Проект "Как жили славяне"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Малинина Надежда Михайловна

Проект расчитан на 4 недели, каждой неделе отводится своя тематика: "Народные промыслы", "Жилище славян", "Убранство и быт русской избы", "Одежда наших предков". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zhili_slavyane.docx231.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по ознакомлению детей  от 5-7 лет с народной культурой и традициями

«Как жили славяне»

E:\фото\IMG-20201015-WA0029.jpg

Разработала:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Малинина Н.М

Г.Шахунья

2022

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 4 неделя января - 3 неделя февраля.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

Руководитель проекта: Воспитатель

Актуальность проекта: От того, как будут образовано, а главное, воспитано подрастающее поколение, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культурных ценностей и народных традиций. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. Приступая к составлению проекта, мы, педагоги и воспитанники,  родители, задумались, как построить совместную работу, чтобы наши дети выросли продолжателями традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем мы богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество. Дошкольное детство – время, когда в ребенке закладываются базовые основы и способности познания, общения и деятельности. Рассказав детям об истории нашего города Кизела. У детей появилось много вопросов. А как появилась вода, если не было водопроводов? Тогда пришла идея обратить внимание о происхождении колодцев.Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. Итак, наш проект: «Как люди на Руси жили» направлен на формирования представлений о Родине, развитию патриотических чувств.  Знакомство воспитанников с традициями, русского быта,и передачу их из поколения в поколение. 

Проблема проекта: слабости внутренней и внешней среды препятствуют естественному формированию у детей понятий о русских народных традициях, обычаях связанных с русским бытом, свободному проявлению творческих способностей ребенка. 
Цель проекта:

воспитание интереса у детей к «прошлому родной страны», культуре Русского народа, организация опыта детей через исследование , традиций, русского быта, русской архитектуры. 
Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к прошлому родной страны, формировать представления о культуре Русского народа.

2. Развивать исследовательскую активность детей средствами проектного метода: умение принимать и выдвигать познавательные задачи, выдвигать предположения, отбирать способы действий, действовать по плану, анализировать, делать выводы, взаимодействовать с детьми и взрослыми; при работе с «информационным полем» по теме: сравнивать и выделять предметы быта, костюмы, изделия народных промыслов, игрушек, архитектурные формы, характерные для русского народа; создавать декоративное изображение по мотивам русских народных промыслов, создавать постройки, макеты, отражающие старинный стиль характерный для русской деревни.

3. Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей.

Гипотеза:

Если дать детям более подробные и расширенные знания о жизни славян, то у детей появится интерес к получению знаний о жизни наших предков и истории нашей страны.

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение детьми социального опыта в исследовании культурных традиций русского народа. 
    Обогащение предметно - развивающей среды. 
  • Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры,  иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
  • подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.
  • подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей.
  • Объявление о предстоящих творческих выставках и выставке народного костюма.

Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация

На этом этапе был  проведен опрос детей с использованием  «Модели трёх вопросов».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Откуда можем узнать?

Славяне – это наши предки, они жили давно.

Они жили в лесу.

Жилище славян – избушка.

Какие семьи были у славян?

Какое было жилище у славян: как строили, как был обустрен быт (мебель, посуда)?

Какую одежду носили наши предки?

Как трудились: женская и мужская работа, что такое ремесло, народные промыслы?

Как отдыхали и отмечали праздники древние славяне?

Узнать у взрослых.

Поискать в интернете.

Прочесть в книге.

Сходить на экскурсию в мини-музей «Русская горница».

Второй этап: разработка (планирование)  проекта

  • обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что?, Где?, Когда?)
  • определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
  • обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться  после окончания проекта (создание выставки работ по изобразительной деятельности по теме «Народные промыслы», «Народная вышивка», выставка кукол в национальных костюмах).

Третий этап: исследовательский

(на основе интеграции образовательных областей).

Январь – 4 неделя
           1 Блок – Народные промыслы России и нижегородской области

Формы работы с детьми

Беседы: 

«Как возникли народные промыслы?», «Наследие наших предков: о  многообразии народных промыслов»,  «Богатство нижегородской сторонки»

Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: 

НДП «Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель», «Жостово»

Чтение художественной литературы:

пословицы, поговорки, заклички, загадки. Р.н.с. «Морозко», «Каша из топора», «По щучьему велению».

