Конспект НОД «Как наши предки-Славяне защищали Русь от врагов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Крахмалева Наталья Дмитриевна

Цели:

   -  Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;

   -  Дать представление об укладе жизни древних славян;

   - Объяснить детям этимологию слов «защитники отечества», «славяне», «предки», «крепость»;

   - Ввести в словарь новые слова: «палица», «щит», «булава»;

   - Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях-богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;

   - Познакомить детей с условными обозначениями на географической карте;

   - Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_poznavatelnoe_razvitie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Как наши предки-Славяне защищали  Русь от врагов»

Подготовила: воспитатель Крахмалева  Н.Д

Цели: 

   -  Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;

   -  Дать представление об укладе жизни древних славян;

   - Объяснить детям этимологию слов «защитники отечества», «славяне», «предки», «крепость»;

   - Ввести в словарь новые слова: «палица», «щит», «булава»;

   - Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях-богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;

   - Познакомить детей с условными обозначениями на географической карте;

   - Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич

и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Заучивание

 пословиц, поговорок.

Оборудование: географическая карта; иллюстрации: внешний вид славян, древние поселения славян, жизнь предков (охота, земледелие, рыболовство), оружие богатырей (щит, меч, булава, палица); репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Ход НОД

I. Орг. момент.

Чтение стихотворения.

Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей.

Вот она, но именно Россия

От морей простёрлась до морей.

II.Работа по карте.

    Воспитатель: 

          - Дети, посмотрите на карту нашей страны.

         - Как называется наша страна? (ответы детей)        

         - Страна-это что? (ответы детей)

    Воспитатель: 

        - Да, страна - это леса, горы, моря города, села; это место где мы родились и где живут наши родные. Это наша Родина.

      - Давайте посмотрим на обозначения на географической карте.

      -Что обозначается желтым (зеленым, синим, коричневым) цветом?  (ответы детей)

      -Как обозначаются города? (ответы детей)

      -Городов много? (да)

     - Как вы думаете, а раньше, давным-давно, были города?  (ответы детей)

     - Ребята, а всегда ли наша страна была такой, как сейчас? (воспитатель показывает иллюстрации древних поселений).

III.Беседа с детьми

         - Дети, сегодня мы будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

           Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас.

         - А для вас кто предки? Кого мы можем назвать?

   Дети:

          -Это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.

   Воспитатель: 

                 - Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне. (Показ иллюстраций.)

                 - На что похоже слово «славяне»?

           Дети:

                 - Это слово напоминает слова: слава, славный.

           Воспитатель:

   - Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно где-то было жить и поэтому место для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

   - Почему славяне в древности селились в лесах и вблизи рек?

    Дети:

   - В лесу можно было охотиться. В реке ловить рыбу.

           Воспитатель:

    - Правильно, в лесу можно было охотиться, собирать грибы, ягоды, в реках – ловить рыбу. Они разводили домашних животных, а расчистив участок леса, выращивали хлеб.

    - Дети, а что означает слово «крепость»? Как вы думаете, от кого крепость защищала своих жителей? (ответы детей)

   - Наши предки-славяне были дружелюбными, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители крепости оборонялись. Когда нужно было защитить свои земли и родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Жителей становилось всё больше и больше и люди стали строить свои дома за стенами крепости. Русь росла, но враги становились опаснее и сильнее и тогда, чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так образовалась Русь. Родную землю и свой народ надо было защищать. Назывались защитники земли русской – богатырями.

- Кто такие богатыри?  (Ответы детей)

- Богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.

Воспитатель:

- А наших богатырей вы знаете? (да)

- Давайте вспомним их имена.

Дети

 - Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

        Воспитатель:

 -А вот как они выглядели.

VI. Рассматривание картины Васнецова «Богатыри». 

- Кто изображён на картине?

- Какой богатырь самый могучий?

- Какой самый мечтательный?

- Кто держит меч?

- Куда смотрит каждый из богатырей?

- Что надето на богатырях?

- Для чего нужен шлем на голове?

- Что охраняют богатыри?

- Для чего нужен был верный конь?

- Чем они вооружены? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации оружия: щит, меч, булава, палица.)

 - Как можно назвать эту картину? (ответы детей)

 Воспитатель:

         - Да, дети, эта картина называется «Богатыри». Написал её художник Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова.

         В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид -  в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».

Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь – Добрыня Никитич -  в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видим всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

 
V.Прослушивание песни. А.Пахмутовой  «Богатырская наша сила».)

          Воспитатель:

                - А теперь давайте прослушаем песню.

                 -Какие чувства вызывает у вас эта песня? (ответы детей)

                 -Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

           Дети:

                 - Храбрость, сила, умение.

            Воспитатель:

 - Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и любит народ своих богатырей! 

          VI.Физминутка.
        Дружно встанем – раз, два, три –
        Мы теперь богатыри!
        Мы ладонь к глазам приставим,
        Ноги крепкие расставим,
        Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
        И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
        И направо, и еще, через левое плечо.
        Буквой «Л» расставим ноги,
        Точно в танце руки в боки,
        Наклонились влево, вправо –
        Получается на славу!
       (Дети садятся на места, занятие продолжается)

       Воспитатель:

- А теперь давайте вернемся в наше время.
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)
- Где их можно встретить?
(Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.).
Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов  Родины.
- Мы с вами знаем много пословиц о доблести защитников Отечества.

- Есть такая пословица: «Родина – мать, умей за нее постоять».

-Почему Родина названа матерью?  (ответы детей)

-Что значит «уметь за нее постоять»? (ответы детей)

Воспитатель:

- Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.

VII. Итог НОД.

- Дети, а давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

-А кто мне скажет, что же такое Родина? (ответы детей)

- А как назывались защитники земли русской?  (богатыри)

- Назовите мне русских богатырей? (ответы детей)  

- А кто такие Защитники Отечества? (ответы детей)

- Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле, ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой!

- Занятие окончено.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

«Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»

Программное содержание :1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;причины и предпосылки образования единого государства.Дать представление об укладе жизни древних славян.2....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г.    Программное содержание1....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: «Наши предки - славяне» в подготовительной группе

Программные задачи: Воспитывать чувство уважения и гордости к своему народу к своей стране.Развивать понятие об эволюции жизни человека от древнего мира до сегодняшних дней:-  продолжать рас...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Программные задачи. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники О...

Проведение тематического занятия по теме «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов» Рисование в книжках-раскрасках «Одежда богатырей –защитников»

Закрепление вида рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Закрепление освоения способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечив...