Выявление детей с предпосылками одаренности
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

 Авелина Марина Владимировна

Понятие, виды и признаки одаренности, характеристика одаренного ребенка, 10 способов, как распознать детскую одаренность.

Рекомендации для родителей детей с предпосылками одаренности -буклеты по видам одаренности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye.docx68.17 КБ
Файл artisticheskaya.docx124.74 КБ
Файл izobrazitelno-hudozhestvennaya.docx155.46 КБ
Файл liderskaya.docx162.57 КБ
Файл literaturnaya.docx183.99 КБ
Файл muzykalnaya.docx121.26 КБ
Файл sportivnaya.docx149.32 КБ
Файл odarennye_avtosohranennyy.pptx88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Одаренные дети в детском саду»

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности  

Признаки одаренности

  • Высокие интеллектуальные способности;
  • Высокие творческие способности;
  • Способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
  • Высокая личностная ответственность;
  • Самостоятельность суждений;

Позитивная Я- концепция, связанная с адекватной самооценкой. 

Характеристика одаренного ребенка

  1. Свободно высказывает свое мнение, энергично отстаивает его.
  2. Постоянно задает вопросы, проявляя ко всему любопытство.
  3. Предлагает много идей, решений, ответов на вопросы.
  4. Обладает богатой фантазией, воображением, постоянно озабочен улучшением чего-либо (общества, предметов), преобразованием.
  5. Развито чувство юмора, в то время как некоторые ситуации не кажутся другим смешными.
  6. Критичен, не принимает авторитарных указаний, не разобравшись в них.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетичности во всем.
  8. Не конфликтует, не боится отличиться от других.
  9. Стремится к самовыражению, к творческому использованию предметов.

Эта характеристика помогает стать основой для выявления способностей на самых ранних стадиях развития одаренности у детей. Все же требуются эффективные методы, позволяющие определить достоверно не только вид одаренности ребенка, но и уровень проявления его таланта.

10 способов заметить одарённость

  1.  Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у трехлетнего ребенка. Внимательно присмотритесь к  малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.
  2.  Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – рисование, аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.
  3.  Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.
  4.  Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился читать, быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или писатель. У таких детей богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.
  5.  Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.
  6.  Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости
  7. Для одаренных детей свойственно опережение сверстников по ряду параметров. В познавательной сфере это проявляется в крайней любознательности, способности наблюдать за несколькими процессами одновременно, воспринимать связи между явлениями, создавать в воображении альтернативные системы. То есть такие дети очень любопытны, они активно познают окружающий мир и негативно реагируют на ограничения их исследовательской деятельности.
  8.  Также одаренность проявляется в способности ребенка концентрировать свое внимание на определенном деле надолго, что нехарактерно для большинства детей. Талантливые дети обладают большим словарным запасом, они с удовольствием читают всевозможные энциклопедии и справочники. Их нередко отличают сосредоточенность, упорство в решении задач, изобретательность, богатая фантазия. Обычно такие дети обладают развитым чувством юмора и любят шутки, смешные несоответствия, игру слов.
  9.  Длительность сна у одаренных детей меньше возрастной нормы. Они рано начинают говорить, в возрасте 2 лет уже могут поддержать диалог. В три года начинают читать и решать простые задачи. Одаренные дети часто спрашивают о значении незнакомых слов. Их очень волнуют вопросы справедливости, они критично относятся к себе и к окружающим. Эти дети наблюдательны, готовы к нестандартным ситуациям.
  10.  Вместе с тем, одаренным детям часто недостает эмоционального баланса, их отличает нетерпеливость, порывистость, гипердинамичность. Им свойственны преувеличенные страхи, повышенная уязвимость. У таких детей иногда наблюдается низкая самооценка, склонность к депрессиям. Они могут чувствовать себя странными, считать, что их не понимают. Некоторым одаренным детям свойственна чрезмерная застенчивость, им крайне трудно дается общение с другими детьми. Обычно они тянутся к взрослым или старшим детям.

Список литературы

  1. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержат [Текст]   /, Е.С. Белова. – М; 2007 г.
  2. Доровской, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей [Текст]  / А.И. Доровской, – М; 2006 г.
  3. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]  / А.И.  Савенков,– М. 2005 г.
  4. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок [Текст]  / В.С. Юркевич,– М. 1999



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Индивидуальные рекомендации родителям одарённых детей

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

Вид одарённости: артистическая

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/1773749/2a0000016b9a5094600a781b8fd7470ee7e3/XXL

2021 год


Особенности артистической одарённости:

Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными (иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Дети, относящиеся к данной группе,  легко входят в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других; меняют тональность и выражение голоса, когда изображают другого человека; разыгрывая драматическую сцену, способны понять и изобразить конфликт; склоннны передавать чувства через мимику, жесты, движения;  стремятся вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывают; с большой легкостью драматизируют, передают чувства и эмоциональные переживания; любят игры – драматизации.

