Главные вкладки

    «Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Программное содержание :

    1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;

    причины и предпосылки образования единого государства.

    Дать представление об укладе жизни древних славян.

    2. В доступной форме объяснить детям этимологию слов «защитники Отечества», «славяне», «предки», «крепость»; ввести в словарь новые слова «кольчуга», «палец», «щит», «латы»,

    3. Закрепить и расширить знание детей о :

    - силе и славе богатырской Руси, о ее народных героев – богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;

    - знание детьми условных обозначений на географической карте.

    4. Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»

    Программное содержание :

    1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;

    причины и предпосылки образования единого государства.

    Дать представление об укладе жизни древних славян.

    2. В доступной форме объяснить детям этимологию слов «защитники Отечества», «славяне», «предки», «крепость»; ввести в словарь новые слова «кольчуга», «палец», «щит», «латы»,

    3. Закрепить и расширить знание детей о :

    - силе и славе богатырской Руси, о ее народных героев – богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;

    - знание детьми условных обозначений на географической карте.

    4. Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.

    Материал

    1. Географическая карта.
    2. Иллюстрация: древних поселений, жизнь предков – славян, оружия.
    3. Картина «богатыри В. М. Восницов».
    4. Макет поселения древних славян.
    5. Для игры «попади в цель» 2 тоннели, мешочки с песком и стойка.

    Ход занятия

    В: Ребята, посмотрите на карту нашей страны

       - Как называется наша Страна? (ответы детей).

    В: Страна – это что? (ответы детей).

    В: Да, Страна – это леса, горы, моря, города, села, это место, где мы        

         родились и наши родные. Это наша Родина.

        Давайте посмотрим на обозначение географической карты.

        Желтым цветом что обозначается? (ответы детей).

        Зеленым цветом что обозначается? (ответы детей).

        Синим цветом что обозначается? (ответы детей).

        Коричневым цветом что обозначается? (ответы детей).

        А как обозначаются города? (ответы детей).

        Городов много? (ответы детей).

    В: А раньше давным-давно были города? (ответы детей).

    В: Ребята, а всегда ли наша страна была такой, как сейчас?

        - Были ли раньше города? (ответы детей).

        - Высотные дома? (ответы детей).

        - Современная техника? (ответы детей).

    В: (Показывает иллюстрации древних поселений) Сегодня мы будем с вами                

        говорить о прошлом нашей родины, о наших предках.

        Предки – это люди, которые жили перед нами.

    В: А у вас, кто предки? (ответы детей).

    В: Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад: это    

        бабушки, дедушки; дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

    В: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем,

         находились непроходимые леса полные зверей и птиц, равнины, реки,

         горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и          

         храбрые люди. Среди них были предки – славяне. (Показывает иллюстрации).

    В: На что похоже слово «славяне» по звучанию? (ответы детей).

    В: Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно было где

         то жить и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и

         реками. Почему? (ответы детей).

    В: Да, ребята, многие из них отличались необыкновенной физической силой.

         Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения и

         корения. Позже они научились выращивать хлеб, разводить домашних

         животных, ловить рыбу. (показывает иллюстрации).

    В: Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть» (работа с

         Макетом)

         Почему так говорят? (ответы детей).

    В: Еще нужно было выбрать нужное место на пригорке, чтобы вода не

         затопила жилище, рядом должны быть леса.

         Как вы думаете для чего? (ответы детей)

    В: Обязательно должна быть река или озеро.

         Как вы думаете для чего? (ответы детей).

    В: Несколько семей объединялись в поселения. Как вы думаете для чего они

         объединялись в поселение? (ответы детей).

    В: Каждое поселение огораживали забором. А за забором был ров, наполнен-

         ный водой.

         Как вы думаете для чего нужен был забор и ров? (ответы детей)

    В: Огородили и получилась крепость.

         Слышали такое слово, что означает слово «крепость»? (ответы детей).

    В: Как вы думаете от кого она защищала? (ответы детей)

    В: Наши предки – «славяне» были дружелюбные, но жили разнозненно. Их  

         соседи хазары и печенеги были жадные, часто нападали на славян. Опус-

         тошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители крепости

         оборанялись. Поэтому когда нужно было защищать свои земли, родных –

         славяне становились отважными воинами и не жалели жизни.

         Затем жителей становилось все больше и больше и люди стали строить

          свои дома за стенами поселения. Русь росла, но враги становились опас-

          нее и сильнее и тогда, чтобы дать отпор врагам славяне решили объеди-

          ниться. Так и образовалась Русь. Народ нужно было защищать. Называ-

          лись защитники земли русской – богатырями.

         А вы, каких знаете богатырей? (ответы детей)

    В: В былинах воспеты богатыри, вот как они выглядели (показывает картину

         Васницова «Богатыри»)

    В: Кто изображен на картине? (ответы детей)

    В: Какой богатырь самый могучий? (ответы детей)

    В: Какой самый мечтательный? (ответы детей)

    В: Кто держит меч? (ответы детей)

    В: Куда смотрит каждый из богатырей? (ответы детей)

    В: Чем вооружены богатыри? (ответы детей)

    В: (показывает иллюстрации оружия и называет их)

    В: Что надето на богатырях? (ответы детей)

    В: Для чего нужна кольчуга? (ответы детей)

    В: Для чего нужен шлем на голове? (ответы детей)

    В: Что охраняют богатыри? (ответы детей)

    В: Для чего нужен был верный конь? (ответы детей)

    В: Как можно назвать эту картину? (ответы детей)

    В: Да, дети, эта картина называется «богатыри» и написал ее В. М. Васницов.

         Художник изобразил защитников в виде сказочных героев. А теперь да-

        вайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»

        Какие чувства вызывает у вас эта песня? (ответы детей).

    В: Что помогало богатырям  в борьбе с врагами земли русской? (ответы детей)

    В: Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и

         любит народ своих богатырей, славит и чествует, складывает песни об их

         подвигах. Называются такие песни былинами. Подумайте и скажите от како-

         го слова произошло слово «былина»? (ответы детей).

    В: Еще мы откуда узнали о богатырях? (ответы детей)

    В: В каких русских народных сказках рассказывается о богатырях? (ответы

         детей).

    В: А вы знаете пословицы о доблести и любви к родине? (ответы детей)

    В: Теперь послушайте вот такую пословицу: «Родина – мать, умей за нее посто-

         ять». Почему родина названа матерью? (ответы детей).

    В: Что значит уметь за нее постоять? (ответы детей)

    В: Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой во-

         дой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита

         Отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

         А вы хотите быть защитниками Страны? (ответы детей)

    В: А чтобы быть защитниками своей Страны нужно быть смелыми, ловкими, си-

        льными. И для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сей-

        час потренируемся. (Игра «Попади в цель»)                                                                                                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

    Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

    Наши предки - славяне

    Задачи:Расширять знания детей о первых исторических фактах зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого государства). Моделирование карты древнерусских поселений.Знакомство с картиной В....

    Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!

    Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г.    Программное содержание1....

    Наши предки - славяне.

    Конспект-занятие по позновательному развитию в старшей группе....

    Конспект НОД «Как наши предки-Славяне защищали Русь от врагов»

    Цели:   -  Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;   -  Дать представление об укладе жизни древних славян;   - Объяснить детям этимо...

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

    Программные задачи. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники О...

    Проведение тематического занятия по теме «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов» Рисование в книжках-раскрасках «Одежда богатырей –защитников»

    Закрепление вида рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Закрепление освоения способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечив...