Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Казачкова Галина Владимировна

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родителей по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно – содержательная область:    межпредметный (несколько разделов программы).

По продолжительности: длительный проект (в течение 9 месяцев).

Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.

Задачи:

Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей Родины.

Приобщать к истокам народной культуры.

Расширять представление о народной русской одежде (деталях костюма, материалах, технике изготовления, способах украшения).

Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.

Заучивать наизусть лучших образцов русской и классической поэзии и фольклора.

Формировать навыки культуры речевого общения.

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Участники проекта: дети подготовительной к школе  группы, родители, педагоги.

Ценность проекта:

Создание особого психологического пространства развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопонимания,  самоопределения, развития творческого потенциала  и инициативы детей.

Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.

Вовлечение родителей в процесс проекта.

Ребенок получает не только знания, но и развивается творчески, проявляет инициативу.

Подготовительный этап:

Определения педагогом темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проект

Основной этап реализации проекта:

1. Участие родителей в проектной деятельности:

Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, предметов быта, познавательного материала.

Участие в совместных праздниках, развлечениях.

2. Содержание деятельности педагога. Система мероприятий.

Сентябрь

1. Занятие:  “Это русская сторонка, это – Родина моя”.

     Цель: формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём.

2.Познавательная деятельность.        

Беседа на тему “По следам хлеба”.

   Цель: Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба.

3.Художество – речевая деятельность.        

Д/игра “Сказочная мозаика”.

     Цель: Вспомнить знакомые народные сказки, чему они учат. Вызывать желание подрожать положительным сказочным героем.

4.Устное народное творчество.

Заучивание русской народной потешки “Барашеньки – крутороженьки”.

    Цель: Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.

5.Праздники, развлечение :“Осенины”.

Русская народная игра “Ворон”.

    Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Учить согласовывать движения со словами в русской народной игре.

Октябрь

1.Занятие: “Выступает, будто пава” (Занятие в русской горнице).

       Цель. Познакомить детей с русским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Воспитывать интерес к истории русского народа.

2. Познавательная деятельность.        

Беседа на тему: ”Как рубашка выросла” (по рассказу К.Д.Ушинского).

    Цель. Познакомить с этапами выращивания льна, с народными приметами и обычаями при посеве и сборе урожая, с новыми пословицами и поговорками о труде, земле.

3.Устное народное творчество.        

Слушание русских народных песен в грамзаписи.

    Цель. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне.

4.Праздники, развлечения.

Вечер развлечений. “Приходите в гости к нам; рады мы всегда гостям”.

   Цель. Учить использовать в речи детей пословицы, поговорки. Воспитывать доброжелательное отношение  к сверстникам, взрослым. Проявлять инициативу, гостеприимство.

Ноябрь

1.Занятие: “Знакомство с предметами быта русского народа” (занятие в русской горнице).

   Цель. Познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.

2.Познавательная деятельность

Развивающий диалог на тему “Мой дом - мой друг”

    Цель. Помочь детям понять и усвоить смысл поговорки “Что посеешь-то и пожнешь”. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений по типу: “Мой дом - мой друг, потому что…”

3.Художественно-речевая деятельность.

Рассказывание и чтение в лицах русской народной сказки “У страха глаза велики”. Дидактическая игра “Собери сказку”.

     Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин).

4.Устное народное творчество.        

Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки: “С горы на гору”.

Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.

5.Праздники, развлечения.

Вечер развлечений “Проводы осени”.

     Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки об осени. Разучить русскую считалку. Познакомить с русской народной игрой “Звонарь”. Воспитывать интерес к русским народным играм.

Декабрь

1.Занятие: Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке”.

    Цель. Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки.

2.Познавательная деятельность        

Беседа на тему “Имя улицы моей”.

     Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”

3.Художественно-речевая деятельность.

Знакомство детей с русской народной сказкой “Крылатый, мохнатый да масленый”.

      Цель. Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки.

4.Устное народное творчество        

Конкурс народных пословиц.

    Цель. Умение отличать пословицу от поговорки. Вспомнить знакомые пословицы.

5.Праздники, развлечения        

Посиделки “Здравствуй зимушка-зима”.

Цель. Познакомить детей с русскими народными зимними праздниками: Рождество, Новый год, Крещение; с обычаями, традициями празднования их.

Январь

1.Занятие:“Крещенский праздник”.

      Цель. Познакомить детей с русским народным праздником, с традициями и народными приметами с ним связанными. Рассказать детям о главном событии этого дня: освящение воды в проруби и купание в ней.

2.Познавательная деятельность        

Игра-путешествие “Город мой родной”.

    Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.

3.Художественно-речевая деятельность        Рассказывание и инсценировка фрагментов из русской народной сказки “Лиса и заяц”.

      Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к ним.

4.Устное народное творчество        

Разучивание колядочных  закличек.

    Цель. Познакомить детей с праздником “Коляда”, с его традициями празднования.

5.Праздники, развлечения        

Вечер русских народных игр.

