Проект "ОЧумелые ручки"
методическая разработка (младшая группа)

Малинина Тамара Владимировна

В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника. А как мы уже знаем, мозг будет работать тогда, когда будут работать пальчики ребенка. Очень интересны в этом плане методики многих японских ученых. Рассмотрим некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 «ОчУМЕЛЫЕ ручки».

Введение

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития —

это предотвратить появление несчастных детей.

Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные

 возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

 Масару Ибука

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И. Павлов

      Умен тот, кто умеет мыслить! Умение мыслить дано нам с рождения. Да, мы в мир приходим с разными задатками, и с мыслительной деятельностью тоже. Каждый ребенок по – своему гений. Ученые всего мира давно изучают эту тему и утверждают, что возможности человеческого мозга поистине безграничны. Несмотря на это мы используем только маленькую толику этих возможностей. Гениальность  - это то, на что способны мы все, только надо научиться полностью открывать свой потенциал. Но как развить его? От чего зависит его реализация? Конечно, от того, как будет развиваться ребенок, в каких условиях, что и как будет способствовать их полноценному развитию.

    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

  В. А. Сухомлинский

   Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли до нас ещё из глубины веков. И это не простая случайность.В те далёкие времена, когда ещё не существовало письменности, люди хорошопонимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условийприспособленности человека к жизни. А специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Татьяна Черниговская, доктор наук по физиологии и теории языка, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ считает:«Мы слушаем ушами, а слышим — мозгом. Смотрим глазами, а видим — мозгом. А чтобы мозг работал, должным образом должны работать руки». Научно доказано, что у ребенка с момента рождения до шести месяцев формируется уже 50% нейронных связей, а к трехлетнему возрасту в клетках мозга образуется до 80% подобных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. Таким образом, малыш после трех лет имеет отличную базу для последующего обучения и развития. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Проект ориентирован на  решение самой главной проблемы воспитания и образования: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика - это некая степень подвижности пальцев, развитие мышц кистей рук, которое способствует выполнению точных, конкретных, скоординированных движений. Известно, что мелкая моторика и развитие мышц очень тесно связано с мышлением и общим развитием малыша, с развитием речи, мыслительными процессами, воображением, пространственным восприятием, фантазией и т.д.

Еще Аристотель признавал, что: «Рука – это инструмент всех инструментов», а В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев».

Актуальность

« Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает»,-Татьяна Черниговская.

Очень важно иметь качественную аппаратуру — на этом вся наука стоит, но если нет того мозга, который понимает, как задать вопрос, мозга, который понимает, что делать с этой гигантской кучей данных, которые мы получаем каждую секунду, то все остальное бесполезно. 

Наблюдая за детьми, заметила, что с каждым годом у них все больше и больше наблюдается слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость, что служит одной из причин, в овладениипростейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. А целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует и формированию интеллектуальных способностей, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.Поэтому этот вопрос в дошкольном учреждении нужно поднимать уже с двух лет.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 2-7 лет не теряет своей актуальности и значимости.

Воспитание современного ребенка и развитие его познавательных способностей, интеллекта –приоритетнаяи самая главная задача дошкольной педагогики, особенно в наше время,когда  постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам специалиста, а так же к его творческим способностям.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «ОчУМЕЛЫЕ ручки».

Гипотеза: Интеллект дошколят будет развиваться активнее,если начать стимулировать его с раннего возраста, т.е.у детей целенаправленно развивать мелкую моторику.

Цель проекта.

Развитие умственных способностей  ребенка, через укрепление мелкой моторики рук, как основы развития интеллекта дошкольника.Сформировать гармоничную личность с момента рождения. 

