Программа "Театральный сундучок"
рабочая программа

Художественно-эстетисческое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разннообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художествеено-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а так же творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnyy_sunduchok.docx64.51 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                             Утверждаю:

На заседании педагогического совета                                            Заведующий МДОБУ № 12

Протокол № 01 25.08.2018        г.Соль-Илецка

                                                                                                             ______ Е.Л. Горшунова                      

                                                                                                              Приказ № 01от 25.08.2018

        

Программа по реализации образовательной области

художественно-эстетическое развитие

«Театральный сундучок»

Возраст детей 5-6 лет

Срок реализации – 1 год

Автор – составитель

Воспитатель высшей категории

                                                                                               Герасимова Юлия  Александровна

                                                                2018г

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

        Дополнительная общеразвивающая программа в области искусства «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»                            МДОБУ Детский сад №12 «Звездочка»

Обоснование для разработки Дополнительной общеразвивающей программы

        Программа дополнительного образования  в области искусства «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК» составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:                                       1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерациии» от 29.12.2012№273-ФЗ;     2.Уставом МДОБУ № 12 от 13.12.2016 №832.         3.Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г №26 г Соль-Илецка «Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

        Цель Дополнительной общеразвивающей программы

        Приобщение к мру театра через личное участие детей в театрализованных постановках

 Задачи Дополнительной общеразвивающей программы

        Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров(кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др)                              2. Обучить  детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.                                 3.  Пополнять словарный запас дошкольников;                                     4. Приобщить детей у театральной культуре                                                                      

5. Обогатить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральныз профессиях, костюмов, атрибутах, театральное терминологии.

6. Развит у детей интонационную выразительность речи.

7. Обучить детей выразительности жество и мимики.

8. Развить артистические и исполнительские способности детей в процессе переживания и воплощения образа.

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

10. Ыоспитывать у детей чуткость, воспиимчивость, любовь и интерес к литературным произведениям и их героям.

11. Создавать условия для развития творческой активности детей, учавствующих в театрализованнной деятельности, а так же поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

12. Создавать условия для совместной  таетрализованной деятельности детей одного возраста, детей разного возроста и взрослых (постановкасовместных спектаклей с участием детей разного возраста, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

Сроки и этапы реализации дополнительной общеразвивающей программы

1 год – 96 часов.

Ожидаемые результаты

1. Дети узнали различные виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).

2. Научились элиментам и приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

3. Получили знания о театре, его истории, устройстве, театральных рофессиях, коочтюмах, атрибутах, театральной теримналогии.

4. Улучшениее интанациооной выразительности речи.

5. Научились элиментам выразительности жестов и мимики.

6.Дети наулились работать в коллективе как своего возраста, так и со взрослами или детьми другого возроста.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

«Из всех видов художественной деятельности

 именно театрализованная ближе всего ребенку,

 поскольку в ее основе лежит игра-

неиссякаемый источник творчества.»

Художественно-эстетисческое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разннообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художествеено-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а так же творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

Занятия таетральной деятельности помагают развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности,систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации.Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностейребенка, раскрепощению и повышению самооценки.Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает

Ему продемонстрировать товарищам своюю позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.Дети становяться более раскрепощенными, общительными; они учаться четко сформулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира( людей, культурных ценностей, пророды), которе, развиваясь паралельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.Ребенок начинает чувствовать, что логика- это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда     понятно и обычно.Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учиться уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности «Театральный сундучок», даллее программа, составлена с учетом основных принципов и подходов, возрастных особенностей детей.

Программа по театрализовонной деятельности детей 5-6 лет реализуется постердством технологий программы М.Д. Махаевой «Театрализованные занятия в дестком саду» с элем ентами программы « Театр – творчество – дети» Сорокиной.

Направленность программы:

Данная программа направленна на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а так же в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумавании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении какой-то позновательной проблемы, но в то же время уважения к коллективу, умении идти на компромиссы – важные моменты этой программы.

Новизна программы:

В дошкольном возрасте дести подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими людьмирассказ, рисунок, образ. Данная программа направленна на развитие у детейсамостоятельности в художественом творчестве, активности. В ходе овладении программы дети должны придумывать игры, сазкасы, рассказы, сценярии, по-своему передвать сценический образ. Не копировать чужое, а самому созавать, фвнтазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие видыдеятельности: познавательную, художественно-эстетическую, комуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – по своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Реализуются задачи ориентирования на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Воспитание потребностей духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности – все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Актуальность программы:

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи – это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира.

Что бы преодолеть эти проблемы , нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой – то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

А самой благодарной почвы для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия сценическим искусством не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Программа работы по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.

Педагогическая целесообразность;

Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает обучающимся постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Занятие в коллективе способствуют повышению самооценки дошкольников. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности.

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы  

     

          Цель программы- Приобщение к миру театра через личное участие детей в театрализованных постановках

Задачи

1.Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский)

2.Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

3.Пополнять словарный запас дошкольников;

4.Приобщить детей к театральной культуре.

5.Обогатить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

6.Развивать у детей интонационную выразительность речи.

7.Обучить детей выразительности жестов и мимики.

8.Развивать артистические и исполнительские способности детей в процессе переживания и воплощения образа.

9.Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

10.Воспитывать у детей чуткость , восприимчивость, любовь и интерес к литературным произведениям и их героям;

11.Создать условия для развития творческой активности детей, учавствующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

12.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей одного возраста, детей разного возраста и взрослых(постановка совместных спектаклей с участием детей разного возраста, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр)

Сроки реализации программы

 Программа рассчитана на 1 год обучния-96 часа в год

 Программа предполагает 2 занятия в неделю во 2 половине дня

 Продолжительность занятия:

 Дети от 5 до 6 лет- не более 25 минут

 Общее количество участников в группе -15-20 человек

     1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

     

В основе  Программы заложены следующие основные принципы:

  1. Построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субьектом образования;
  2. Личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений;
  3. Поддержка инициативы ребенка, уважение к его личности;
  4. Сотрудничества с семьей и обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дополнительного образования
  5. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах театральной деятельности;
  6. Возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований , методов возрасту и особенностям развития);
  7. Воспитывающего обучения: руководитель в процессе обучения одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка
  8. Постепенности , последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; .постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
  9. Наглядности: в процессе обучения главную роль играет так называемая звуковая и зрительная наглядность, конкретное слуховое восприятие

звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности –это образец исполнения педагогом.

      10)прочности : выученные детьми танцы через некоторое время          забываются, если их систематически не повторять .Закрепление репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

В программе учитываются следующие подходы:

  1. Личностно –ориентированный подход- ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи- помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения

  1. Деятельностный  подход- предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней

Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен и активен не менее взрослого

      3)системный подход –это организация образовательного процесса, в котором главное место отводиться активной и разносторонней , в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

        4) индивидуальный подход- выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

1.1.3.Значимые характиристики.Возрастные и индивидуальный особенности детей 5 -го-6 –года жизни.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными  физиологическими, психологическими изменениями.Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами. Поэтому в Программе учитываются и возрастные и психические особенности детей.

        Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. 

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. 

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Индивидуальные особенности детей

Для успешного обучения и воспитания ребенка- необходим индивидуальный подход, с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка.

При выявлении индивидуально-типологических особенностей было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения -это врожденные черты. Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и полученные желаемого результата.

Сангвиник

Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

   Холерик

Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него необычное явление. Легко адаптируется к  непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками.

Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск.

Такие дети невнимательны, и не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

Флегматик.

Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей.

Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой  информации ему требуется немало  времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти.

  Меланхолик

Застенчив, робок , нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу.

Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они не редко волнуются  по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

Таким образом, содержание программы систематизированно по тематике спектаклей в соответствии с возрастными и индивидуальными  особенностями дошкольников 4-7 лет. Занятия строятся на активной познавательной, речевой и эмоциональной деятельности детей. Необычность и новизна изучаемого материала создают определенный фон, поддерживают у детей состояние творческогот переживания, подъема, осмысление окружающего мира. Впроцессе обучения используются этюды, скороговорки, танцевальные импровизации,игры-инсценировки, различные виды театров.

Учитывая разновидность коллектива, Программа строится на индивидуальном подходе к каждому возрасту детей к каждому ребенку отдельно.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

По окончании 7-летнего возраста дети научились:

  1. Дети  узнали различные виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др).
  2. Научились элементами и приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  3. Получили знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  4. Улучшение интонационной выразительности речи.
  5. Научились элементами выразительности жестов и мимики.
  6. Дети научились работать в коллективе как своего возраста, так и со взрослыми или детьми другого возраста.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы занятия

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Ведущей формой организации занятия является практическая деятельность. Каждое занятие состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Продолжительность занятий составляет 25 минут. Это обусловленно возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

2.2. Формы работы на занятиях.

1. Театрализованные игры.

2. Просмотр спектаклей взрослых.

3. Рассказы педагога о театре.

4. Организация спектаклей.

5. Бесседы-диалогию.

6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7. Чтение литературы.

8. Оформление альбома о театре.

9. Показ представлений.  

Кукольный театр

Настольный, стендовый, теневой, пальчиковый и т.д.

Драматизация

Сказки, потешки, стихи, лит. тексты и т.д.

Спектакли

Музыкальные драматические, ритмо-пластические и т.д.

Таетральные действа

Мюзикл, фольклорные праздники, муз-лист. компазиции и т.д.

2.3. Этапы работы над спектаклем.

1 этарп – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ из детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-плпстического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап –репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением.Работа над выразительностью речи.

6 этап –репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап- премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией.Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8 этап-обсуждение инсцинировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

9 этап, заключительный-это повторные показы спектакля(инсценировки).Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же.Этого можно избежать, если играть спектакль в разных сосотавах. И здесь задача педагога- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не поражать другим исполнителям.Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать( стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись)

2.4. Этапы работы над ролью:

1. Развитие эмоциональной сферы:

-графическое  изображение различных эмоций

- игры на мимическое изображение эмоций

-игры на интанационное звукоподражание в различных эмоциональных состояниях.

2. Работа над образом.

3. Разыгрывание сюжета в различных видах театра.

2.5.Методы и приемы работы на занятиях:

              Методы

            Приемы

Наглядный

Наглядно –зрительные, наглядно-слуховые

Практический

Придумывание вариантов мимики и жестов при работе с разучиванием роли , собственные и имитационные исполнения

Словесный

Краткое одновременное описание и объяснение ролей, образный сюжетный рассказ

Проблемного обучения

Творческое исполнение готовых заданий, самостоятельное добывание знаний

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сказок и инсценировок

 2.6. Взаимодействие с родителями:        

Родители оказывают помощь в изготовление атрибутов,костюмов  к праздникам; учавствуют в качестве персонажей .

Беседы с родителями , их участие в занятиях помогают и дома закреплять знания и навыки , полученные детьми и , тем самым, достич желаемых нами результатов.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание материально-техническое обеспечение

-музыкальный зал

-электронное пианино «PRIVIA»

-мультимидийный проектор с экраном

-картотека МР3дисков;

-микрофоны

- шумовые инструменты (деревянные ложки)

- нотный материал

- музыкальный центр

- ширма

- экран для теневого таетра

- доска для театра на фланелеграфе

3.2. Обеспеченность методическими марериалами и средствами обучения и воспитания.

Научно-метадическое обнспечение Программы определяется в соответствии с правилами развития детей.

Набор детских музыкальных инструментов:

Ударные:

  1. Металлафоны детские:

12 пластин – 2 шт.

  1. Барабаны:

Деревянные неокрашенные – 2 шт.

  1. Треугольники – 3 шт.
  2. Колокольчики на подставке.
  3. Бубен деревянный – 1шт.
  4. Маракасы – 8 шт.

Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям:

Флажки разноцветные – 20 шт.

Платочки:

Прозрачные – 30 шт.

Осенние листья.

Султанчики – 30 шт.

Цветочки.

Снежки.

3.3. Оборудование детского театра

1. Настольный театр игрушек.

2. Настольный театр картинок.

3. Настольная ширма.

4. Фланелеграф.

5. Теневой театр.

6. Пальчиковый театр.

7. Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9. Детские костюмы для спектаклей.

10. Детские костюмы для спектаклей.

11. Элементы костюмов для детей и взрослых.

12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13. Декарации к спектаклям.

14. Ширма для кукольного театра.

15. Методическая литература.

16. Речевой материал: чистоговорки, скороговорки и т.д.

17. Картотека пальчиковых игр.

3.4. Литература

1. Штанько И. В. «Художественно-0эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС», М:УЦ «Перспектива», 2015.  

2. Дерягина Л.Б. «Тетрализовагнаая деятельность», СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.

3. Князева Л.Ю. «Имповизируем в игре, поем, ставим мпектакль», М.: «ВАКО», 2016.

4. Судакова Е.А. «Времена гора», СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.

5. И. Куплунова, И. Новоскольцева «Ладушки», СПб: НЕВСКАЯ НОТА, 2015.

Дополнительная литература.

6. Маханева М.Д. «Татрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2003.  

7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей), СПб., 2002.

8. Артемова Л.В. «Тетрализованные игры дошкольников», М.: Просвещение, 1991.

9. Касатина Е.И., Реутская Н.А. и др. «Тетрализованные игры в дестком саду», Издательство ВИРО, 2000.

10. А.Е. Антипина «Тетрализованная деятельность в детском саду» М.: Просвещение, 2003.

11. Блохина Л.А. «Начинаем наш концерт», Я.: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2003.

Приложение 1

Учебно-тематический план.

Виды деятельности

Тема занятий

Количество часов

1.

Знакомство с театром.

Здравствуй театр.

Знакомство с театральными профессиями.

Знакомство с профессиями костюмера и гримера.

6

2.

Снятие мышечного напряжения и раскрипощения детей.

Творческие упражнения.

Пальчиковыйигротреннинг.

«Расскажи стихи руками».

8

3.

Знакомство с основами кукольного театра и куловождения.

Знакомство с пальчиковыми куклами.

Знакомство с пальчиковым ходячим театром.

Обучение способам владения пальчиковыми куклами.

Знакомство с куклой-марионеткой.

Обучение способам владения куклами-марионетками.

4.

Распознавание и изображение эмоций

Этюды на сопоставление эмоций.

Этюды на выражение основных эмоций.

Знакомство с пиктограммами.

Нарисуй и скажи.

Наши эмоции.

Голосовые интонации.

5

Освоение пантомимических навыков

Упражнение для развития пластики рук.

Развитие выразительной мимики.игра-пантомима «Шепот и шорох».

Загадки без слов.

Отгадай кто (что) мы?

Попробуем изменится.

Игралочка.

Нарисуй и скажи.

6

Совершенствование художественно-образных выразительных умений

Игра с воображаемым предметом.

Развитие пластической выразительности при создании образа.

В гостях у дедушки Молчка.

Театральные этюды.

Творческие задания на сценической площадке.

Ролевая гимнастика у зеркала.

Этюды на выразительность жеста.

Немой диалог.

Продолжить разыгрывать театральные этюды.

Тетрализованные импровизации.

У зеркала.

7.

Развитие интанационной выразительности речи

Интанационн-выразительное проговаривание фразы.

Веселые превращения.

Договорим то, что не придумал автор. Разыгрование мини-сценки.

Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть.

Сочиняем стихи.

Разговор по телефону.

Разыгрование мини-сценок.

6

8.

Драматизация литературных произведений

Инсценировка стихотварения Степанова «Веселое превращения».

Инсценировка р.н. сказки «Морозко».

Драматизация сказки Чуйковского «Айболит и воробей».

Разыгрование по ролям сказки «Рак бездельник».

Инсценирование стих. «Надин сон».

Драматизация сказки Сладкова «Медведь и солнце».

Выразительное чтение с элементами драматизации по стих. Чуковского «Телефон».

Инсценировка «Кузнечик» А.Ануктина.

Разыгрывание по роля «Киска» И Жукова.

6

9.

Знакомство с произведениями худ. литературы

Знакомство со сказкой Чуковского «Айболит и воробей».

Знакомство со стих. Сладкова «Медведь и солнце".

Знакомство со стих «Надин сон».

Знакомство со сказкой Осеевой «Добрая хозяюшка».

Знакомство со сказкой «Коза дереза».

10

10.

Подготовка инсценировок, постановок

Подготовка инсценировка р.н. с. «Морозко».

Знакомство со сценариями спектакля «Как мальчик Петя маму искал». Подготовка инсценировки стихотворения «Надин сон».

17

11.

Участие детей в постановках

Кукольный спектакль «Красная шапочка и добрый Волк».

Показ театра игрушек «как собака друга искала».

Показ спектакля «Как мальчик Петя маму искал».

Театр игрушке по сказке Осеевой «Добрая хозяюшка».

Показ кукольного спектакля «Коза-дереза».

10

ИТОГО

96

Основное содержание разделов:

  1. Знакомство детей с театром. Занятия на эту тему помогут детям сформировать представление о театре, как о виде искусства, познакомиться с некоторыми театральными профессиями (режиссера, сценариста, гримера, костюмера и т.д.).
  2. Снятие мышечного напрчяжения и раскрепощения детей. Предлагаемые в этом виде деятельности упражнения способствуют воспитанию уверенности в себе, умению расслабиться, раскрепоститься.
  3. Знакомство с основами кукольного театра и кукловожения. Дает детям представление о разных видах кукольного таетра, познакомит детей с театральной ширмой, поможет овладеть способами управления куклами.
  4. Распознавание и изображения эмоций. Познакомить детей с пиктограммами, научить различать и передвать различные эмоции (радость, огорчения, страх, злость, обиду, удивление).
  5. Овладение понтамическими навыками. Поможет детям овладеть навыками образно-выразительной мимики и пантомимики, научит детей владеть своим телом, поможет развить детскую пластику.
  6. Совершенствование художественно-образных выразительных умений. Учит днтей использовать разнообразные средства выразительности для создания образа, передачи характера выбранного персонажа, его эмоциональное состояния, развивает творческое воображение, инициативу и фантазию.
  7. Развитие интонационной выразительности речи. В процессе деятельности формируется выразительность речевых диалогов, дети учатся проговаривать текст с различной интонацией, развивается речевое творчество, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  8. Драматизация литературных произведений. Развивает творческую самостоятельность в передаче образа, совершенствует образные исполнительские умения, способствует развитию умения взаимодействовать в коллективе.
  9. Знакомство с произведениями худоржественной литературы. В этом виде театрализованной деятельности дети позгакомятся с некотороми произведениями художественной литературы в основном сказками и стихотворениями, их содержанием, научатся оценивать поступки герое, высказывать свое отношение к ним.
  10. Подготовка инсценировок и постановок. В этом виде деятельности идет распределение ролей, работа над образами героев. В совместную деятельность привлекаются и родители – изготовление костюмов и атрибутов, заучивание текстов ролей.
  11. Участие детей в постановках. Данная деятельность позволит: развить творческую инициативу, умение взаимодействовать друг с другом на сценическойплощадке, сотрудничестве между детьми; сформировать уверенность в себе, способность раскрепоститься; стимулировать творческую активность детей.

Содержание, формы и методы проведения занятия способствует одновременно достижению трех основных целей:

- размитию речи и навыков театральго-исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

-социально-эмоциональному развитию детей.

На каждом возрастном уровне содержание и тема раскрывается с учетом возростных особенностей детей (усложнением терминологии, длительностью занятия, углублением знаний по одной и той же теме).    

 Приложение 2

Способом проверки знаний и умений детей является:

  1. Диагностическая карта развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Ф.И. ребенка

Теоретические знания

Практические умения

Знание театральных жанров

Знания содержания сказок

Умение узнавать героев тетрализованных действий

Знание видов кукольного театра

Устройство театра

Умение свободно и раскрепощенно держаться при выступлении

Соглосование своих действий с действиями актера

Импровизация с помощью средств выразительности

Желание произносить монологи и диалоги в соответствии со сценярием).

Знание приемов кукловождения

Участие в тетрализованных действиях и постановках

Приложение 3.

Система диагностик дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

  1. Основы театральной культуры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения.

Понимает содержание произведения.

2

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета(завязку, кульминацию, развязку)

Выделяет единицы сюжета.

Затрудняется выделить единицы сюжета

3

Дает подробные словесные характиристики главных и второстепенных героев.

С помощью воспитателя дает словесные характеристики главным и второстепенным персонажам.

Различает главных и второстепенных героев

4

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности(эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

                                         3 Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях характере героя использует вербальные и невербальные средства выразительности(мимику, жест, движение, позу, интонационно-образную речь)

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях, может их продемонстрировать по напоминанию педагога.

Различает эмоциональное состояние и их характеристики, но затрудняются их продемонстрировать

                                              4 Навыки кукловождения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Владеет элементвми навыков кукловождения.

5. Музыкальное развитие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы.

Передает в свободных плпстических движениях характер музыки.

Затрудняеется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки.

2

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом.

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику персонажу из предложенных педагогом.

3

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободное пение, танец в спектакле.

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты подбирает музыкальное сопровождение, свободное пение, танец.

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструмантах и подобие знакомых несен к спектаклю.

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей.

Создает эскизы персонажей и декараций и основных действий спектакля.

Создает рисунки на основе действия спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...