектирования;

-метод моделирования;

-ИКТ –технологии;

- технология мнемотаблиц;

-ТРИЗ-технология;

-педагогическая арт-терапия;

-синквейн.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками я провожу в различных формах:

-организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, литературный калейдоскоп)

-демонстрационные опыты;

-сенсорные праздники на основе народного календаря;

-обучение в повседневных бытовых ситуациях;

- театрализованная деятельность;

- беседы, общение;

- самостоятельная деятельность.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье.

Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста:

1.Дидактические игры – это обучающие игры.

2.Театрализованные игра;

3.Игры – забавы;

4.Подвижные игры;

5. Пальчиковые игры;

6.Сюжетно –ролевые игры.

7. Строительно-конструктивные игры .

С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок, через игровую задачуигровые действия, правила. Так же большое внимание уделяю настольно –печатным играм: «Найди пару»«Сложи целое из частей» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель). Дидактические игры формируют у детей умение логически мыслить, развивают у них умение составлять целый предмет из отдельных частей.

  Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. На мой взгляд, театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.

Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. Посредством театрализованных игр помогаю детям усвоить элементы речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В третью группу входят игры-забавы. Они помогают обогатить словарный запас, способствуют развитию мелкой моторики рук, памяти, внимания, мышления. Использую в перерывах между другими играми шутки, сюрпризные моменты, фокусы-опыты («Волшебная вода», «Волшебные пузырьки» и т.д.). Так же на занятиях я предлагаю шарады в виде загадок.

     Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Движения с речевым сопровождением воспитывают умение  прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры дети запоминают слова и начинают подпевать. Движения с проговариванием отдельных способствуют развития моторики, слухового восприятия. В процессе проведения подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь. В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию. Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.

Пальчиковые игры влияет на развитие речи и мгновенно переключают внимание ребенка, успокаивает. В своей работе пальчиковую гимнастику я совмещаю пальчиковым театром, это дарит много положительных эмоций моим детям. Мы с детьми проводим различные гимнастики : «Этот пальчик…»«Гули-гули»«Я хочу построить дом», «Мышка в норку пробралась..»

Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, начинают играть вдвоём, иногда втроём. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В  играх, как «Парикмахерская»«Больница», дети знакомятся с названиями профессий, я помогаю детям учится брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.). Изначально дети подражают тому, что им показывает взрослый, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр большое внимание уделяю тому, чтобы ребенок  проговаривал действия, которые он выполняет.

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования.   Дети чаще придумывают свой вариант постройки, поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения («Домик для кошечки»«Постройка моста»«Гараж для машины»).

Считаю, что игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

   Изучением особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.С. Жорняк, Е.О. Смирнова, и др.

А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников».

2. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей».

3. Бахтин М. М. «Эстетика словесного творчества» .

4. Белоус Е. «Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности».

5. Леонтьев А.Н. «Психология общения».

     Также  условием успешной реализации программы по формированию  и развитию речи детей является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною были созданы мнемотаблицы, картотека описательных рассказов по схеме («Бытовые приборы» «Расскажи о времени года», «Зимующие –перелетные птицы»).  Создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: «Отгадай и назови»«Отгадай, кто к нам пришёл»«Кто что делает»«Назови животных и скажи, кто как кричит». и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал, способствующий развитию речи загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки. Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования формированию речи посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 Основная цель кoторой - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в  образовательной деятельности фoрмировании речи у дошкольников.

Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими спeциалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу oткрытые мероприятия (ОД, праздники и развлечения, проекты), провожу мастер - классы по данной тематике. Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать игровую деятельность в формировании и развитии речи. И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний. Семья играет в воспитании  ребёнка основную, дoлговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы  с родителями:

 -общие и групповые родительские собрания

-консультации «Игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»

-проекты  с участием родителей

- изготовление сюжетно -ролевых игр совместно с родителями

-мастер-класс для родителей

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

 -совместное создание предметно-развивающей среды

-анкетирование «Речевое развитие дошкольников»

 Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском  саду - родители у дети закрепляли дома.  

Я считаю, что в играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание вoспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

В заключении можно сделать вывод, чтo игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И глaвное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

« Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»

Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....