Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Пидпанюк Анастасия Владимировна

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivye_stranitsy.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                       Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

   Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.

   Задачи:

  1. Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
  2. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
  3. Приобщать к истокам народной культуры.
  4. Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.
  5. Формировать навыки культуры речевого общения.
  6. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Тип проекта: Среднесрочный (ноябрь-декабрь)

Вид проекта: Коллективный, творческий, познавательный

Участники: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

         

Ожидаемый результат:

     Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре    будет проводиться через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет, способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет  придаваться  индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются  праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов,  что позволит сплотить коллектив воспитанников, посещающих детский сад.

          Знакомство детей  с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. 

Этапы реализации проекта:

Срок

Мероприятия

Участники

Работа с родителями

ноябрь

Подготовительный этап

Основной этап

Определение педагогами темы проекта, цели, задач, прогнозирование результата

воспитатели

Изучение познавательной литературы по теме проекта

воспитатели

 

Оформление для родителей наглядного материала по теме проекта

Воспитатели

“Это русская сторонка, это – Родина моя”.

Цель: формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём.

Воспитатель

дети

Консультация для родителей  «Как люди на Руси жили?»

Воспитатель

родители

консультирование

“Знакомство с предметами быта русского народа” (занятие в русской горнице).

Цель: познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представление о предметах старинного быта

Воспитатель

дети

Начало изготовления макета «Русская изба»

Воспитатель

Дети

родители

 НОД «Ах, -печка Матушка» (изготовление атрибутов к макету)

Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа.

Прививать интерес к устному народному творчеству, развивать творческие способности.

Чтение и беседа по сказке М.Горького «Жил-был самовар»

НОД «Самовар» (лепка атрибутов к макету)

Цель: учить создавать выразительный образ самовара

Викторина «По дорогам русских сказок»

Цель: вспомнить знакомые народные сказки, чему они учат.

Воспитатель

дети

Драматизация русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

НОД  стол и лавка к макету

Домашнее задание для родителей изготовление атрибутов к сказке «Маша и медведь»

Родители

дети

Заучивание русской народной потешки “Барашеньки – крутороженьки”.

Цель: Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.

Слушание русских народных песен.

Цель. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне.

Развивающий диалог на тему “Мой дом - мой друг”

Цель: Помочь детям понять и усвоить смысл поговорки “Что посеешь-то и пожнешь”. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений по типу: “Мой дом - мой друг, потому что…”

Домашнее задание для родителей и детей подготовить атрибуты к макету: посуда в русской избе

Рассказывание и чтение русской народной сказки “У страха глаза велики”.

Дидактическая игра “Собери сказку”.

Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин).

Домашнее задание для родителей - Изготовление декораций к сказке

Участие победителей викторины в международном конкурсе

Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”.

Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.

Домашнее задание для детей и родителей – вспомнить с детьми небылицы, поговорки, пословицы.

Вечер развлечений “Дело было вечером ”.

Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки об осени. Разучить русскую считалку. Познакомить с русской народной игрой “Звонарь”. Воспитывать интерес к русским народным обычаям..

декабрь

Основной

Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке”

Цель. Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки.

Домашнее задание для родителей и детей подготовить атрибуты к макету: коврики, скатерти, рушники

Консультация для родителей «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка»

Знакомство детей с русской народной сказкой “Крылатый, мохнатый да масленый”.

Цель. Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки.

Изготовление атрибутов к сказке

Конкурс народных пословиц.

Цель. Умение отличать пословицу от поговорки. Вспомнить знакомые пословицы.

Консультация для родителей «пословицы, поговорки, прибаутки в воспитании детей»

Знакомство с русскими народными частушками.

Цель. Познакомить детей с русскими народными частушками. Вызвать желание исполнять их

Консультирование

Рассказывание и инсценировка фрагментов из русской народной сказки “Лиса и журавль”.

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к ним.

НОД «Лиса и журавль» (рисование с элементами аппликации)

Вечер русских народных игр.

Цель. Разучить русскую народную игру “Пирог”. Вспомнить знакомые: “Звонарь”, “Ворон”. Создать радостное настроение.

Беседа на тему: «Народные зимние праздники на Руси»

Цель: знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками.

Вечер вопросов и ответов по загадкам

Цель. Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Формировать умение находить в текстах загадок метафоры, сравнения. Воспитывать умение и желание придумывать загадки.

Разучивание колядочных закличек.

Цель. Познакомить детей с праздником “Коляда”, с его традициями празднования.

Изготовление масок к колядкам

Папка –передвижка для родителей «Зимние праздники»

Посиделки “Здравствуй зимушка-зима”.

Цель. Познакомить детей с русскими народными зимними праздниками: Рождество, Новый год, Крещение; с обычаями, традициями празднования их.

заключительный

Список используемой литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
  3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
  5.  М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

6.  О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

    М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва,      «Дрофа», 2003 – 256 с.

7. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

 8.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

9. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

10. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому наследию родной страны. Книжка о Победе.

В данной статье я делюсь личным педагогическим опытом по преобщению детей к истории России. Тема 70-летия победы актуальна для старших дошкольников  и позволяет развивать чувства сопричастности к...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга

Материал статьи имеет социально-педагогическую направленность по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к культурному наследию города Санкт-Петербурга. В статье да...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»

Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...

Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

        В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...

Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...