Рекомендации родителям одарённого ребёнка:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  •  помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность;
  •  поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  •  не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  •  учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  •  учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним.

Рекомендации педагогов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Индивидуальные рекомендации родителям одарённых детей

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

Вид одарённости: 

изобразительно-художественная

https://www.grandcanyon.ru/images/gallery/154/6b7830cd63d646765f6efe0fe23c6bbb.jpg

2021 год


Особенности изобразительно-художественной одарённости:

Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными (иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

У ребёнка с данным видом одарённости в рисунках нет однообразия, обычно изображает много людей, предметов, ситуаций. Он способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней и т.д.; охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение в свободное время, без побуждения взрослых; обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем рисунке, игрушке.

Рекомендации родителям одарённого ребёнка:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  •  помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность;
  •  поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  •  не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  •  учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  •  учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним.

Рекомендации педагогов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Индивидуальные рекомендации родителям одарённых детей

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

Вид одарённости: лидерская

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3668119/pub_5ef5b9960ee01058dfd2a9e0_5ef5baa5fa2bf05c1a53444b/scale_1200

2021 год


Особенности лидерской одарённости:

Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными (иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Ребёнка, относящегося к данной группе, отличает инициативность в общении со сверстниками. Он сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей, улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное, часто руководит играми и занятиями других детей.

Ребёнок–лидер склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям, а ещё он обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Рекомендации родителям одарённого ребёнка:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему.
  •  учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
  • развивайте в своих детях следующие качества: уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;  понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки

Рекомендации педагогов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Индивидуальные рекомендации родителям одарённых детей

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

Вид одарённости: литературная

https://pbs.twimg.com/media/EazOW_yWoAQPS5j.jpg

2021 год


Особенности литературной одарённости:

Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными (иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Под литературной одаренностью понимается один из видов художественной одаренности, основанной на ярко выраженной способности ребенка мыслить художественными. У таких детей хорошая речевая фантазия, чувство рифмы; они легко запоминают стихи, умеют составлять рассказы, сказки; у детей развита эмоциональная отзывчивость.

Рекомендации родителям одарённого ребёнка:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  •  помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность;
  •  поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  •  не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  •  учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  •  учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним.

Рекомендации педагогов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Индивидуальные рекомендации родителям одарённых детей

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

Вид одарённости: музыкальная

https://la-ti-daproductions.com/wp-content/uploads/2018/08/voice-lessons-maui.jpg

2021 год


Особенности музыкальной одарённости:

Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными (иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях. Всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные.

Рекомендации родителям одарённого ребёнка:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  •  помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность;
  •  поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  •  не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  •  учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  •  учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним.

Рекомендации педагогов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Индивидуальные рекомендации родителям одарённых детей

_____________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

Вид одарённости: спортивная

https://o-krohe.ru/images/article/orig/2019/05/pediatry-rasskazali-v-kakom-vozraste-detej-nuzhno-priobshchat-k-sportu.jpg

2021 год


Особенности спортивной (психомоторной) одарённости:

Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными (иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Рекомендации родителям одарённого ребёнка:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  •  помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность;
  •  поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
  •  не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
  •  учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  •  учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним.

Рекомендации педагогов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Психологические особенности выявления одаренности воспитанников

Слайд 2

Сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст Одно из интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность

Слайд 3

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других: • Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками; •Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью; • Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства; •Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Слайд 4

В ажно своевременно выявить детей с предпосылками одаренности , провести специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей. Условия для развития одаренности: Создание развивающей среды в детском саду Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия Организация различных мероприятий

Слайд 5

Целью нашей работы являлось выявление детей с предпосылками одаренности, создание системы поддержки таких детей. По результатам мониторинга создан банк данных особо способных детей. Воспитатели, педагоги-специалисты и родители отмечали детей с особыми образовательными потребностями по следующим направлениям музыкальная одаренность спортивная одаренность лидерская одаренность артистическая одаренность литературная одаренность изобразительно-художественная одаренность

Слайд 7

Р езультаты мониторинга (педагоги) и анкетирования (родители )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРЕДПОСЫЛКАМИ ОДАРЕННОСТИ

Статья с конференции " Игровые технологии в художественном развитии детей с предпосылками одаренности"...

Научно-исследовательская работа "Выявление детей с признаками одаренности в условиях семейной дошкольной группы"

Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми...

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ

Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся д...

Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки физической одаренности

Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позит...

Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки сценической, литературно-поэтической одаренности

Для развития литературно-поэтической одаренности следует развивать основные компоненты литературной способности:  впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительност...