конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных букв; Закрепить знания буквы Щ и то, что она всегда обозначает только мягкий согласный звук «щ»; Совершенствовать навык чтения детей; Продолжать учить детей словоизменению; Развивать мелкую моторику рук; Упражнять в образовании множественного числа существительных; Развивать внимание, мышление; Прививать доброжелательное отношение к окружающим;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_14.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

в подготовительной группе

 МДОУ детский сад «Сказка».

Образовательная область

 «Чтение художественной литературы»

Воспитатель Мухаметжанова Н.Р.

Дата проведения:14.02.2012 г.

Реализация областей: коммуникация, художественное творчество, познание, физическая культура, музыка.

Тема: Рассказ С.Иванова «Каким бывает снег».

Задачи:

Образовательные: формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; формировать первоначальный опыт общения с природой: учить сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге), выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи, понимать простейшие взаимосвязи между наблюдаемыми объектами и явлениями, передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, в беседах. (учить передавать образы зимней природы в рисунке и в словесном описании).

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе;

Виды детской деятельности: коммуникационная, продуктивная, познавательно – исследовательская, двигательная, музыкально – художественная.

Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная;

Форма обучения на занятии: путешествие, мастерская;

Предшествующая работа: заучивание стихотворений С.Маршака из цикла «Времена года»;

Активизация словаря: студень, сечень, лютый;

Материал: рассказ С.Иванова «Каким бывает снег»;чашка со снегом, чашка для воды из под крана, вата (для имитации полёта снежинок); лист ватмана для творческого задания в технике «гроттаж», заострённые деревянные палочки, мяч.

Содержание.

  1. Мотивация.

Воспитатель :

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима). А вы хотите отправиться сегодня в путешествие? Давайте сегодня отправимся в гости к Волшебнице, которую называют ласково «зимушка», и поближе с ней познакомимся.

- Зимой всегда идёт белый…. (Снег)

- Посмотрите в окно. Где лежит снег? (На деревьях, на крыше, на дорожках)

- Когда так бывает? (Зимой). Так бывает зимой. А про снег говорится в стихотворении Ивана Сурикова (стихотворение читает ребёнок, звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Познавательно – исследовательская деятельность

Воспитатель:

- Я принесла в группу снег.

- Какие сейчас наши ладошки? (Тёплые)

- Давайте потрогаем снег тёплой рукой. Что вы чувствуете, какой снег? (Холодный). Да, снег холодный.

- А сейчас посмотрите на ладошку. Какая она? (Мокрая).

- Почему ладошка мокрая? (Снег растаял и превратился в воду). От тепла снег тает, становится водой.

- Посмотрите, в чашке снега стало мало, но в чашке – вода. Почему в чашке вода? (Это растаял снег).

- Что можно получить из снега? (Воду). Ребята, а находясь в группе, где мы можем взять воду? (Из крана).

Налью воды из крана в другую чашку. Посмотрите, здесь вода из растаявшего снега, а здесь из крана. (демонстрирую). Какая вода из крана? (Чистая). А какая вода от снега? (Грязная). Значит, снег был грязный. Иногда ребята на прогулке пробуют снег на вкус. Можно ли есть снег? (Нет). Почему? Снег есть нельзя, потому что он грязный, холодный, вы можете заболеть.

- А что можно со снегом делать? (Из снега можно лепить снежки, слепить снеговика, сделать горку). Давайте, мы сейчас слепим маленькие снежки. (Дети подходят к столу и выполняют задание)

ОФП – интеллектуальная зарядка. Игра «Данетки»

Воспитатель:

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Данетки», где вы должны будете предложить решить проблему, приводя поочерёдно аргументы «за» и «против».

- Играть в снежки жарко или холодно? (Холодно, потому что снег холодный; жарко, потому что тёплые варежки; холодно, когда снег попадает в лицо; жарко, потому что много бегаешь и двигаешься, и т.д.)

- Так жарко или холодно – играть в снежки? (И холодно, и жарко).

- Выходить на снег босиком – полезно или вредно? (Вредно, вредно, потому что заболеешь; полезно, если ты закалён, и т.д.)

- Так полезно или вредно – выходить на снег босиком? (И полезно, и вредно).

Воспитатель:

- Ребята, сейчас все закройте глаза и представьте себе, что вы босиком идёте по снегу. (В это время воспитатель перевоплощается в «Зимушку».

2.

«Зимушка»:

Здравствуйте, ребята. Я «Зимушка» и очень рада вас приветствовать в своём царстве.

 «Зимушка» проводит детей в свою мастерскую, усаживает за столы (на столах лежит вата) и обращает внимание на выставку картин, сопровождая показ словами:

- Писатели, поэты и художники подмечают в природе интересное. Они видят то, что другие иногда не замечают. Вот, например, что вы скажете о снеге?  Какого цвета снег? (Белого). Какими словами можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, мягкий, нежный). Говорят снег пушистый, значит…(мягкий). Упадёшь в пушистый снег и не ударишься. На что похож снег? (На вату). Снег похож на вату. Снег, как вата, пушистый, мягкий. Подуем на ватку – снежинку. Так какой идет снег зимой? (Пушистый, мягкий). - Ребята, какие периоды зимы вы знаете,? (Начало, середина, конец).

 А ведь снег бывает в начале, середине и конце зимы совсем разным. Прежде, чем рассказать вам об этом, давайте отдохнём.

Физминутка

"Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Послушайте, как рассказывает об этом писатель Сергей Иванов.

Чтение рассказа С.Иванова «Каким бывает снег».

Беседа по содержанию рассказа.

- Скажите коротко, о чём говорится в рассказе. (Не просто о снеге, а о том, каким разным бывает снег).

- Какими словами писатель называет первый снег? Каков он? С чем сравнивает писатель снег? (Робкий, тихий, как разведчик, проверяет землю).

- Расскажите, какой чаще бывает погода в начале зимы. Как описывает такой день писатель?

- На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (муз. сопровождение)

- Сейчас Артём прочтёт стихотворение С.Маршака «Декабрь»

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

- Какой становится погода в январе? Какими словами называет снег в январе писатель? (Сильный, спокойный, холодный, тяжёлый).

- Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины. (муз. сопровождение)

- Ирина прочтет стихотворение С.Маршака «Январь»

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

- Вспомните, что говорится о февральском снеге. Какой он? Что с ним происходит? (Злой, колючий. Ветер его бросает, гонит).

- Как вы поняли, почему февральский снег самый злой? Как называет его писатель? (Злодей. Колдун. Ведьмин сын),

- Февраль называли «лютый», так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. (муз. сопровождение)

- Послушаем стихотворение о феврале

С. Маршак «Февраль»

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

- Как описывается  последний снег в рассказе? Какой он? С чем его можно сравнить? (Плотный, липкий, словно пластилин).

- Давайте прослушаем стихотворение С. Маршака «Апрель» (стихотворение рассказывает ребёнок)

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник. (муз. сопровождение)

Воспитатель:        (Обращаю внимание детей на иллюстрации.)

- Вы теперь знаете, каким непохожим, неодинаковым может быть снег в разные моменты зимы.

- Вглядитесь в эти пейзажи и найдите, на какой иллюстрации изображён декабрьский снег, январский, февральский, мартовский и апрельский. Объясните, почему вы так думаете? (Дети высказываются).

3.

Творческое задание.

Предложить детям нарисовать самую необычную снежинку и рассказать о её настроении и характере.

Итог: 

«Зимушка»:

- Что нового вы узнали о снеге? Понравилось ли вам у меня в гостях? За ваше внимание, доброту, творчество я приготовила для вас угощения. Спасибо!

Самоанализ занятия

Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: интегрированное.

Используемые методы и технологии обучения: интегрированное.

Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная;

Форма обучения на занятии: путешествие, мастерская;

Предшествующая работа: заучивание стихотворений С.Маршака из цикла «Времена года»беседы, экскурсии, рассматривание картин; экспериментирование.

Активизация словаря: студень, сечень, лютый;

Средства обучения: рассказ С.Иванова «Каким бывает снег»;чашка со снегом, чашка для воды из под крана, вата (для имитации полёта снежинок); лист ватмана для творческого задания в технике «гроттаж», заострённые деревянные палочки, мяч.

Выполнение санитарно – гигиенических требований: занятие длилось        минут; во время работы за столами осуществляла контроль за правильностью осанки детей; в занятие включила элемент психогимнастики для тренировки мимики и пантомимики, умения выражать эмоции; в занятие была включена физминутка; осуществляла смену поз детей во время занятия.

Каково место данного занятия в теме: занятие проводилось в соответствии с перспективным планом по программе В.Т.Кудрявцева «Тропинки» образовательной области «Чтение художественной литературы».

Степень реализации целей занятия: поставленные цели были достигнуты в полном объёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по безопасности в подготовительной к школе группе. Тема: «Электроприборы»

Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.Способствовать развит...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимняя сказка».

Цели:– Продолжать знакомить детей с живописью. Закрепить умение рисовать воском, восковыми мелками. Обогащать словарь эпитетами, сравнениями.Развивать художественное восприятие.Воспитывать любовь...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «Солнечное королевство».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.Цели: познакомить детей с историей  часов, способствовать запоминанию отрывков известных сказок для данного возраста детей, зак...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный лес»

Развивать умение детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева, цветы)....

Конспект занятия художественный труд в подготовительной к школе группе. Тема: «Пасхальное яйцо»

Занятие проводится с целью расширения представления о традициях и обычаях народов России (праздник Пасха)....