Наследие земли русской
проект (подготовительная группа)

Журова Оксана Юрьевна

Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Наследие земли русской» реализуется в МБДОУ № 11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинска при поддержке компании «Сахалин Энерджи» в рамках Фонда социальных инициатив «Энергия».

 

Наша главная цель создать такие условия, чтобы ребенок понял, что он является частью великого русского народа, чтобы ребенку стало интересно самостоятельно изучать русскую культуру, чтобы ребенок гордился тем, что он русский.

Сроки реализации проекта: 8 месяцев.

Для эффективного погружения детей в русскую культуры, ее самобытность и неповторимость, создания яркого образа русского человека мы планируем работать по следующим направлениям – блокам:

  1. Блок «Русская изба».
  2. Блок «Все ремесла хороши».
  3. Блок «Игрушка в жизни русского человека».
  4. Блок «Поэзия народного костюма».
  5. Блок «Русские сказки и былины».
  6. Блок «Что летом родится – зимой пригодится».
  7. Блок «Традиционные обряды и народный фольклор».
  8. Блок «Путешествие на златогривой чудо-тройке».
  9. Блок «Живут на Сахалине разные народы».
  10. Блок «Прощание с избой».

Работа по каждому блоку включает образовательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, праздники, труд, спортивные соревнования и развлечения, литературно-развлекательные мероприятия, творческую деятельность детей самостоятельную и с родителями, театрализованную деятельность, индивидуальную и совместную продуктивная деятельность.

Мероприятия, включенные в календарный план в полном объеме будут реализованы подготовительной к школе группой № 11 «Листочки»; частично остальными возрастными группами детского сада (в соответствие с календарным планом проекта), мероприятия, относящиеся к массовым, будут реализованы воспитанниками детского сада № 11 «Ромашка», детского сада №8 «Журавлёнок», учениками общеобразовательной школой № 16, ответственными за организацию массовых мероприятий будут являться воспитатели группы № 11 «Листочки», заместитель руководителя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Ссылка на проект :

http://dou11.yuzhno-sakh.ru/page/heritage/

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по проекту Наследие земли русской

Старшая группа №11 «Листочки»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, традициях. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний… »

Д.С. Лихачев

Проблема, на решение которой направлен проект

        Россия сегодня это сильное государство, с которым снова считается весь мир. Самый главный ресурс Российской Федерации – её многонациональный народ.

        В одно время, были потеряны ценностные ориентиры для жителей нашей страны и самое страшное, это привело к изменению в ощущении ценности того, что мы живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.

        На сегодняшний день возрождается интерес к национальным традициям России. Это связано с увеличением национального самосознания и пониманием того, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых наши деды оставили нам самое ценное из своих культурных достижений.

Осознание национальной идентичности, формирование стабильной картины мира и нахождение каждым ребёнком своего места в этом мире возможно через своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.

        С первых лет жизни ребёнка приобщение детей к общечеловеческим ценностям и национальной культуре, помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Известно, что дошкольный возраст –важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, развиваются представления детей о человеке обществе и культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

        Наш дом – остров Сахалин. И хотя Сахалин по праву можно считать самым большим островом России, он является одним из самым малочисленных регионов России. Наиболее яркие представители: корейцы, татары, украинцы, белорусы, киргизы, армяне, узбеки, таджики, нивхи, эвенки, нанайцы, уйльта. Безусловно, такой богатый этнический состав способствует ассимиляции культур. Что не может не отражаться на системе нравственных и духовных ценностей. Национальная принадлежность, это не столько осознание себя, как представителя какой-либо нации, но и биологический показатель. То есть люди на биологическом уровне признают друг в друге родство по национальной принадлежности. Конечно, необходимо сохранять культуру каждого народа, так как культура государства сильна многообразием культур тех народов, которые проживают на его территории, но, когда мы говорим о культуре России в целом, мы имеем в виду, прежде всего культуру русского народа. Поэтому так важно сохранить культурное наследие русского народа, проживающего на острове Сахалин, его неповторимость, и не только сохранить, но и помочь подрастающему поколению прочувствовать уникальность русского народа, помочь полюбить свою родину, прийти к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости, но, несомненно, с учетом толерантного отношения к представителям других национальностей.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позицией возрождения национальных устоев

Главной целью проекта является формирование духовно-нравственных ценностей, чувства уважения и сопричастности к культурному наследию своей нации, понимание национальных особенностей и толерантного отношения к представителям других национальностей.

        Создать такие условия, чтобы ребенок понял, что он является частью великого русского народа, чтобы ребенку стало интересно самостоятельно изучать русскую культуру, чтобы ребенок гордился тем, что он русский.

        Задачи проекта: 

- формирование представлений: знакомство детей с русской культурой традициями и обрядами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах; формирование интереса детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордости за свой народ, уважение к прошлому.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, родной земле; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию русской земли; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

- развитие художественного вкуса через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов,

- двигательной активности детей, умения сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми,

- развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

        Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в игровой, художественно-эстетической, физической деятельности, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

        Способы достижения цели и решения задач

        Сроки реализации проекта: 8 месяцев.

        Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

        Участники: воспитанники, родители и педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре детского сада № 11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинска, МАДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска – дети подготовительных к школе групп.

        Социальные партнеры: Городская детская библиотека, Сахалинский областной краеведческий музей, Сахалинский конно-спортивный клуб «Золотой мустанг», Сахалинский областной художественный музей, «Музей медведя», образцовый фольклорный ансамбль «Туесок».

        Для эффективного приобщения детей в русскую культуры, ее самобытность и неповторимость, создания яркого образа русского человека мы работали по следующим направлениям – блокам:

1. Блок  «Русская изба».

2. Блок «Все ремесла хороши».

3. Блок «Игрушка в жизни русского человека».

4. Блок «Поэзия народного костюма».

5. Блок «Русские сказки и былины».

6. Блок «Что летом родится – зимой пригодится».

7. Блок «Традиционные обряды и народный фольклор».

8. Блок «Путешествие на златогривой чудо-тройке».

9. Блок «Живут на Сахалине разные народы».

10. Блок «Прощание с избой».

        Работа по каждому блоку включала образовательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, праздники, труд, спортивные соревнования и развлечения, литературно-развлекательные мероприятия, творческую деятельность детей самостоятельную и с родителями, театрализованную деятельность, индивидуальную и совместную продуктивная деятельность.

        Мероприятия, были включенны в календарный план подготовительной к школе группе № 11 «Листочки»

        Работа строилась при:

  • сотрудничестве воспитателей и музыкального руководителя, инструктора по физической культуре: организация и проведение всех мероприятий, в рамках проекта «Наследие земли русской»;
  • сотрудничестве детского сада и семьи: организация совместной детско-родительской продуктивной деятельности, участие родителей в образовательной деятельности, досуговых мероприятий, помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, совместные мероприятия и походы за пределы детского сада;
  • сотрудничестве детского сада и МАДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска, МБОУ СОШ №16 г. Южно-Сахалинска: совместное проведение музыкально-спортивных мероприятий.
  • сотрудничестве детского сада и Городской детской библиотекой: экскурсии, беседы.
  •  сотрудничестве детского сада и Сахалинского областного краеведческого музея, Сахалинского областного художественного музея: экскурсии, выставки, мастер-классы.
  • сотрудничестве детского сада и Сахалинского конно-спортивного клуба «Золотой мустанг»: знакомство с лошадьми, уход за ними, история пород, детская оздоровительная езда (гимнастические упражнения в игровой форме);
  • сотрудничестве детского сада и образцового фольклорного ансамбля «Туесок»: совместные гулянья.

