Городской семинар для педагогов мастер-класс "Простые идеи для домашних игр с детьми ОВЗ"
материал (старшая группа)

Стрельченя Валентина Владимировна

Городской семинар "Родители и воспитатели - два берега одной реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_idei_dlya_domashnih_igr_s_detmi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Простые идеи для домашних игр с детьми ОВЗ»

Развитие мелкой моторики у ребенка – один из важнейших этапов всестороннего развития.

Что же такое «мелкая моторика»? Это способность выполнять мелкие  и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка и особенно влияет на процесс формирования речи вашего малыша. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависят от, того насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Если ребенок с раннего детства не получает поддержку в развитии, то это ведет к отставанию детей в моторном развитии. Несформированность моторики (движения пальцами рук, ног) проявляется в виде недостаточной точности и ловкости.

Насколько маленький человек владеет своими пальчиками, настолько развиты у него умственные способности. Никогда не поздно начать заниматься развитием движений пальчиков. А мелкая моторика у детей с ОВЗ требует особого внимания. 

Ода детским пальчикам, на кончиках которых – великие таланты

Как утверждают специалисты, изучающие работу человеческого мозга, наши ладони вместе с пальцами являются проекцией правого и левого полушарий головного мозга. Детские физиологи давно пришли к выводу, что развитие речи у детей неразрывно связано с формированием способности совершать мелкие и точные движения пальцами.

И если мы сами не способны никакими манипуляциями воздействовать непосредственно на мозг ребенка, то руки малыша тренировать мы можем и должны.

Учитывая, что с каждым поколением здоровые дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек, то сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений и родителей является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр, творческих занятий и домашних обязанностей.

Да, да, развитие мелкой моторики осуществляется и с веником в руках! Не стоит чрезмерно жалеть деток, даже имеющих ограничения по здоровью, и не нагружать домашними делами, этим самым мы оказываем медвежью услугу ребенку. Кстати, давно подмечено педагогами-дефектологами, что детки с умственной отсталостью, например, с огромным трудом обучаются грамоте и письму, но с большим успехом выполняют работу по дому, помните это.

Учитывая, какое значение тренировка «верхних конечностей» имеет для здоровых малышей, то для деток с ОВЗ эти тренировки приобретают первостепенное значение! Упорные занятия, массаж, пальчиковые забавки помогают справиться с различными коррекционными задачами. По тому, умеет ли годовалый малыш сгибать и разгибать по одному пальчики, показывать обособленно 1-2 пальчика, можно заключить, «говорящий» малыш или нет.

Самое замечательное в наших пальцах то, что они отлично поддаются «дрессировке», даже во взрослом и преклонном возрасте. Занимаясь гимнастикой мозга через упражнения для рук, можно значительно улучшить умственные способности. Разве это не чудо?

Формирование способности совершать мелкие манипуляции пальчиками у деток с ОВЗ

У малышей с ограничениями по здоровью моторика нарушена, движения хаотичны, неловки, нет точности. Правая ручка значительно опережает по возможностям точно совершать движения левую, а это ведет к несогласованности работы правого и левого полушарий. Иногда ведущая рука вообще не выделена, мускулатура слабая, плохая координация движений обеих рук.

Главная задача педагогов и родителей таких деток – выработать навыки самообслуживания, сформировать или улучшить речь, стимулировать мыслительные процессы.

Каким путем это можно осуществить?  Посредством игр с мелкими предметами (пазлы, конструктор, мозаика, нанизывание бусин, рукоделие, рисование, лепка, пальчиковые игры, массаж). Также, учитывая индивидуальность каждого малыша, нужно искать эффективные нетрадиционные методы развития рук детей ОВЗ. Ниже я расскажу о некоторых проверенных методах.

Нужно помнить, что обучение таких малышей новым движениям, упражнениям, действиям требует больше времени, нежели для такой же работы с их здоровыми сверстниками. Кроме того, важно учитывать собственный темп каждого ребенка. В этом вопросе уместен разумный темп, а самое главное – дать ребятам чувствовать успех, начинать с самых простейших задач, постепенно поднимая планку.

Как организовать ежедневную тренировку моторной сферы у ребенка с ОВЗ?

Лишь систематические занятия с детьми ОВЗ, которые станут неотъемлемой частью их жизни, в конце концов, сделают свое дело и помогут натренировать пальчики и мозг заодно. Поэтому нужно так построить расписание дня ребят, чтобы каждый момент не был потрачен впустую.

Прежде чем начать коррекционно-развивающую работу, необходимо также четко понимать, каких целей мы хотим достигнуть вместе с детками:

  • Выявить, насколько развита мелкая моторика у ребенка, и выделить проблемные участки;
  • Формировать и развивать широкий спектр тактильных ощущений малышей;
  • Тренировать моторную сферу посредством специально подобранных упражнений, игр, массажа и самомассажа;
  • Обучить навыкам самообслуживания в быту;
  • Научить пользоваться письменными принадлежностями;
  • Обогащать словарный запас и развивать речь;
  • Развивать психические и мыслительные процессы;
  • Воспитать усидчивость, работоспособность, терпение, выработать умения сосредотачиваться, выполнять задания, совместно трудиться.

Как это происходит в детском саду? Для начала нужно спланировать ежедневную деятельность. Но, чтобы развитие моторной сферы проходило максимально успешно у деток с ОВЗ, нужно при планировании этой работы охватить три направления:

  • Специально организованная деятельность педагога или родителей с детками. Здесь я имею в виду занятия по расписанию, специально отведенное время для игр, гимнастики и т.д.:
  • Режимная повседневная деятельность с ребятами – во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания, прогулок продолжать тренировать пальчики;
  • Самостоятельная деятельность малышей – обязательно нужно оставлять малыша наедине с самим собой для игр, другой деятельности, но организовать развивающее пространство так, чтобы во время самостоятельной деятельности не прерывалось развитие мелкой моторики.

Собственно планирование деятельности заключается в следующем:

  • Составление расписания по дням недели с учетом возраста и особенностей ребенка по здоровью;
  • Подбор дидактических, пальчиковых, настольных игр для тренировки моторной сферы;
  • Организация предметно-развивающего пространства;
  • Выбор других форм и методов работы с особенными детками;
  • Подбор методической литературы.


  Немного о режимных моментах…

Составляя расписание дня для малышей, которые имеют проблемы со здоровьем, обязательно помните о таких вещах:

Ежедневно делайте пальчиковую гимнастику – 3 раза, не менее, пусть это войдет в привычку;

До и после гимнастики учимся делать массаж и самомассаж с использованием специальных приспособлений или подручных материалов;

Полезно к комплексу упражнений добавить элементы дыхательных упражнений;

Принимая пищу, учите малыша правильно орудовать столовыми приборами;

Делая уборку в доме, привлекайте деток, пусть у них будут свои обязанности;

Собираясь на прогулку, настаивайте по мере возможностей малышей на самообслуживании, пусть выполняют посильные действия.

Важно помнить, что все ваши занятия совместно с ребенком должны проводиться с учетом таких моментов: должна быть обеспечена глубокая осознанность со стороны детей того, чем они занимаются. Для этого взрослый проговаривает каждое действие: «Сейчас пальчик сгибается, а вот – разгибается» и т.п. Также важно найти для ребенка его собственный темп освоения каждой новой манипуляции и упражнения.

Серьезным моментом является налаживание обратной связи между ребенком и взрослым: услышьте друг друга, следите за реакцией малыша, подсказывайте, хвалите. Не переусердствуйте с занятиями в ущерб режимным моментам и самостоятельной деятельности. Приступая к любому из коррекционных видов деятельности, учитывайте настроение, возраст и возможности малыша. Усложняйте задания постепенно, здесь спешка неуместна.

