Проект " Мы - Славяне"
проект (старшая группа)

Семенюк Людмила Викторовна

Проект

«Мы – славяне»

для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_slavyane.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мы – славяне»

для детей старшей группы

Проект: среднесрочный, групповой, познавательный.

Участники проекта: воспитатель, работники музея, дети старшей группы,

музыкальный руководитель, родители.

Пояснительная записка: 

Возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми... Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство работников ДОУ, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Однако чтобы на должном уровне проводить работу по приобщению дошкольников к культуре русского народа, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Актуальность проекта:

Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, уважение к предкам, любовь к национальной культуре. Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы наши дети глубоко знали свою культуру, язык, традиции, обычаи своего народа. Необходимо донести до сознания ребят, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывая их в национальных традициях.

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста интерес к русской национальной культуре, воспитывать чувство гордости за свой народ.

Задачи проекта:

1.Знакомить детей с культурой, с историей русского народа.

2. Дать детям представление о старинных русских обычаях и поверьях.

3. Познакомить детей с укладом жизни славян, с предметами быта и их назначением.

4. Пополнить запас знаний о русских героях, предметах обихода, русских народных праздниках и традициях.

5. Познакомить детей с русским народным костюмом, украшениями для детей и взрослых.

6. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Ресурсное обеспечение проекта: 

Информационные ресурсы (научная и педагогическая литература). Материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, экспонаты мини-музея «Русская народная изба», дидактические и развивающие пособия).

Ожидаемые результаты:

Дети приобретут  знания о  культуре славян - наших предков, старинных русских обычаях и поверьях, русском национальном костюме, оружии. Познакомились с укладом жизни и трудом славян, получили представление о предметах быта и их назначении. У детей повысится интерес к русской национальной культуре. Возросло участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Риски: 

1.   Отсутствие методических материалов для воспитателей.

2.  Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.

3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.

4.   Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.

Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный (2 неделя января)

Определение цели и задач проекта, участников проекта. Подготовка этапов реализации проекта: сроки этапов, определение содержания каждого этапа. Подбор методического материала.

Основной (январь - февраль)

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Заключительный (4 неделя февраля)

Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности.

Перспективное планирование

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

-НОД «Культура и традиции русского народа»,  «Сошью Маше сарафан».

-Интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России».

-Конструктивная деятельность «Кукла - оберег».

Социально – коммуникативное развитие

-Беседы «О народной игрушке», «Милости просим, гости дорогие».

- Развлечение «Ярмарка».

-Мероприятия Музейно - выставочного центра.

-Посиделки «Пропоем мы вам частушки».

Художественное – эстетическое развитие

-НОД по теме «Городецкие узоры – сколько радости для глаз!», «Где живет перо жар-птицы».

-Лепка «Народная игрушка».

-Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой (ударные, струнные, духовные).

Речевое развитие

-НОД «Присказка как элемент композиции сказки. Рассказывание русской народной сказки».

-Оформление группового уголка «В гостях у сказки».

-Викторина «В гостях у сказки».

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

Физическое развитие

-Подвижные русские народные игры  «Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона», «Ходит Ваня», «Жмурки», «Цепи кованные».

Работа с родителями

-Анкетирование «Нужно ли детям знать свою историю».

-Организация мини - музея «Русская изба».

-Беседа «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре».

-Устный журнал «О традициях русской народной культуры».

-Оказание помощи в подготовке развлечения «Ярмарка».

Литература

 1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2006г.

2. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. М.: «Скрипторий 2003», 2011г. 3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.

4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.

6. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г.

7. Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред. Комаровой Т.С., М.: Педагогическое общество России, 2005г.

8. Научно-практический журнал. Управление дошкольным образовательным учреждением. №7, 2006 г.

9. Журнал «Дошкольное воспитание». №8, 12 - 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Обереги древних славян.

Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы....

«Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»

Программное содержание :1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;причины и предпосылки образования единого государства.Дать представление об укладе жизни древних славян.2....

презентация "Жилища древнерусских славян" воспитателя Авсеевич И.М.

о музее- реконструкции древнерусской посадской усадьбы 1237 года в городе Плёсе, Ивановской области ...

Мы славяне. Мир наших предков (Боги и идолы )

Боги и идолы,животные и растения в вере наших предков славян...

Проект " Мы - Славяне"

Проект для детей старшего возраста...

Проект "Как жили славяне"

Проект расчитан на 4 недели, каждой неделе отводится своя тематика: "Народные промыслы", "Жилище славян", "Убранство и быт русской избы", "Одежда наших предков"...