Цель. Разучить русскую народную игру “Пирог”. Вспомнить знакомые: “Звонарь”, “Ворон”. Создать радостное настроение.

Февраль

1.Занятие: “Не посрамим земли русской”.

      Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями русской  истории. Знакомить с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

2.Познавательная деятельность        

Беседа на тему “Русская березка”.

    Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.

3.Художественно-речевая деятельность.

Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.

     Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.

4.Устное народное творчество.        

Знакомство с русскими народными частушками.

    Цель. Познакомить детей с русскими народными частушками. Вызвать желание исполнять их.

5.Праздники, развлечения.        

Праздник “ Масленица”.Русская народная игра “Тень, тень, потетень”

   Цель. Познакомить детей с народными традициями празднования праздника: народные гулянья с блинами, спортивные состязания, сожжение чучела.

Март

1.Занятие:“Русский самовар”.

    Цель. Познакомить детей с предметом народного быта -самоваром. Обогащать знания о народных традициях, связанных с чаепитием. Воспитывать чувство гордости за русских мастеров-умельцев. Учить словесному описанию узоров, орнаментов.

2.Познавательная деятельность        

Беседа на тему “Что такое Земля?”

     Цель. Формировать у детей общее представление о Земле, о том, что все в природе взаимосвязано и что все это надо беречь, как наш общий дом. Упражнять в составлении предложений со словом “дом”.

3.Художественно-речевая деятельность.

Вечер загадок.

      Цель. Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Формировать умение находить в текстах загадок метафоры, сравнения. Воспитывать умение и желание придумывать загадки.

4.Устное народное творчество.        

Сказка в гостях.

     Цель. Рассказывание детьми русских народных сказок по выбору детей. Воспитывать умение находить отличительные особенности в русских народных сказках, выделять средства выразительности, характерные для народного языка.

5.Праздники, развлечения.        

Утренник: “Огонек для милых мам”

    Цель. Учить детей почитать и уважать своих мам. Вспомнить пословицы, стихи о мамах, бабушках.

Апрель

1.Занятие  в кабинете изо  на тему “Русская матрешка” (с элементами рисования).

    Цель. Познакомить детей с народной игрушкой, с ее историей возникновения. Учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи. Воспитывать интерес к  русской народной игре.

2.Познавательная деятельность.         

Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.

      Цель. Учить логически  выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

  3.Художественно-речевая деятельность.

Знакомство с народными пословицами о труде людей в огороде, на участке.

        Цель. Познакомить детей с трудовыми действиями весной в огороде, на участке. Активизировать в речи детей пословицы.

4.Устное народное творчество.        

Заучивание русской народной заклички о жаворонке  “Весну приаукиваем”.

         Цель. Закрепить знания детей о весенних приметах, вспомнить заклички, пословицы, поговорки.

5.Праздники, развлечения.        

Посиделки “Дело было вечером”.

       Цель. Вспомнить с детьми небылицы, обобщать их представление об этом жанре. Учить детей придумывать небылицы, получать от этого радость.

Май

1.Занятие. Игра “Колесо истории”.

        Цель. Закрепить знания детей о родном крае, об истории земли русской. Воспитывать любовь к Родине, чувство национальной гордости.

2. Познавательная деятельность        

Беседа “Мир вокруг нас”.

        Цель. Обобщить представления детей о природе своего края. Продолжать знакомить с Красной книгой. Познакомить с целебными травами. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

3.Художественно-речевая деятельность        Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

     Цель. Познакомить детей с детством поэта, об отношениях с няней, о любви поэта к родной природе. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.

4.Устное народное творчество        Развлечение “На завалинке”.

       Цель. Помочь детям вспомнить знакомые частушки, небылицы, поговорки, заклички, народные игры, пословицы, поговорки, приметы, сказки, былины русского народа.

5.Праздники, развлечения.

“Волшебный сундучок” - драматизация русской народной сказки .   “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” с помощью театра игрушек.

       Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, развивать умение драматизировать.

3. Завершающий этап

Вечер при свечах совместно с родителями детей:

Ответы на вопросы викторины;

Драматизация отрывков из русских народных сказок;

Чтение стихов А.С.Пушкина;

Конкурс народных пословиц, поговорок, примет, загадок, закличек;

Русские народные игры.

Список используемой литературы:

1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.

2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.

3.  Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

4.Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.

                       ГБОУ СОШ пос. Ленинский СП « Журавушка»

                   м.р. Красноармейский  Самарская  область

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста  к культурному наследию своего народа "Земля русская".

                     

                                                                Выполнила:  Казачкова                                                                         Галина Владимировна                                                                                 воспитатель ГБОУ СОШ                                                                         пос. Ленинский СП                                                                                 «Журавушка».

                

                                        2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Презентация "Здоровый образ жизни" (В рамках проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ "Мы выбираем здоровье!")

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»

. Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека.  Кроме того, проект поможет детям сделат...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры "Чудо-кукла"

Познавательно-творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры "Чудо-кукла". Реализуется в рамках программы "Социокультурные исток...