Занятие "Грубые слова" в подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа)

 Авелина Марина Владимировна

Методическая разработка занятия "Грубые слова" для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_grubye_slova.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия «Грубые слова»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

ФИО Авелина Марина Владимировна.

Должность: Педагог-психолог

Квалификационная категория: без категории.

Тема: «Грубые слова».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи:

Образовательные:

-уточнить и обогатить знания детей об эмоциональных состояниях людей.        

- формировать умение выражать эмоциональные состояния в мимике;

- учить вырабатыванию эффективных стратегий поведения в тех или иных ситуациях.

Развивающие: 

развивать навыки диалогического общения;

-развивать слуховое восприятие, воображение.

-развивать чувство эмпатии.

-развивать эмоционально-волевую сферу

Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения

 Развитие произвольности психических процессов

Воспитательные: 

-воспитывать умение слушать собеседника, не перебивая.

-воспитывать умение высказывать свою точку зрения.

Способы организации детей: сидя в кругу, стоя во время динамической пауз, во время игры «Ругаемся овощами»

Оборудование: блютуз-колонка для воспроизведения музыки

Словарная работа: «Эмоция», «Злость», «Обида», «Мимика»

Предварительная работа: Подготовить музыку, подготовить сказку «Лесная школа. Грубые слова» для чтения детям, подготовить демонстрационный материал – карточки «Вежливые слова»,» раздаточный материал –овощи и фрукты для выполнения техники, мягкую игрушку- собаку Ириску, подушку «Сердитку», зеркало.

1 этап. Организационный

Приветствие.  упражнение «Я рад тебя видеть!»

Психолог:

-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть, предлагаю нам поприветствовать друг друга приятными словами «Я рад(а) тебя видеть».

2 этап. Мотивационный

Психолог:

Ребята, мы с вами много говорили про волшебные слова, а зачем они нам нужны? (отвечают). Верно! С воспитанным, вежливым человеком  приятно общаться. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он умеет посочувствовать, может понять другого человека и помочь ему.

        Вежливыми словами мы проявляем свое уважение к окружающим  нас людям, ведь так обидно, когда тебе отвечают резко, грубо. И наоборот, на душе становится теплее, когда знакомые и незнакомые люди обращаются к вам мягко, тактично, уважительно. Всем приятно слышать вежливые слова «Пожалуйста!», «С добрым утром!», «Благодарю вас!» А какие вежливые слова помните вы?

 Игра вежливые слова (выбираем из карточек)

Послание. Сказка заколдована вирусом жадности.  Расколдовать сказку можно только с помощью одного предмета. Этот предмет загадан в загадке.

На него взглянула я

И увидела себя.

Название сказки записано на языке жадности , чтобы его расшифровать, необходимо использовать зеркало.

3 этап. Практический

 Сказка «Грубые слова»

При общении с другими людьми – родителями, друзьями, знакомыми тоже могут возникать сложности. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? Иногда ребята ссорятся из-за пустяков, спорят, говорят друг другу злые, неприятные слова. После этого могут нагрубить другим людям, испортить им настроение. Чтобы этого не произошло, чтобы вы никогда не стали такими грубиянами, умейте внимательно слушать собеседника. Отвечайте спокойно. Доказывайте свою правоту не кулаками, а словами. В трудных ситуациях старайтесь понять своих товарищей, помогите им вернуть хорошее настроение вниманием, заботой, доброй шуткой.

Солнечный лучик (в кругу с закрытыми глазами, сидя).

Мы работали, устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик….Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся - вставайте,  ребята!

Упражнение «Ругаемся овощами» («Цветочные ласки»)

Техника «Сердитая подушка»

Случается так, что мы сердимся и злимся.  Вспомните прошлое занятие. Что мы можем делать, если злинки и сердитки снова накопились в нас? Повторим?

Техника «Поссорились-помирились»

Психолог:

Ребята, разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Каждый из вас изобразит заданные ситуации. Но помните, изображать нужно без слов, одними жестами.

Итак, сначала вы встретились, обрадовались  друг другу  

Потом вы что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? Вы обиделись и даже отвернулись друг от друга. Но разве друзья могут обижаться долго?

Вы повернулись друг к другу и помирились.

Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда ссорились? А когда помирились? Давайте беречь друг друга и не ссориться, беречь друг друга, не обижать грубыми словами! А теперь встанем в круг и возьмем за руки друг друга.

Все мы любим получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что все мы можем подарить любой подарок. Внимательно посмотрите на своих соседей справа , попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки, используя жесты, мимику, движения. Кто получает подарок, не забывает говорить спасибо

4 этап. Рефлексивный.

Использованная литература

1. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И. А. Козлова; под ред.  Н.Ю.Куражевой. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. – 128 с.

2. Панфилова, Марина Александровна. Лесная школа : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и мл. школьников / М.А. Панфилова. - М. : Твор. центр Сфера, 2002. - 94,

Приложение 1.

Сказка «Грубые слова»

В классе стояла рабочая тишина, ученики проверяли ошибки в диктанте. Вдруг у кого-то из учеников выскочило грубое слово. Конечно, от перенапряжения, да и от расстройства, что глупую ошибку сделал, кто-то не сдержался, выругался на весь класс. В ужасе ученики смотрели на Учителя и ждали его реакции. Никто не хотел признаваться, да Учитель этого и не требовал. Он спокойно попросил закончить проверку диктанта и приготовиться к новому уроку. Перемена прошла напряженно, проблему надо было решать прямо сейчас. Когда прозвенел звонок на урок, ребята от Учителя ждали строгих слов или новой сказки, а он вдруг объявил всем, что сегодня урок «В школе клоунов».

- Началом урока будет «Ругательство овощами и фруктами». Каждый с соседом по парте начнет ругать друг друга только овощами и фруктами по моему сигналу и по сигналу закончит ругаться. Ребята думали, что Учитель шутит, но он совершенно серьезно просигналил старт, и ученики робко, но сердито стали обзывать друг друга «капустой», «картошкой», «морковью», «яблоком» и прочими «съедобными» словами. Иногда к этому непонятному занятию подключался сам Учитель и поругивал робких учеников «свеклой», «апельсином», «репкой» и пр. В ответ его тоже старались как следует «отругать». Если кто-то использовал другие слова или касался своего соседа, то игра останавливалась, отмечалось нарушение, а затем вновь продолжали ругаться по всем правилам. После сигнала Учитель предложил похвалить друг друга с ласковой интонацией цветами: розочками, тюльпанчиками, колокольчиками и др. И вновь игра продолжилась. Но некоторым ребятам хотелось еще поругаться, и Учитель повторил парное «Ругательство овощами и фруктами», а затем вновь все перешли к «Цветочным ласкам». Некоторые ученики во второй раз обращались уже не к своему соседу, а выбирали себе другого напарника. Учитель их понимал и разрешал менять пару. Как следует отругавшись и похвалив друг друга, ребята перешли к следующему уроку «Школы клоунов». Выбирался по желанию клоун, который должен рассмешить весь класс. Захотел попробовать свои силы Мышонок. Ему дали три попытки, он старательно корчил рожицы, но, подсчитав рассмеявшихся, ученики отметили, что этому клоуну еще надо учиться смешить. Следующим клоуном стал Лисенок, он рассказал историю, над которой все дружно смеялись. А потом клоунами были Волчонок и Белочка, они разыграли пантомиму, тоже было очень весело.

- А теперь, ребята, пора из «Школы клоунов» вернуться в нашу школу, в наш класс. Когда мы устаем, то задорный смех возвращает нам силы. Меньше хочется произносить грубых слов после таких игр. Давайте иногда на переменах или на прогулке вспоминать эти игры, прогонять обиды, радовать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.

Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Мама – главное слово на свете»

Содержание музыкально-речевого занятия построено с использованием интегративных приёмов....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...