 Задачи:

  • Совершенствовать  мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов методики Кумон;
  • Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, овладению детей сложными упражнениями пальчиковой гимнастики, повышая работоспособность коры головного мозга и уровень развития мышления  
  • Совершенствовать   предметно – развивающую среду группы;
  • Способствовать сотрудничеству с  родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей.
  • Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом;

Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем

- обучение детей проводится с двухлетнего возраста;

-  в разработке системы работы по развитию мелкой моторики детей, в подборе методов, разнообразных техник изобразительной деятельности, использование тетрадей по методике Кумона, занятий со счетными палочками, с конструктором; работа с бумагой, с пластилином, с подручным, природным материалом (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков…) с учетом возрастных особенностей детей.

-создание системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения в соответствии с современными требованиями.
-межпредметное взаимодействие: параллельное внедрение проекта «Художественный труд» и «Оригами малышам», «Музыка вокруг нас».

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования- стретчинг- психогимнастика, педагог дополнительного образования  -ручной труд, оригами.

Проект долгосрочный, рассчитан на 2019-2023 гг.  

Предполагаемый продукт проекта: разработанные рекомендации для педагогов по развитию логического мышления детей; систематизированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей.

Предполагаемые результаты:

  1. Положительная динамика в развитии мелкой моторики и координации пальцев, приобретение подвижности и гибкости кисти.
  2. Овладение разными видами трудовой и художественной  деятельности.
  3. Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  4. Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  5. Усовершенствована  предметно – развивающая среда
  6. Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
  7. Повышен  уровень педагогической компетентности родителей

Работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности–создание  комфортной образовательной среды;
  • принцип  деятельности – все новое вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное  «открытие» его детьми
  • принцип минимакса- разноуровневое обучение детей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом  ;
  • принцип целостного представления о мире -при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности – дать детям возможность осуществлять свой собственный выбор ;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип интеграции всех образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей - мелкая моторика и развитие мышц очень тесно связано с мышлением и общим развитием малыша, с развитием речи, мыслительными процессами, воображением, пространственным восприятием, фантазией и т.д.
  • принцип непрерывности - связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. преемственные связи между всеми ступенями обучения .
  • принципы последовательности и систематичности.Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, а,главное, последовательность от простого к сложному.
  • принцип наглядности, учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.

Аннотация проекта

    В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника. А как мы уже знаем, мозг будет работать тогда, когда будут работать пальчики ребенка. Очень интересны в этом плане методики многих японских ученых. Рассмотрим некоторые из них.

Методика воспитания Масару Ибука

В 70-х годах прошлого столетия Масару Ибука создал уникальную книгу «После трёх уже поздно».Основная идея книги заключается в том, что Ибука говорил, что мозг ребёнка именно в этом возрасте активно развивается, в нём появляется множество нейронных связей. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями — детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и — главное — форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

При этом автор методики не дает каких-то конкретных рекомендаций для родителей. Принципы его методики будут близки любому любящему родителю: любить ребёнка, ценить его, чувствовать его потребности и желания, замечать его особенности. Исходя из этого, родитель может подбирать упражнения, игры и задания для малыша.Самые простые упражнения этой методики: прослушивание классической музыки, игры на развитие мелкой моторики и др.Таким образом, в основе методики раннего развития Масару Ибуки лежит его интерпретация пословицы «Куй железо, пока горячо»: «Слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел». Для того чтобы ребенок стал в будущем умным, способным и счастливым, нужно приложить много усилий к его развитию и воспитанию именно в первые три года его жизни. «Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука.

Советы Масару Ибука

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов.

  • Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.
  • Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.
  • Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.
  • Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…
  • Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.
  • Больше двигайтесь. Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесси является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Методика  Тору Кумона

Основной принцип метода «От простого к сложному». Основа метода Кумона – самообучение, самостоятельные занятия дома, когда помощь взрослого заключается в том, чтобы проверить домашнее задание. Программа ориентирована на самостоятельное приобретение навыков. Она воспитывает в детях привычку к систематическим занятиям, что необходимо для успешной учёбы. Занятия по системе Кумон позволяют ребёнку почувствовать, что он может многого добиться сам. Поэтому ребёнок вновь и вновь готов к новым достижениям. Игры и занятия  по этой методике начинаются с 2 лет.

Методика Шичиды.

