Из опыта работы "Тайны на кончиках пальцев"
консультация

Зарубина Ирина Георгиевна

Развитие мелкой моторики у дошкольников актуальная тема. В материале описано как в работе музыкального руководителя развивается моторика с использованием музыкальных инструментов.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_na_konchikah_paltsev.docx833.24 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Тайны на кончиках пальцев» из опыта работы.

              (развитие мелкой моторики при взаимодействии с музыкой)

                                                                                    «Истоки способностей и

                                                                                    дарования детей –

                                                                                    на кончиках их пальцев».

                                                                                             В.А. Сухомлинский.

В XX веке учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. C:\Users\Evgeniy\Desktop\по моторике\моторика2.jpg

А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

(М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

Для развития мелкой моторики рук используют различные упражнения в разных видах детской деятельности, я в своей работе использую различные музыкальные инструменты.

                 Во время игры на детских музыкальных               инструментах движение рук построено на смене музыкальных инструментов: кончиками пальцев держат колокольчик, молоточек играя на металлофоне или ксилофоне, палочку играя на треугольнике, пальчиками на пианино; C:\Users\Evgeniy\Desktop\работа ДОУ № 193 2021 г\по моторике\IMG_20210414_091318.jpg

бубен держат одной рукой, а другой ударяют по нему кончиками пальцев или ладошкой; клавесы, ложки держат в обеих руках, кубики, трещотки, кастаньеты удерживают пальцами рук.  

 

      C:\Users\Evgeniy\Desktop\работа ДОУ № 193 2021 г\по моторике\IMG_20210415_151536.jpg          C:\Users\Evgeniy\Desktop\работа ДОУ № 193 2021 г\по моторике\IMG_20210415_151457.jpg

             Очень полезна коллективная работа детей в форме оркестра или ансамбля шумовых и ударных инструментов. Эта игра развивает когнитивные (восприятие, анализ информации об окружающей действительности, внимание, память и речь) и двигательные способности, память и чувство ритма, учит ребенка сотрудничать с другими участниками игры.                  

                        C:\Users\Evgeniy\Desktop\работа ДОУ № 193 2021 г\по моторике\IMG_20210416_092519.jpg

В детском саду, в котором я осуществляю музыкальное развитие детей, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Есть металлофоны, ксилофоны, колокольчики,  флейты, тамбурины, бубны, погремушки, маракасы, треугольники, деревянные ложки, трещотки. Они дают возможность детям учиться музицировать и попутно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

В младшем возрасте предложены упражнения, которые я использую, на регулирование силы движения руки, формирование способности увеличивать и уменьшать её в соответствии с темпом и динамикой и одновременно учу способам игры на этих инструментах (барабан, бубен – для извлечения звука ударяют кулачком или палочкой, погремушка – потряхивание, встряхивание: горизонтальные и вертикальные движения инструментом). Это дает нагрузку на кисть руки, но не активизирует работу пальцев. Регулируя мышечные усилия в младшем возрасте через игру с погремушкой, барабаном, бубном,  формируются навыки дозированного и дифференцированного напряжения кисти, развивая зрительно – моторную координацию.C:\Users\Evgeniy\Downloads\на металл.jpg

 В средней группе знакомлю с металлофоном и способом игры на нём, приучать правильно держать музыкальный молоточек.

        В старшем возрасте для развития мышечной силы, стимулирования движений пальцев, развития чувствительности подушечек пальцев рук, для отработки действия двумя руками использую следующие упражнения:

 - надавливание поочередно пальцами на клавиши музыкальных инструментов (пианино, аккордеон);

 - перебор пальцами по всей длине палочки (дудочка, флейта);

 - поочередное отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте (бубен, барабан, металлофон);

 - поочередное отстукивание ритма каждым пальцем в заданном темпе на этих же инструментах;

- ассиметрическое постукивание (поочередное постукивание руками: два раза одной, один раз другой, графическое изображение (2-1-2, 1-2-1, 2-1-1-2);

  - потряхивание и встряхивание бубенцов, одетых на кисти рук.

В свободной деятельности в группе рекомендую воспитателям использовать следующие упражнения:

- поочередное отстукивание ритма каждым пальцем в заданном темпе по столу (на каждый пальчик ребенка надевается «наперсток»);

 - отхлопывание ритма ладонями по столу, затем чередуя положения: ладонь-ребро (одной и двумя руками).

        Также в арсенале музыкальных инструментов имею и самоделки: стаканчики из-под йогурта, пластиковые бутылки наполненные крупами, орешки, киндер-яйцо наполненные мелкими предметами (крупы, болтики, металлические шарики), металлические крышки, колпачки (пластмассовые крышки от аэрозолевых).

                      D:\2018-2019 уч.г+музыка вся\РППС\P1100748.JPG

Преодолению недостатков развития предметно-практических действий как в умственном так и в моторном плане способствует многократное повторение манипуляций с инструментами, которое осуществляю систематически и планомерно.

Заключение.
         Важность развития мелкой моторики ребенка сложно переоценить: это развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения. Действие с музыкальными инструментами не только интересно, но и вырабатывает у детей способность мобилизоваться, сосредоточиться, повышается общий уровень организации мышления, это помогает детям укрепить мышцы пальцев, ладони и всей руки непосредственно во время игрового процесса.

https://slovo.mosmetod.ru/2018/07/12/marakhanova-l-b-palchikovye-igry-s-bytovymi-predmetami-na-muzykalnykh-zanyatiyakh-dlya-doshkolnikov/ 

                          Зарубина Ирина Георгиевна

                          музыкальный руководитель

                       МБДОУ № 193, г. Красноярск, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...