"Как жили славяне"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

НОД по ознакомлению детей подготовительнй группы с народным бытом предков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Заокский детский сад № 3 комбинированного вида»

«Как жили славяне»

Конспект организованной

образовательной деятельности

в подготовительной группе

по патриотическому воспитанию.

Воспитатель: Стракашина Л.В.

п. Заокский 2012 год

Место проведения: мини-музей «Славянская изба»

Цель:  Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей.

Обогащение словаря:  славяне, древние поселения, коромысло, ухват, рушник,  чугунок, срубы.

Активизация словаря:  прялка, колодец, филимоновские игрушки, глиняная посуда, печь, дрова, сани, люлька, колыбельные песни.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением древних славян, древних поселений, князя Святослава Мудрого. Предметы народного быта, звукозапись древнеславянских колыбельных песен.

Предварительная работа: экскурсии в мини-музей «Славянская изба», знакомство с предметами народного быта, занятия на тему: «Как выращивают хлеб», беседы о России и людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций о России, Туле, земли Заокской, изготовление филимоновских игрушек.

Интеграция образовательных областей:   Познание, социализация, коммуникация, художественная литература, музыка.

ХОД    ООД

   Воспитатель читает отрывок из стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история»:

                      Поначалу в жизни нашей

                      Было все не так, как надо.

                      Много сил, вложили люди,

                      Чтобы сделать Землю садом.

                      Не было нигде тропинок,

                      Чтоб подняться в горы.

                      Без мостов речушки были,

                      Недоступны, словно море.

                      Не было нигде скамеек,

                      Чтоб присесть усталым.

                      Не найти нигде кроватей,

                      Ни большим, ни малым…

                      Были только у людей

                      Руки – только руки.

                      И трудился предок наш,

                      И не знал он скуки.

Воспитатель:  История нашей страны начинается в давние-давние времена, когда не было на Земле ни вас, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России. Тогда селились в лесистых местах на берегах рек наши далекие предки.

   - Как вы думаете, кто такие предки? (ответы детей).

Предки – это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад.

      Лес давал людям дрова, пищу, а река – рыбу, воду. Не зря говорилось: «Огонь – беда и вода – беда, а пуще беды – без огня и без воды» или: «Возле леса жить – голодному не быть».

         Первыми поселились на территории русской земли наши предки – древние славяне. Славяне – значит славные, хорошие люди. (Посмотрите на иллюстрацию). Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели?

                         Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид древних славян:

                          голубые глаза, светлые волосы, высокий рост.

     Жили древние славяне в деревянных домах – срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу (показывает иллюстрацию). Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Нужно было защищаться и от диких животных, и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь – частокол.  Мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения: ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами – племенами. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.

    Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие.

Вопросы: - Как вы думаете, что такое скотоводство?

                 - объясните слово «земледелие».

Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Очень много труда приходилось прикладывать древним славянам, чтобы вырастить хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогали бы людям, все приходилось древним славянам делать вручную: пахать землю, молоть зерно, печь хлеб.

Вопросы: - Что нужно кроме муки для того, чтобы испечь хлеб?

                 - Где брали люди воду?

                 - Из чего складывали колодец?

                 - В чем носили воду?

                 - Как называется деревянная дуга, с помощью которой поднимали и несли ведра с водой?

Воспитатель демонстрирует работу колодца и использование коромысла.

                     

 Поговорка: Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).  

Вопросы: - В чем  русские люди пекли хлеб?

                 - Почему эти печи называют русскими?

                 - В чем их отличие от других печей?

Воспитатель вместе с детьми рассматривают макет русской печи в натуральную величину).

Печь в русской избе была самым необходимым предметом: ею обогревались, в ней готовили пищу, на ней спали. Русские люди очень любили печь, поэтому придумали о ней  много  пословиц и поговорок, например:

- Печь нам мать родная. На печи все красное лето.

- Что есть в печи, все на стол мечи;

- Когда в печи жарко, тогда и варко;

-  Из одной печи, да не одни калачи;

- Лежебок хочет есть, да не хочет с печи слезть.

   

Вот какими трудолюбивыми были наши предки.

Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.

Посмотрите внимательно вокруг и скажите:

  Вопросы:  - Что вы видите вокруг сделанного вручную?

                    - Из чего сделаны эти предметы?

                    - Как их использовали люди?

                    -  Что получали с помощью этих предметов?  (прялка, посуда, валенки, коврики,  куклы, народные игрушки).

Воспитатель коротко рассказывает об использовании названных предметов.

                         

                       

Вопросы:     - А это что за предмет? (люлька)

                     -  Из чего она сделана?

                      - Для чего она нужна?

                      - Как убаюкивали младенцев в старые времена?

 Сейчас мы с вами послушаем древнеславянскую колыбельную песню. Такие песни пели матери, чтобы убаюкать дитя.

                         

 Как вы думаете, что было необходимо человеку для жизни в первую очередь? (ответы детей).

         И одежду и посуду, и обувь, и оружие для охоты – все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других.

       

Вопросы:  - А какие ремесла появились и сохранились до наших дней в городе Туле?

                   - Назовите предметы, изготовленные Тульскими мастерами.

                       

 После трудного трудового дня люди отдыхали: кто лежал на печи, кто пил чай, кто-то убаюкивал ребенка. В печи готовился ужин, на столе кипел самовар… А чтобы было веселей играли на балалайке и гармони. Балалайка – это самый древний русский народный инструмент (показывает балалайку).

Вопрос:  - А где родилась гармонь?

               - Что делали люди, когда звучала гармонь?

               - Хотите поплясать под гармонь?

Под звукозапись дети выполняют русские народные движения.

По-разному веселились люди в старину. Молодые парни и девушки играли в народные игры.

- Какие народные игры вы знаете?

- Хотите поиграть в народную игру?

- В какую народную игру вы хотите поиграть?

Проводится народная игра «Бояре».

  Воспитатель:  Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев. Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлась далеко за его пределы. Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. Он заботился о своем народе, о защите государства от врагов. При Ярославе Мудром древнерусское государство стало расти и процветать. Русь стала одной из самых могучих стран того времени.

                   Ничего нет лучше, краше

                   Милой Родины твоей!

                   Оглянись на предков наших,

                   На героев прошлых дней.

                   Вспоминай их добрым словом –

                   Слава им, борцам суровым!

                   Слава нашей стороне!

                   Слава русской старине!

                                 Н. Кончаловская.

Итог ООД

Воспитатель:  - Кто такие предки?

                        - Как назывались наши предки?

                        - Как они жили? Чем занимались?

                        - Назовите самый главный город Древней Руси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект по формированию целостной картины мира "Как жили славяне"

Конспект по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Презентация к занятию "Как жили славяне"

Презентация к занятию "Как жили славяне"...

Проект "Как жили славяне"

Проект расчитан на 4 недели, каждой неделе отводится своя тематика: "Народные промыслы", "Жилище славян", "Убранство и быт русской избы", "Одежда наших предков"...

Конспект занятия Тема: «Как жили славяне»

В рамках исторического просвещения старших дошкольников...