Педагогика партнёрства- образовательное сотрудничество
статья (подготовительная группа)

Казакова Лариса Алексеевна

Взаимодействие с родителями в дошкольной образовательной организации как условие повышения качества дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_partnyorstva.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие родителей и дошкольной образовательной организации как условие повышения качества дошкольного образования

Казакова Лариса Алексеевна, воспитатель,

I квалификационная категория,

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

муниципального образования "Город Архангельск"
Детский сад комбинированного вида №116 "Загадка"

«Социальное партнерство в образовании - это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована   на достижение общих интересов в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на современном этапе» [1].

В современных  психолого-педагогических  исследованиях М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина, Н.М. Недвецкой Л.В. Свирской и др.,  посвященных проблеме взаимодействия родительской и образовательной общественности как условия повышения качества дошкольного образования, взаимодействие рассматривается в контексте системы педагогического партнерства, которое является инструментом вовлечения в обсуждение и решение проблем целостного развития ребенка-дошкольника, заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой личностно - ориентированной образовательной политики. 

В последние годы произошел пересмотр отношения к дошкольному детству и образованию. Это связано с бурным развитием общества, изменениям в социальных отношениях, изменившимися требованиями к подрастающему поколению. Современные дошкольные учреждения не могли остаться в стороне от модернизации российского образования и изменению социального статуса дошкольного детства. Оно по новым тенденциям становится одним из уровней общего образования. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» [4] и др. В соответствии с Законом «Об образовании», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а в ст. 18 записано, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Так же в Законе «Об образовании», говорится, что  «основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».

1 января 2014 г. был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отражает согласованные социально–культурные, общественно–государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, являющиеся ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Отмечая особенность современного процесса взаимодействия всех участников образовательного процесса, в условиях дошкольного образования, директор Федерального Института Развития А. Г. Асмолов отмечает: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка. Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна» [3]. Однако в современном обществе наблюдается процесс изменения семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи. Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально–экономическими и бытовыми проблемами. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок, все это влияет на современную семью. Неблагоприятный социально–психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что ведет к осложнению социализации подрастающего поколения. Исходя из этого можно сделать вывод, что современная семья не может в полной мере осуществлять семейный потенциал социальной компетентности и нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке.

  В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (6-е издание 2020 г.) в разделе «Инновации программы» предлагается новый формат взаимодействия с родителями. Когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнёры, у которых общая задача – воспитание ребёнка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил [2].  В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные формы и методы:

1. Социально – педагогический тренинг;

2. Психологический тренинг (игра);

3. Диагностика;

4. Конференция;

5. Консультативный пункт;

6. Организация работы семейных клубов по интересам;

7. Дни открытых дверей;

8. Онлайн- общение с родителями посредством интернет сайта;

9. Организация встреч с родителями в форме дискуссий;

10. Семинары – практикумы;

11. Диспуты;

12. Круглый стол;

13. Тренинг;

14. Обмен опытом семейного воспитания;

15. Организация совместной деятельности детей и родителей.

1. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Темы встречи могут быть различными. Беседу  начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

2.  Онлайн - общение с родителями посредством интернет сайта помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых  специалистами.

3. Психологический тренинг предполагает анкетирование родителей в начале встречи, короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.

Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

4. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.  Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа, которая включает в себя обсуждение с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Выбирается оргкомитет по подготовке к конференции. Далее выделяют ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформление помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей). И разрабатывается обращение к родителям.

5. Семинары-практикумы это практическое занятие по какому-то вопросу.

6. Дни открытых дверей организуются 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия. Могут сами принять участие в воспитательно-образовательном процессе.

7. Диспут предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. 

Существуют и нетрадиционные формы работы с родителями такие, как устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов, родительская почта и телефон доверия, ящик для предложений.

Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.

Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, инновационные), а так же наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Использование разнообразных форм и методов работы с родителями даст определенный результат:

  • Родители ощутят себя более компетентными в воспитании детей;
  • Проявят искренний интерес к жизни группы и образовательного учреждения;
  • Научатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности;
  • Научатся эмоционально поддерживать своего ребенка.

Список информационных источников

  1. Гришакина О.П. Социальное партнёрство в предпрофильной подготовке и профильном обучении / Профильная школа 2004 № 4 с 22-24.
  2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (6-е издание 2020 г.).
  3. О концепции стандарта дошкольного образования. Интервью с директором Федерального института развития образования (ФИРО)       А. Г. Асмоловым. URL: http://do.isiorao.ru/news/index.php?news=3290 (дата обращения: 17.06.2013).
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, глава 2, статья 18, пункт 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....

«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

Статья посвящена анализу организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семей воспитанников с целью полноценного физического развития дошкольников. Очевидно, что ребёнок ...

Фотоотчёто проведении семинара-практикума "Педагогика общения и сотрудничества" в рамках методического объединения педагогов города

В нашем ДОУ прошёл семинар-практикум для педагогов города "Педагогика общения и сотрудничества. Вашему вниманию предлагается фотоотчёт об этом мероприятии...

«Педагогика общения и сотрудничества» - технология сотрудничества в ДОУ

mdash; Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на сотрудничество. — Способствовать развитию рефлексии. — Ознакомить воспитателей с идеей сотрудничества. ...

«Развитие физических способностей дошкольников как результат социального партнёрства образовательной организации и семьи»

Образовательная организация и семья – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие....

Принципы партнёрства образовательной организации и семей воспитанников с ОВЗ

Одной из важных задач деятельности образовательной организации (ОО) выступает взаимодействие с семьями воспитанников, которое позволяет расширить педагогическую компетеность родителей (законных предст...