        В реализации направлений использовались самые разнообразные средства: художественные; природа родного края; собственная деятельность детей; общение; атмосфера, в которой живет ребенок.

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

- методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Ребенок поставлен в условия, когда он незаметно для себя самого включается в процесс активного творчества. Такой подход вводит дошкольников в мир народной жизни (имитирует старинный народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему нравственные ценности усваиваются легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их музыкальный слух, творческие способности, культуру и живость устной речи.

На первом этапе была проделана большая работа в подборе информации, литературы, предметов быта, посуды, одежды, материалов для продуктивной деятельности.

В группе организовывали прослушивание народных сказок и фольклорных произведений, рассматривание иллюстраций по теме.

В Блоке Русская изба на начальном этапе была организована экскурсия в Музей медведя, где ребята смогли не только увидеть, но и потрогать предметы старины и окунуться в быт русского человека.

Совместно с родетелями был проведен конкурс Мои корни. В которм принималие активное участие семьи воспитанников. Ребята узнавали историю своих семей, своих предков. Итогом работы было создание гениальгического древа.

В блоке про ремесла ребята знакомились с трудом людей Древней Руси, предметами быта. В руппе были организованы настольные игры для закрепления знаний, мастерские по изготавлению изделий из глины, знакомятся с ее свойствами. Осваивают художественный промысел. Знакомятся с  гжельским промыслом, хохломским ,городецкой росписью.

Познакомились с декоративно-прикладным искусством, увидели разнообразие материалов, узоров. Учились изготавливать куклы обереги, расписывать ложки , прялки и матрешек.

Узнали особенности русского национального костюма. Учились самостоятельно вышивать и изготавливать украшения.

На протяжении всего проекта занкомились с былинами и узнавали, кто такие богатыри.

Театрализованая деятельность , то же имела место быть. К нам в гости приходили ребята детского сада Березка на театрализованную постановку сказки Гуси –лебеди.

Так же посетили центральную детскую библиотеку им. А.А.Дёшина, несколько ребят записалось и ходят туда вместе с родителями.

В одном из блоко знакомились с земляными работами и посевом рассады и картофеля на огороде. А так же знакомились с «Хлебом», узнали о выращивании, уборке  и приготовлении.

         

         результаты проекта:

  • дети проявили интерес к изучению русской народной культуры, у детей присутствует мотивация для включения в новые формы образовательной деятельности;
  • имеют представления о традициях русского народа; могут поделится полученными знаниями со сверстниками и родителями;
  • осознают принадлежность к своему народу, считают культуру русского народа неповторимой и ценной, имеют представления о культуре и традициях коренных народа Сахалина, уважают и чтят их наследие;
  • используют в активной речи устный народный фольклор;
  • желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
  • имеют представления о национальном костюме русского народа, с удовольствием надевают наряды при праздновании традиционных праздников, самостоятельно готовят атрибуты;
  • бережно относятся к наследию русского народа.

        Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к русской культуре, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историческом и культурном наследии русского народа, будут знать имена предков, начнут проявлять интерес к событиям российской культурной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

- дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры

- имеют представления о традициях русского народа

- осознают принадлежность к своему народу

- используют в активной речи устный народный фольклор

- умеют играть в народные игры, используют считалки и правила

- имеют представление о национальном костюме русского народа

- бережно относятся к наследию русского народа

        После завершения проекта, несколько наших воспитанников стали участниками детских коллективов таких как Сахалинские Искорки, Мечта, Новое поколение.

Ссылка на проект

http://dou11.yuzhno-sakh.ru/page/heritage/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Сценарий экологического праздника «Природное наследие Земли: заповедники» для детей старшего дошкольного возраста в рамках Международной акции «Марш парков - 2017»

Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.Развивать умение...

Сценарий экологического праздника «Природное наследие Земли: заповедники» для детей старшего дошкольного возраста.

Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться. Заповедники охраняются государством. В них звери, ...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

        В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...

Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...