Особенность организации и проведения подвижных игр на площадке детей с РАС.
консультация

Кривенко Наталья Анатольевна

Особенность организации и проведения подвижных игр на площадке детей с РАС.

 

 

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность (умение и желание ребенка играть).

  Игра детей с РАС, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт,  монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких деток нужно учить играть, начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.

Дети с РАС это особые дети, и они играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все таки зная во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры.

Использование коллективных и спортивных  это эффективный способ организации взаимодействия и включения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательное пространство.

Играть с детьми можно как в группе так и на площадке.

Для включения ребенка с расстройством аутистического спектра в совместную игру необходим такой компонент, как эмоциональное заражение. Больше всего эмоциональное заражение происходит в активных, коллективных играх, когда в них есть эпический конец или какой-то эпический элемент, где будет всплеск эмоций, это может быть соревновательный момент (к примеру, сначала все разбегаются в стороны, а потом по команде должны вернуться на свои места) или изменение темпа в игре. 

Подключаясь к совместным играм, ребенок, находясь в эмоциональном всплеске радости, направляет свое внимание на достижение цели (цель может быть конкретно его собственная, а может соответствовать цели игры, ‒ главное, что это совместная деятельность), а не на способ выполнения движений. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляет ловкость, тем самым опираясь на тот эмоционально включенный промежуток времени, который для него приемлем, исходя из своего ресурсного потенциала совершенствует еще и координацию движений.

Таким образом, специально подобранные (с учетом индивидуальных особенностей младших школьников) коллективные и спортивные игры приводят к положительной динамике в социализации и интеграции в обществе, а также успешному обучению в школе не только ребенка с РАС, но и его нормативно развивающихся одноклассников.

Есть особенности организации игр с детьми РАС на площадке.

   Не следует включать игры с движениями, требующими большой 

   амплитуды.

   Не желательно давать игры с продолжительным бегом.

   Не планировать игры в сырую и холодную погоду.

   Проводить игры, сюжет которых соответствует сезону.

   Длительность игры не должна превышать 5-10 мин.

   Воспитатель должен намечать конкретные задачи по      отношению к 

   каждому ребенку.  Детям робким, не уверенным в движении нужно 

   помогать

   Учитывать специфику заболевания, индивидуальные особенности каждого

   ребенка, его наклонности.

Надо учитывать то, что двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям-аутистам свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

Одна из важных  - дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необхо­димости - оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, уменьшением ноля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

Таким образом, к организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки.

•Выбор игры. Он зависит от коррекционных задач и возрастных особенностей детей, степени их подготовленности и количества участников. При выборе игры учитываются также погодные условия, место проведения, наличие помощников и желание самих детей.

•Подготовка места для игры. В первую очередь необходимо принять меры предосторожности и очистить игровую площадку.

• Подготовкаa инвентаря. Инвентарь необходимо продумать и заготовить заранее. Флажки, ленты, мячи следует подбирать красочные и заметные. Должны быть своевременно подготовлены какие-либо приспособления, инструменты для подачи звуковых сигналов: колокольчики, свистки, звоночки, озвученные мячи. Для проведения игр и эстафет могут быть использованы даже шишки, камушки, желуди, ракушки.

• Разметка площадки.  Если разметка требует много времени, то лучше сделать ее до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, в качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, веревки. Линия границ намечается не ближе трех метров от препятствий: степ, деревьев, пней и т.д.

• Расстановка играющих. Прежде чем начать игру, необходимо указать играющим исходное положение. При объяснении необходимо проследить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу они плохо будут видеть ведущего.

• Объяснение правил и хода игры. Определение ролей играющих и их
местонахождения, а также содержания и правил игры должно быть
образным, понятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета оно может быть изложено в увлекательной сказочной форме. Назначение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребенка серьезное воспитательное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Назначать водящих можно разными способами: выбрать по желанию детей, по жре­бию, выявить желающих и др. Перечисленные способы следует чередовать в зависимости от поставленной задачи, внешних условий, характера игры, количества играющих и их настроения.

 Распределение по командам. Организация командной игры или эстафеты с элементами соревнования требует деления на команды, примерно равные по силам. Особенно важно это сделать, если в игре участвуют дети с равными двигательными дефектами. Состав команд в каждой игре может меняться, но при этом должно учитываться желание самих детей.

Дозировка нагрузки. В зависимости от возраста, основного дефекта, психофизического состояния детей и задач игры нагрузка в играх может быть незначительной, умеренной.

 Окончание игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления, и снижается интерес. Ведущий должен постоянно следить за состоянием играющих, чтобы вовремя отреагировать па любые изменения. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условии проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает не одновременно,  для уставших игроков вполне возможно досрочное окончание игры.

 Подведение итогов. Многие игры и игровые задания не носят соревновательною характера, поэтому подведение итогов представляет собой анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. При объявлении результатов игры дается ее краткий разбор, анализ ошибок. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действии и сознательной дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennost.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенность организации и проведения подвижных игр на площадке детей с РАС.

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность (умение и желание ребенка играть).

  Игра детей с РАС, как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт,  монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких деток нужно учить играть, начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.