Художественное творчество:

Лепка «Филимоновская игрушка»

Аппликация+рисование «Укрась городецкую посуду»

Рисование «Жостовские подносы»

Виртуальная экскурсия

«Народные промыслы Нижегородской области. Хохлома».

«Народные промыслы Нижегородской области. Городец»

Настольно-печатные игры: 

«Мемо.Глиняная игрушка», «Гжель», «Дымка»

Сюжетно-ролевые игры 

«В музее народного творчества».

Подвижные игры

Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Салки»

Выставка детского художественного творчества

«В гостях у народных мастеров».

Итоговое мероприятие

«Что, где, когда? Народные промыслы России»

Мастерская народного творчества «Ярмарка чудес»

Формы работа с родителями:

Консультации:

«Как знакомить детей с народным ДПИ»

Папка-передвижка

«Вспомним забытые игры»

                                                           

                                                              Февраль – 1 неделя
                                     2 Блок – Славянская семья. От избы до терема.

Формы работы с детьми

Беседы:

«Славянская семья»

«Жилище древних славян: эволюция жилища, из чего строили» 
«Чем отличалось жилище богатых и бедных людей»  
«Как человек украшал свой дом»

«Русское подворье»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

НДП «Жилища на Руси», «Русское подворье», «Славянская семья»

Художественное творчество:

Рисование «Русский терем».

Конструирование из бумаги и картона «Избушка».

Чтение художественной литературы: 

Русские народные сказки «Лиса и заяц»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Настольно-печатные и дидактические игры

«Пазлы. Жилище славян»

Подвижные игры:

РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок» 
Хороводная игра «Перелёт птиц»

Итоговое мероприятие

Бродилка-викторина «От избы до терема»

Формы работы с родителями

Консультации:

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»


                                                                     Февраль – 2 неделя

                             3 Блок – Славянская семья. Убранство и быт русской избы.

Формы работы с детьми

Беседы:

«Как устроено жилище славян»
«Каждому свое место» 
«Эволюция мебели» 
«Эволюция посуды» 
«Уклад русской семьи» 

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

Рассматривание иллюстраций, картинок, НДП по темам бесед

Художественное творчество:

Аппликация: коллективное панно «Русская горница» 

Чтение художественной литературы: 

Чтение русских народных сказок

Экскурсии:

Музей «Русская горница», виртуальная экскурсия в фольклорно-этнографический музей г.Шахуньи.

Настольно-печатные игры 

Подбери пару «Что было до…»

Подвижные игры:

РНИ «Гори, гори ясно»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Ручеёк»

Итоговое мероприятие

Чаепитие с традиционной народной выпечкой «Красна изба пирогами»

Формы работы с родителями

Консультации:

 «Приобщение ребенка к русским традициям»

Совместное мероприятие

Подготовка выставки-ярмарки «Красна изба пирогами»

                                                             

                                                                   Февраль – 3 неделя
                                   4 Блок – Славянская семья. Одежда наших предков.

Формы работы с детьми

Беседы

«Традиционная русская одежда», «Чем отличается праздничная и повседневная одежда славян»,  «Как делали ткань и из чего», «Украшение народной одежды»

Чтение художественной литературы: 

потешки, русские народные сказки

Художественное творчество:

Аппликация «Укрась русский сарафан»

Рисование «Народный костюм»

Рисование «Узор для вышивки»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

«Национальный костюм», «Элементы женского и мужского народного костюма»

Экскурсии

Музей «Русская горница»

Итоговое мероприятие

Выставка детско-родительского творчества «Национальный костюм»

Формы работы с родителями

Папка-передвижка

«Русские ремесла»

Март – 3 неделя

5 Блок – Масленица.

Выделен отдельным проектом

III этап проекта – заключительный

Итоговое мероприятие: Народные гуляния «Масленица» с мастер-классом по куклам оберегам.

Обобщение и закрепление знаний полученных детьми в ходе реализации проекта.

Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны. Более глубоко изучили историю, жизненный уклад и традиции наших предков.

Литература

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект по формированию целостной картины мира "Как жили славяне"

Конспект по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы....

"Как жили славяне"

НОД по ознакомлению детей подготовительнй группы с народным бытом предков....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Презентация к занятию "Как жили славяне"

Презентация к занятию "Как жили славяне"...

Конспект занятия Тема: «Как жили славяне»

В рамках исторического просвещения старших дошкольников...