Наши предки - славяне
материал (старшая группа) по теме

Пономаренко  Светлана Александровна

Задачи:

  • Расширять знания детей о первых исторических фактах зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого государства). Моделирование карты древнерусских поселений.
  • Знакомство с картиной В.Васнецова «Три богатыря»; учить соотносить образы богатырей с содержанием былин.
  • Закрепить представление о внешнем облике славян.
  • Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_predki_-_slavyane.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Наши предки – славяне!»

Возрастная группа: старшая группа

Задачи:

  • Расширять знания детей о первых исторических фактах зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого государства). Моделирование карты древнерусских поселений.
  • Знакомство с картиной В.Васнецова «Три богатыря»; учить соотносить образы богатырей с содержанием былин.
  • Закрепить представление о внешнем облике славян.
  • Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы; дидактические и настольно – печатные игры; рассматривание иллюстраций.

Оборудование: карта России; картина В.Васнецова «Три богатыря»; иллюстрации с изображением богатырей.

Ход занятия.

Звучат гусли.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец. Давайте подойдём к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

Ребята:

- Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса. Россия  - самая большая страна в мире.

Воспитатель:

- А всегда ли наша Родина была такой?

Ребята:

- Она была меньше. Не такой красивой. Здесь жили не так много людей.

Воспитатель:

- Ребята сегодня мы с вами будим говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Ребята:

- Это люди, которые жили много – много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Воспитатель:

- Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведёт начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Ребята.

- «Славяне» похоже на слово «слава».

Воспитатель:

- А это значит, что славяне – это славный народ. А ещё называли они себя славенами, т. Е. понимающими слово, понятную речь. Селились славяне по берегам рек и озёр, рядом с лесом. Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят? 

Ребята.

- В лесу много деревьев, зверей. Птиц, грибов, съедобных трав. Воспитатель:

- Давайте представим себе, как всё это происходило. Подойдите пожалуйста, сюда. Славяне очень придирчиво относились к выбору места. Что было для них главным?

Ребята.

- Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса; земля, чтобы сеять хлеб. (Дети все это ставят на ковролин)

Воспитатель:

- Всё это у нас теперь есть. Жили славяне племенами, то есть несколько семей объединялись вместе. Назывались они по -  разному. Например. Те, кто селились на полях , назывались поляне (ставят человечка с косой)

В лесу, среди деревьев.

Ребята.

-Древляне (воспитатель ставит человечка с топором)

Воспитатель:

- Было племя северян. Они занимались рыболовством. 

Ребята.

- И жили на севере (воспитатель ставит человечка)

     Воспитатель:

- А ещё было племя кривичей, так их называли, потому что они быстро бегали, метко стреляли и при стрельбе кривили, щурили один глаз. Где они могли жить?

Ребята.

- В горах (воспитатель ставит человечка с луком, а на ковролин гору) Воспитатель:

- Было племя дреговичей. Дреговичи – непонятное . незнакомое слово. Но у нас есть словарь, который помогает понять любое слово (читает словарь). Так вот, «дрегва» - это болото. А дреговичи…

     Ребята:

    -  Это люди, которые жили на болотных местах. (ребёнок ставит «болото»   и     человека).

Воспитатель:

- Каждое племя огораживало, городило свое поселение валом, рвом. Называлось такое поселение «городище». Какие е племена огораживались?

 Ребята:

- Было городище полян, городище древлян, городище северян, кривичей. (Дети всё огораживают цветным шнуром).

Воспитатель:

- Какому современному слову дало название «городище»?

Ребята:

- Раньше было городище, а теперь город.

Воспитатель:

- Дети. а как вы думаете, к какому племени могли относится люди, которые жили в нашей местности? Могли они, например, называться «дреговичи» или «кривичи»?.

Ребята:

- Нет. У нас нет гор.

- У нас много лесов, поэтому наши предки славяне могли быть древлянами или полянами. 

Воспитатель:

- Ребята, вы согласны? Тяжело было славянам жить разрозненно, тяжело давать отпор врагам и решили они объединится.(Дети соединяют все племена шнуром).

Воспитатель:

- Так более тысячи лет назад образовалось русское государство – Русь (на ковролине выставляется название «Русь»). Давайте отойдём подальше и посмотрим. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян это была Родина.

- Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной земли.

- Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Ребята:

- Богатыри.

Воспитатель:

- А откуда вы знаете о богатырях?

Ребята:

- Мы слушали былины о подвигах богатырей.

Воспитатель:

- А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Ребята:

- Быль, правда – то, что происходило на самом деле; это песни, сказы о п Воспитатель:

- А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком эта былина? Кто сражался с Соловьём -  разбойником?

Ребята:

-Богатырь Илья Муромец.

Воспитатель:

-И ещё послушайте (идёт запись). О ком это?

Ребята:

-О богатыре Добрыни Никитиче. Он сражался с Чудищем.

Воспитатель:

- И ещё об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря?

Ребята:

-Алёша Попович.Он сражался со Змеем Горынычем.

(воспитатель показывает картину «Три богатыря»).

- Вот они – богатыри земли русской на картине русского художника В Васнецова. В центре-самый старший, самый удалой богатырь Илья Муромец.(Дети описывают картину).

Воспитатель:

-Кто из богатырей вам больше нравится?

Ребята:

-Мне нравится Илья Муромец-сил у него больше всех.

-А мне нравится Алёша Попович- он молодой, но смелый и товарищ хороший.

-А мне нравится все богатыри. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель:

-Ребята посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Ребята:

-Сила.

-Храбрость.

-Смелость.

-Находчивость.

-Любовь к Родине.

Ребята:

-Обратите внимание на природу.

Ребята:

-Здесь все красиво нарисовано- и облака, и небо, и даже ёлочки под ногами лошадок. Здесь все как настоящее.

Воспитатель:

-Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие от картины. рирода как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Ребята:

-Она спокойна , когда у неё есть такие защитники.

Воспитатель:

-И мы досих пор восхищаемся богатырями. Давайте вспомним слова, которые нам понравились о русских богатырях.

Ребята:

Ой, вы гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель:

-А можем мы сказать, что они передали свою великую силу, любовь к Родине нашим воинам?

Ребята:

-Да, наши воины тоже смелые, отважные, сильные и всегда защищают свою Родину.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя ощеобразовательная школа ст.Курдюм»

«Наши предки – славяне!»

Старшая группа

Выполнила: Пономаренко Светлана Александровна

                        воспитатель 2 разновозрастной группы

  МОУ «СОШ ст.Курдюм»

                    первая квалификационная категория

2014год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

«Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»

Программное содержание :1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;причины и предпосылки образования единого государства.Дать представление об укладе жизни древних славян.2....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г.    Программное содержание1....

Наши предки - славяне.

Конспект-занятие по позновательному развитию в старшей группе....

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: " Наши предки славяне".

Календарно -тематический план на день для старшей группы по ФГОС...

Конспект НОД «Как наши предки-Славяне защищали Русь от врагов»

Цели:   -  Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;   -  Дать представление об укладе жизни древних славян;   - Объяснить детям этимо...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: «Наши предки - славяне» в подготовительной группе

Программные задачи: Воспитывать чувство уважения и гордости к своему народу к своей стране.Развивать понятие об эволюции жизни человека от древнего мира до сегодняшних дней:-  продолжать рас...