Конспект по формированию целостной картины мира "Как жили славяне"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кошеварова Людмила Николаевна

Конспект по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_fktsm.docx25.27 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_1_1.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию  целостной картины мира

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7лет)

Тема:  «Как жили славяне»

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова» предки», понимание того, что Россия-страна большой многовековой историей.

Задачи:

Образовательная:

Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной;

способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию.

Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.

Развивающая: развивать

Зрительную память

Мышление

Развивать историческую память детей, познавательные способности.

Воспитательная: воспитывать

Воспитывать активность, самостоятельность у детей

Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.

 Воспитывать чувство дружбы, сплоченности, коллективизма.

Тип занятия – Усвоение нового материала

Предварительная работа:Чтение. Т. Коти «Моя первая книга о России».

Рассматривание альбома с национальными костюмами.

Оборудование: ИКТ, дидактическая игра «Найди пару».

Методические приёмы:  использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка.

Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная, работа в парах.

                                                               Ход занятия

Организация

Время

Содержание

1.Организационно-мотивационный этап

3мин

-. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)(Слайд1)

Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?

Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д е т и. Русь, Русь деревянная.

Воспитатель читает стихотворение Дж. Родари» Всеобщая история»

 Поначалу в жизни нашей

Было все не так, как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы сделать Землю садом.

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы

Без мостов речушки были,

Недоступны словно море.

Не было нигде скамеек,

чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей,

Ни большим, ни малым.

Были только у людей

Руки - только руки.

И трудился предок наш,

И не знал он скуки.

- Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. (слайд 2)

Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?

Д е т и. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.

- . Дорога будет длинной, потому что было это очень давно.

2.Основной этап

25мин

- Как вы думайте, кто такие предки?(ответы детей)

Предки - это люди , которые жили на нашей земле много-много веков назад.

- Первыми поселились на территории русской земли наши предки-древние славяне.

 Славяне - значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели? (слайд 3,4)

Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид славян: волосы светлые. глаза голубые, высокий рост.

Давайте рассмотрим одежду славян. (слайд 6)

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти

-Жили  Древние славяне в деревянных домах- срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена человеку в одиночку.(Слайд 7,8 )

В избе всегда считали святыми 3 места: (Слайд 9,10)

Красный угол  В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол -  доска»- так говорили крестьяне.   В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь .

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света .Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник.  В печи пекли хлеб, готовили пищу.

 Физминутка (Видео)

\ Поиграем в игру «Что было, что стало» (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

 1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)

2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Игра «Найди пару».  Теперь давайте разделимся на две команды: посмотрим, кто быстрее с заданием справится. На столах лежат картинки  Вам нужно найти пару. Потом мы обменяемся местами и проверим, все ли вы сделали правильно.

Молодцы ребята справились с заданием. Отправляемся в прошлое дальше.

-Нужно было защищаться и от диких животных и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь - частокол. (слайд 11)

Мужчины занимались охотой и рыболовством. (слайд 12,)

 Женщины собирали в лесу грибы ,ягоды  и лекарственные растения: ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами - ПЛЕМЕННАМИ. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.

Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие.(слайд13)

Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогли бы людям, все приходилось древним славян делать вручную: пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно. Печь хлеб. Вот какими трудолюбивыми были наши предки.

 Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.

-как вы думайте. Что было необходимо человеку для жизни в первую очередь?(ответы детей)

 И одежду , и посуду, и обувь, и оружие для охоты- все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других. Мужчины Были кузнецами, плотниками, гончарами а женщины ткачихами и швеями.(слайд 14,15,16)

Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев. (слайд 17)

Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлись далеко за его пределы.

( слайд18)Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. При Ярославе Мудром древнерусское государств стало расти и процвести и процветать. Русь стала одной из самих могучих стран того времени. А вот посмотрите как город Киев выглялит сейчас.(слайд 19)

 Ничего нет лучше , краше

Милой Родины твоей!

 Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней.

Вспомни их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Н. Кончаловская.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

2мин

 -А теперь ребята пора  назад в дет. Сад. Переводим стрелки часов в перед. Закрываем глазки. И вот мы уже в детском саду.Вот ребята мы и побывали в гостях у Древних славян. Что Вам понравилось?

Итог занятия:

-Кто такие предки?

-Как назывались наши предки?

-Как они жили?

-Назовите главный город Древней Руси?

-Что Вам понравилось в нашем путешествии?

- Что мы нового узнали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как жили славяне. Кошеварова Л.Н.

Слайд 2

Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по формированиюцелостной картины мира "Хочу быть космонавтом!"

Занятие рекомендуется для детей подготовительной руппы. Дети отправляются на экскурсию в музей-космонавтики, где знакомятся с биографией первого космонавта, узнают много нового о современных...

"Как жили славяне"

НОД по ознакомлению детей подготовительнй группы с народным бытом предков....

Формирование целостной картины мира у детей подготовительной группы. Занятие- «Как жили в старину»

Цель: воспитание у детей уважения, интерес к русской культуре.Задачи: научить детей из отдельных частей конструировать русскую избу, наблюдая пропорции и правила ее построения, развивать мелкую мотори...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Презентация к занятию "Как жили славяне"

Презентация к занятию "Как жили славяне"...

Проект "Как жили славяне"

Проект расчитан на 4 недели, каждой неделе отводится своя тематика: "Народные промыслы", "Жилище славян", "Убранство и быт русской избы", "Одежда наших предков"...