Дети с РАС это особые дети, и они играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все таки зная во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры.

Использование коллективных и спортивных  это эффективный способ организации взаимодействия и включения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательное пространство.

Играть с детьми можно как в группе так и на площадке.

Для включения ребенка с расстройством аутистического спектра в совместную игру необходим такой компонент, как эмоциональное заражение. Больше всего эмоциональное заражение происходит в активных, коллективных играх, когда в них есть эпический конец или какой-то эпический элемент, где будет всплеск эмоций, это может быть соревновательный момент (к примеру, сначала все разбегаются в стороны, а потом по команде должны вернуться на свои места) или изменение темпа в игре. 

Подключаясь к совместным играм, ребенок, находясь в эмоциональном всплеске радости, направляет свое внимание на достижение цели (цель может быть конкретно его собственная, а может соответствовать цели игры, ‒ главное, что это совместная деятельность), а не на способ выполнения движений. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляет ловкость, тем самым опираясь на тот эмоционально включенный промежуток времени, который для него приемлем, исходя из своего ресурсного потенциала совершенствует еще и координацию движений.

Таким образом, специально подобранные (с учетом индивидуальных особенностей младших школьников) коллективные и спортивные игры приводят к положительной динамике в социализации и интеграции в обществе, а также успешному обучению в школе не только ребенка с РАС, но и его нормативно развивающихся одноклассников.

Есть особенности организации игр с детьми РАС на площадке.

   Не следует включать игры с движениями, требующими большой  

   амплитуды.

   Не желательно давать игры с продолжительным бегом.

   Не планировать игры в сырую и холодную погоду.

   Проводить игры, сюжет которых соответствует сезону.

   Длительность игры не должна превышать 5-10 мин.

   Воспитатель должен намечать конкретные задачи по      отношению к  

   каждому ребенку.  Детям робким, не уверенным в движении нужно  

   помогать

   Учитывать специфику заболевания, индивидуальные особенности каждого

   ребенка, его наклонности.

Надо учитывать то, что двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям-аутистам свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

Одна из важных  - дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости - оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, уменьшением ноля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

Таким образом, к организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки.

•Выбор игры. Он зависит от коррекционных задач и возрастных особенностей детей, степени их подготовленности и количества участников. При выборе игры учитываются также погодные условия, место проведения, наличие помощников и желание самих детей.

•Подготовка места для игры. В первую очередь необходимо принять меры предосторожности и очистить игровую площадку.

• Подготовкаa инвентаря. Инвентарь необходимо продумать и заготовить заранее. Флажки, ленты, мячи следует подбирать красочные и заметные. Должны быть своевременно подготовлены какие-либо приспособления, инструменты для подачи звуковых сигналов: колокольчики, свистки, звоночки, озвученные мячи. Для проведения игр и эстафет могут быть использованы даже шишки, камушки, желуди, ракушки.

• Разметка площадки.  Если разметка требует много времени, то лучше сделать ее до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, в качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, веревки. Линия границ намечается не ближе трех метров от препятствий: степ, деревьев, пней и т.д.

• Расстановка играющих. Прежде чем начать игру, необходимо указать играющим исходное положение. При объяснении необходимо проследить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу они плохо будут видеть ведущего.

• Объяснение правил и хода игры. Определение ролей играющих и их
местонахождения, а также содержания и правил игры должно быть
образным, понятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета оно может быть изложено в увлекательной сказочной форме.
Назначение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребенка серьезное воспитательное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Назначать водящих можно разными способами: выбрать по желанию детей, по жребию, выявить желающих и др. Перечисленные способы следует чередовать в зависимости от поставленной задачи, внешних условий, характера игры, количества играющих и их настроения.

 Распределение по командам. Организация командной игры или эстафеты с элементами соревнования требует деления на команды, примерно равные по силам. Особенно важно это сделать, если в игре участвуют дети с равными двигательными дефектами. Состав команд в каждой игре может меняться, но при этом должно учитываться желание самих детей.

Дозировка нагрузки. В зависимости от возраста, основного дефекта, психофизического состояния детей и задач игры нагрузка в играх может быть незначительной, умеренной.

 Окончание игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления, и снижается интерес. Ведущий должен постоянно следить за состоянием играющих, чтобы вовремя отреагировать па любые изменения. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условии проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает не одновременно,  для уставших игроков вполне возможно досрочное окончание игры.

 Подведение итогов. Многие игры и игровые задания не носят соревновательною характера, поэтому подведение итогов представляет собой анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. При объявлении результатов игры дается ее краткий разбор, анализ ошибок. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действии и сознательной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и проведение смотра-конкурса «Лучшая площадка МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида»

В работе проанализированы приказ № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы  дошк...

Организация и проведение подвижных игр на прогулке в старшем дошкольном возрасте.

В сатье описан опыт работы по проведению подвижных игр на прогулке с учётом разной степени двигательной активности детей ....

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр

" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения"       ...

Особенности организации и проведения подвижных игр на прогулке с детьми третьего года жизни.

Сообщение из опыта работы воспитателя первой младшей группы "Особенности организации и проведения подвижных игр на прогулке с детьми третьего года жизни"....

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....