Макато Шичида считал, что все дети имеют врождённую гениальность и одаренность. Задача родителей — развить эти качества и способности, обеспечить ребёнку такие условия, чтобы его мозг в максимально развивался. Шичида уверен, что мозг ребёнка в возрасте от полугода до трёх лет способен накапливать неограниченное количество информации.

   Основная идея метода — развитие правого полушария головного мозга. Именно оно отвечает за долговременную память, быстро накапливает информацию, которая поступает в мозг в виде изображений. Шичида утверждает, что до 3 лет у детей доминирует правое полушарие, поэтому именно это время необходимо использовать родителям.

    После трёх лет всё активнее проявляет себя левое полушарие, которое отвечает за логику и мышление, а также развивается благодаря длительному заучиванию и многократному повторению. К 6 годам левое полушарие начинает доминировать, и занятия уже не будут настолько эффективны.

   На занятиях по методу Шичиды важна теплая и благожелательная атмосфера, положительный настрой, вера в способности ребёнка. В процессе занятий используются игры на развитие памяти, воображения, интуиции, мелкой моторики, фантазии, творческих способностей.

Методика доктора Сузуки.

Доктор Сузуки заметил, что маленькие дети очень легко усваивают информацию, например, они с легкостью могу изучить иностранный язык. Тогда доктор решил попробовать обучить малышей музыке. Маленькие дети очень любят подражать и копировать взрослых. Именно это наблюдение легло в основу методики.

    Уже через несколько лет Сузуки создал отряд скрипачей 4-5 лет, которые чудесно исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Секрет успеха методики, по мнению автора, заключается в

  • убежденности в том, что все люди на земле обладают музыкальными способностями (вопрос только в том, успели ли они развить эти способности в детстве)
  • искреннем желании взрослого (родителя) помочь
  • вовлеченности взрослого в учебный процесс.

Рекомендации доктора просты: ежедневные посещения музыкальных уроков, занятия дома и, желательно, личный пример родителей.

Во всех восточных методиках есть много общего. Рекомендуется:

  • Начинать развивать и воспитывать ребёнка с младенчества, тогда это будет максимально эффективно.
  • Любить, ценить ребёнка, не кричать, создавать благоприятную атмосферу на занятиях.
  • Верить в ребёнка, доверять ему.
  • Учитывать особенности и способности ребёнка.

   Все просто и понятно. В любой методике важны периодичность и постоянство. И результаты обязательно появятся. И, конечно же, какую методику бы ни выбрали, на чём бы ни остановились, самое главное — понимание ребенка,любовь и поддержка.Таким образом, малыш после трех лет имеет отличную базу для последующего обучения и развития.

№ п/п

Этапы

содержание

ответственные

1.

Подготовительно-проектировочный этап

1. Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей, развить творческие способности, развить мелкую моторику рук.

2.Определение темы, целей, задач, изучение методической литературы

3.Согласование с администрацией учреждения планов и нагрузки

4.Составление проекта, поэтапного плана работы;                   

5.Обсуждение с родителями проекта, определение содержания деятельности все участников проекта

6. Создание условий  для обеспечения Проекта (материально-техническое, научно-методическое, финансовое)-создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

7.Подбор диагностического инструментария по выявлению ранней одарённости, подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

8. Создание предметно-развивающей среды для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников

Воспитатели, зам.зав. по НМР

Зам.зав. по НМР

Заведующий

Воспитатели, педагоги доп.образования

Зам.зав. по

НМР

Педагог-психолог

Воспитатели,

2.

Практический этап

Задачи :

  • Определить новые направления в работе с родителями.
  • Составить новые формы работы  с детьми.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  • Совершенствование способов развития мелкой моторики, расширение круга мыслительных задач детей.
  • Развитие пространственного и творческого  мышления.
  • Формирование общих приемов и подходов к решению логических задач.

1. Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой

2. Организация и проведение семинаров, консультаций, мастер - классов для педагогов  МАДОУ и родителей

3. Реализация проекта «ОчУМЕЛЫЕ ручки»

4. Отслеживание реализации Проекта

5.Отслеживание промежуточных результатов

Педагоги

Зам.зав. по НМР

Педагоги

Педагоги, психолог

Зам.зав. по НМР

3.

Обобщающе - результативный этап

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), фото- и видеорепортажей, помещении материалов на сайт нашего детского сада.

Соотнесение результатов с заявленными целями

Литература:

А.Е. Белая, В.И.Мирясова   «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,  АСТ Астрель: Профиздат,2007.

 О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.

 С. Шанина, А. Гаврилова  «Пальчиковые упражнения  для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.

Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности / Е.М. Ишмуратова; Ишмуратова Е.М. // Логопед в детском саду. - 2008.

М.М.Безрукова, Т.А. Филиппова «Тренируем пальчики. Пособие для детей». Издательство: Дрофа, 2018 г

Татьяна Воронина: 365 + 5 узоров для развития мелкой моторики. ФГОС
Евгения Кац: Необычная математика. Тетрадка логических заданий для детей
Ольга Давыдова: Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков
https://fulledu.ru/articles/1373_osobennosti-metodiki-kumon.html

https://topfranchise.ru/stati/franshiza-kumon-ot-domashnego-obucheniya-do-mirovogo-lidera-v-detskom-obrazovanii/

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/kumon/kak-provodit-zanyatiya-po-metodike-individualnogo-razvitiya-kumon/

https://azbyka.ru/deti/posle-treh-uzhe-pozdno

Рабочие тетради Кумон: «Давай резать!», «Давай рисовать!», «Давай клеить!»

Младший дошкольный возраст

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

 Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.

Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.

В.А.Сухомлинский

       Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся более ловкими , шаловливыми. Они действуют осознано и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями? Нам кажется, что дети просто забавляются со своими ручками, а они тем временем активно познают мир и, конечно, умнеют. Поэтому, чем больше внимания мы уделяем кистям рук  ребёнка, тем активнее у него развивается мозг и речь. Ведь ум ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев!

Организация работы в первой младшей группе

Цель :

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством  использования  доступного материала. 

Создание благоприятных  условий для развития мышления у ребенка раннего возраста.

  • Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга
  • Совершенствовать  мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов
  • Учить детей правильно держать ножницы, делать прямые надрезы по линиям
  • Держать в руке карандаш и проводить прямые, кривые линии, закрашивать картинки,
  • Пользоваться клеем, приклеивая картинки, фрагменты картинок  на трафареты
  • Познакомить с геометрическими формами, цветом
  • Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы
  • Способствовать сотрудничеству с  родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

Месяц

Название игры

Сентябрь

«Логовкладыши» цвет и форма;

Игры с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам-лучики для солнышка

«Разные грибочки» втулки;

«Разноцветные шары» по цветным коробкам

«Собери пирамидку»  из 3 колец

Мозаика «Соты»

«Вкладыши»

Массаж рук с помощью ребристых мячей

Октябрь

Игры с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, лучики для солнышка, иголки для ежика,)

д/и «Птички( разложи пробочки по цвету)

«Разноцветные мячи» разбор по контейнерам;

 «Разные грибочки» втулки;

«Соты» Мозаика крупная.

«Собери пирамидку»  из 5 колец

«Вкладыши»

Работа в тетради «Давай клеить»

Ноябрь

Играем с прищепками перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона

«Собери пирамидку»  из 5 колец

 «Геометрическое лото»

«Кто в домике живёт?»  на величину;

«Умные квадраты»-Никитин(4 квадрата из 2 частей)

 «Мозаика»  кнопочная крупная;

 «Разные кирпичики»  постройки жёлтые, красные и т.д.

Работа в тетради «Давай рисовать!», «Давай клеить!»

