Главные вкладки

    Мой инновационный опыт «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики».
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Мой инновационный опыт

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_innovatsionnyy_opyt.docx26.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мой инновационный опыт «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики».

    Обоснование актуальности и перспективность опыта. Его значение  для совершенствования учебного – воспитательного процесса.

       Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

      Поэтому, я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

      Ее актуальность обусловлена тем, что Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику.

    Главная трудность, с которой сталкивается ребёнок в первые дни школьного обучения, заключается не в содержании знаний, а в изменении социальной позиции, смене ведущего вида деятельности.

    В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей дошкольного возраста, которое обеспечивало бы полноценное развитие речи детей.

    В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

    Поэтому, я считаю, что очень   важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

    Одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей является развитие мелкой моторики.

    Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая  установила, что развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.

    Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили  определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок.

    Я думаю, что недостаточное развитие мелкой моторики,  внимания, может привести к возникновению негативного отношения к  посещению ребенком  детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.  Что и побудило  меня  систематизировать и обобщить накопленный материал по теме:

    «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством  развития мелкой моторики рук".

    Цель: 

    формировать речевую деятельность детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

    Задачи: 

    Обучающие:

    — активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук; — накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.

    Развивающие:

     — развивать мелкую моторику рук;

     — развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;

     — развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

    Воспитательные:

    — воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

    Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

    Новизна моего опыта заключается в разработке занятий по развитию мелкой моторики рук с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий, образовательных проектов, что в конечном итоге способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем.

    Мною апробированы уже известные приёмы развития мелкой моторики руки  в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме.

    Определив основное направление в работе, я  приступила к созданию предметной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала  развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а ,следовательно, и развитию речи,  и способствовала  подготовки  руки ребенка к письму.

    Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей,  способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

    В группе  созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что  дети могут свободно, по интересам  выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять  свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

    Наличие теоретической базы опыта

        Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

    По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

    В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

    Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

    Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

    В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

    Педагогическая идея моей работы

    Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рук.

    Она основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ.

    Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

    -внедрение новых педагогических технологий в работе;

    -создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие;

    - каждое занятие должно быть результативным;

    -творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;

    - постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира.

     Оптимальность и эффективность средств

    Оптимальным, по мнению специалистов, оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Длительность физкультминуток в одном занятии составляет

    2-3 минуты.

    Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности.

    На занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки, бисер, с удовольствием лепят из пластилина и др..

    Игры со строительным материалом (конструктором «Лего»), мозаикой начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют. У детей возникает интерес построить что – то новое, развивается логическое мышление.

    Все упражнения, игры для пальцев превращаются в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг.

    Результативность опыта.

    Работая над развитием мелкой моторики рук, я добилась определённых результатов:

    - дети научились выражать свои мысли;

    -стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней) ;

    - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;

    - дети знают и играют в пальчиковые игры;

    - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

    - в речи детей появились простые предложения…

    Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи  дает положительный результат.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

    Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе создана  развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

    Ø -центр  ИЗО деятельности, который  содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки и другое).

    Ø -центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;

    Ø - игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

    Моим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях воспитателей ДОУ.

            Используемая литература

    Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.

    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

    1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития. 2000.
    2. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. — М.: Генезис, 2008.
    3. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-пресс, 2003.
    4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.
    5. Шанина С., Гаврилова А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008.
    6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М: Мозаика-Синтез. 2009.

               

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

    « Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»

    Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом....

    Развитие речи детей в игровой деятельности при обучении дошкольников родному татарскому языку» (начиная со второй младшей до подготовительной к школе группы)

    Автор рассматривает проблему формирования речевых навыков, а именно через ознакомление с предметами окружающего мира, сказки, стихотворения татарского народа, творчество поэтов, композиторов и др. Мно...

    Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

    Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...