Планируйте деятельность так, чтобы ребенок не переутомился и не утратил интерес к процессу. Всеми силами стремитесь вызвать положительный настрой и стремление к успеху у малыша.

Деятельность, которая способствует развитию моторной сферы у детей с ОВЗ

Помимо пальчиковых игр, упражнений, массажа, привычные и непривычные детские занятия весьма способствуют развитию пальчиков и тренировке мозга. Хочу рассказать о простых способах, о которых многие забывают:

  • Иппликатор Кузнецова – используем в качестве стимулятора важных энергетических точек на ладонях и пальчиках. Просто предлагаем деткам положить ладошки на игольчатый коврик, потрогать иголочки каждым пальчиком. Такое точечное воздействие на кожу рук весьма положительно влияет на здоровье в целом и моторику в частности;
  • Бисероплетение: древнейшее ремесло, которое напрасно забыли специалисты-дефектологи, а ведь оно бесценно для развития моторной сферы, особенно деток с ограничениями по здоровью. Во время работы с бисеринками детки учатся задействовать обе ручки, включают мыслительные процессы, когда планируют узор и путь выполнения задуманного узора. Кроме того, работает каждый пальчик, формируется усидчивость, внимание, глазомер;
  • Хозяйственные дела: сортировка круп – задание для Золушки, помните? Но для деток с ОВЗ это занятие – отличный способ натренировать моторику, если не дается бисероплетение, например. Пока вы заняты на кухне, пуст малыш вам поможет, перебрав смешанные крупы. Также предлагайте ребенку отвинчивать крышки бутылок, раскладывать изюминки по тесту, разматывать бечевки, завязывать-развязывать узлы и т.п.
  • Коллекционирование наклеек – небесполезное занятие, как можно подумать. Судите сами, какой труд для пальчиков: отклеить наклейку от основы и приклеить в специальный альбом!

«Песочную терапию»

 Игры с песком способствующие формированию и развитию пространственно -количественных представлений, самомассажу кистей рук. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается мануальный интеллект ребенка. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.

Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка(изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Подведем итоги…

Хотелось бы добавить, что, если ваш ребенок имеет проблемы со здоровьем, которые мешают его нормальному развитию, то вся ваша жизнь должна быть построена по расписанию. Не стоит уповать на дошкольное, а затем школьное образовательное учреждение, что там ребенка научат говорить, писать, читать… Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем успешней будет его обучение и социализация в дальнейшем.

Подбирайте занятия, игры соответственно физическим и умственным показателям малыша. Если у ребенка тяжелая форма умственной или физической отсталости от сверстников, упорно занимайтесь массажем. Используйте все, что есть под рукой: массажные шарики, свои бигуди с ребристой поверхностью, орехи, многогранные карандаши. Пусть с вашей помощью малыш развивает тактильные ощущения и тренирует мозг.

Тренируя руки, не забывайте о стопах ребенка, на которых тоже есть сотни важных нервных окончаний. Включайте в комплекс ежедневных упражнений массаж и самомассаж стоп. Поверьте, постепенно ребенок активизирует свой мозг, укрепит руки, ноги и по мере своих возможностей освоит речь.

Реально, вполне реально упорным трудом добиться отличных результатов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов: "Аукцион педагогических идей"

Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей, повышение профессионального уровня педагогов, улучшение качества работы по физическом...

Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методика работы с детьми по театрально-творческой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Семинар проведен с целью ознакомления педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.Задачи семинара:1. Дать практические рекомендации по использованию методов и прием...

городской семинар!!! « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения».

городской семинар!!!    « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»....

Памятка педагога-психолога родителям по выполнению домашнего задания с детьми.

Памятка для родителей по выполнению домашнего задания с детьми. Как заниматься с детьми дома....

Городской семинар для педагогов "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"

Городской семинар  "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...