Декабрь

Игры с прищепками-прицепляем прищепки к шаблонам, лучики для солнышка, иголки для ежика, украшаем елочку

«Умные квадраты»-Никитин(4 квадрата из 2,3 частей)

«Вкладыши» стаканчики 5 штук;

Упражнения с грецким орехом

«Собери по цвету»(крышки)

«Геометрическое лото»

Массаж рук с помощью палочек

«Собери пирамидку»  из 5 колец

Игра «Уникуб» -строим дорожку одного цвета

Работа в тетради «Давай рисовать!», «Давай клеить!»

Январь

Знакомство с ножницами, учимся держать ножницы, делать произвольные надрезы

«Много шаров, а где один?» / с картинками

 «Умные квадраты»-Никитин(4 квадрата)

«Чудесный мешочек» на ощупь величина и форма.

«Уникуб» -дорожка, чередуя два цвета

Работа в тетради «Давай рисовать!», «Давай клеить!», «Давай резать!»

Февраль

Вешаем сушиться кукольную одежду

 «Бочонок»  вкладыши

Матрешки,Пирамидки

«Золушка»- разбери фасоль по цвету

Конструктор Лего

Массаж рук с помощью больших бусин

Работа в тетради «Давай рисовать!», «Давай клеить!», «Давай резать!»

Март

Математический планшет – сделай дорожку, древко для флажка

Игры с макаронными изделиями –собери бусы

Прицепи прищепки, ориентируясь на цвет

«Лото малышам» цвет и форма;

«Чудесный мешочек» 5 знакомых игрушек;

д/и «Руки, ноги, голова» /ориентировка;

 «Паровозик» (ассоциации)

 «Умные квадраты»-Никитин( 4 квадрата)

Работа в тетради «Давай рисовать!», «Давай клеить!», «Давай резать!»

«Помпоны». Великолепный материал для творчества и для развития мелкой моторики. Их можно перекладывать при помощи пинцетов, выкладывать из них рисунок, узор.

Апрель

Математический планшет – сделай квадрат, треугольник

Массаж рук с помощью грецких орехов

Игры с пинцетом

Разложи в домики (Круги Эйлера)игрушки по цвету

«Чудесный мешочек»сортировка геометрических тел

«Геометрическое лото»

Работа в тетради «Давай рисовать!», «Давай клеить!», «Давай резать!»

Игра «Гусеница»

Май

Моталочки игра

«Логовкладыши» /цвет, форма, величина;

 «Бабочки и цветы»  классификация на цвет.

 «Кто, где спит»(геом.фигуры)

«Умные квадраты»-Никитин(из 2-4 частей)

Конструктор Лего

Игра «Гусеница»

Работа в тетради «Давай рисовать!», «Давай клеить!», «Давай резать!»

«Помпоны». 

Игры с крупами и макаронными изделиями

Работа с родителями с целью распространения педагогических знаний среди родителей в области развития мелкой моторики у детей.

Формы организации

Тема

Родительское собрание

 «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»- просмотр беседы Татьяны Черниговской, доктора наук по физиологии и теории языка, член-корреспондент РАО, заведующей лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

Родительский диспут: «После трёх уже поздно» - знакомство с методиками Кумон, доктора Сузуки, МасаруИбука.

Семинар-практикум для родителей "Ум ребенка на кончиках пальцев"

Консультации в родительский уголок

«Пальчиковые игры для детей»;

«Поиграй со мною, мама »,

«Не ищите дорогие игрушки, они под рукой»игры с крупами, макаронными изделиями;

«Руководство игрой ребёнка в семье»;

«Обучение – весёлая игра»;

 «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

Выставка

 развивающих игр для детей 2 — 3 лет: «Игры малышам»

Фотоколлаж

«Я познаю мир»

 продолжение традиции фотосъёмки на тему: «Наши будни»

Индивидуальные беседы с родителями

 О постоянной работе в тетрадях Кумон;

 о предпочтениях в играх;

об индивидуальных особенностях ребёнка;

Какую музыку слушать с ребенком?

Педагогическая деятельность

Подбор и изготовление игрового материала- квадратов Никитина,

игра «Точечки»

Организация предметно — развивающей среды  

Обследования / диагностика (сентябрь, май).

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...