Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга
статья

Мулявко Елена Владимировна

Материал статьи имеет социально-педагогическую направленность по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к культурному наследию города Санкт-Петербурга. В статье даны рекомендации и практические советы. Материал может быть полезен для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга

Город Санкт-Петербург это мегаполис, многонациональный и многоконфессиональный город, всегда считался культурной столицей России. Жители этого красивейшего города должны знать свой родной город, любить его; с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.

Новый микрорайон города – Парнас находится в отдалении от исторического центра города. Жители нашего микрорайона, приехавшие из разных регионов России, зачастую не знают историю, архитектуру, культуру Санкт-Петербурга (этого поистине уникального города-памятника). А ведь петербуржцы всегда отличались высоким уровнем культуры, и маленькие жители города должны стать достойными их преемниками. Должны не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества.

Мир Санкт-Петербурга – бескрайнее море, где каждая новая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца. Мы должны подготовить наших детей к этой встрече с чудом. Можно и нужно начинать эту работу с дошкольного возраста.

Характерной особенностью дошкольного возраста является чувство удивления и восхищение миром. Знания о родном городе и интересные исторические факты, связанные с достопримечательностями, могут пробудить у юных петербуржцев эмоциональный отклик на красоту Петербурга, чувство любви к родному городу, уважение к его традициям имеют неоценимое познавательное значение, расширяют кругозор, обогащают духовный мир ребенка.

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Период дошкольного детства – благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются не только эмоционально-чувственный мир, но и мышление ребенка, поиск себя в мире, окружающем его.

Многие впечатления от увиденного ребенком не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живет. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу, так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

У детей старшего дошкольного возраста формируются познавательные интересы: избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребенка начинают привлекать социальные явления, о чем свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.

Успехи ребенка в образовательной деятельности зависят от активного участия родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс является важной составляющей успешного освоения детьми содержания реализуемых задач. Главные особенности семейного воспитания: особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, семье, родному городу, что определяет его чувство самоценности; влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его созидательное поведение. Участие родителей позволяет организовывать экскурсии, пешеходные прогулки по городу, индивидуальные «Прогулки выходного дня», связанные со знакомством с архитектурными объектами, изучаемыми во время образовательной деятельности в детском саду.

Основные функции дошкольной образовательной организации заключаются в обеспечении развития личности в контексте современной детской субкультуры и направлены на достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира.

Создание условий для воспитания и социально-педагогического сопровождения маленьких петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России является ведущей задачей системы петербургского образования. У каждого ребенка, живущего в Санкт-Петербурге важно сформировать: чувство патриотизма, стремление участвовать в общественной жизни города и государства, овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым. Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» в числе приоритетных ориентиров выделяют: поддержание и развитие интереса к изучению культурно-исторического наследия и современности России и Санкт-Петербурга.

Ознакомление дошкольников с родным городом осуществляется по трем направлениям:

1) формирование комплексно-тематического плана занятий воспитанниками с 5 до 7 лет;

2) создание авторского практического материала (пособий, игр, макетов, картотек, мультимедийных продуктов) по реализации задач образовательной деятельности в рамках ознакомления с Санкт-Петербургом;

3) разработка информационно-познавательного материала для родителей воспитанников.

Историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие Санкт-Петербурга – это огромное богатство, к которому необходимо приобщать детей старшего дошкольного возраста, формировать познавательный интерес к культурному и историческому наследию города, создавать условия для социальной активности и поддержки детской инициативы в коллективной, игровой, продуктивной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому наследию родной страны. Книжка о Победе.

В данной статье я делюсь личным педагогическим опытом по преобщению детей к истории России. Тема 70-летия победы актуальна для старших дошкольников  и позволяет развивать чувства сопричастности к...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...

Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»

Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...

Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

        В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...

Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через культурные наследия родного края»

Актуальность выбранной темы:   Дети - будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них ...