"Социальный интеллект и социальная компетентность у детей с ОВЗ"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Одним из механизмов развития социального интеллекта является социальная адаптация, которая позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями  активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из механизмов развития социального интеллекта является социальная адаптация, которая позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями  активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями.

Под воздействием разного рода негативных факторов внешней среды довольно проблематично обучение и развитие детей имевших ОВЗ. Кроме того, многие педагоги отмечают негативную тенденцию, связанную с отсутствием у детей начальных форм социализации. Все это существенно затрудняет процесс овладения базовых умений в области формирования начальных коммуникаций .В связи с тем, что базовая коммуникация является предпосылкой к созданию первых этапов социализации, формируются проблемы по разработке соответствующего пути овладения социальным интеллектом. Сегодня наблюдается повышение количества числа лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Данная тенденция сопровождается сложностью интерпретации возможностей развития и социализации данных лиц, обособленному пополнению у них коммуникационных навыков . Сегодня специалисты склонны утверждать, что социальный интеллект формируется под влиянием внешней среды, окружения, особых условий реализуемой коммуникации со сверстниками и взрослыми. Это связано с тем, что именно коммуникации и общение создают базу для понимания отдельных принципов поведения. Огромное влияние на процесс формирования социального интеллекта имеет самооценка, которая сложилась у ребёнка в этом возрасте. При условии, что самооценка у ребёнка нормальная, он будет комфортно чувствовать себя в обществе, легко налаживать контакты со сверстниками, вести правильный диалог с педагогов и родителями. Когда самооценка у ребёнка занижена, он, как правило, имеет проблемы с восприятием поведения других, трудно входит с ними в контакт, теряется в обществе. Данные дети, зачастую, помимо наличия у них ОВЗ, очень трудно формируют социальный интеллект или вовсе не могут начать соответствующий этап социализации. Важно, чтобы педагоги обращали пристальное внимание на процесс получения первоначальных умений налаживать контакт, общаться, проявлять интерес к повышению отдельных качеств, уровня мышления, памяти. Из этого следует, что социальный интеллект можно расценивать как важный фактор общей социализации, а также социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья, кроме того, наличие у детей с ОВЗ специфических особенностей, которые способны негативно влиять на развитие социального интеллекта. По мнению многих специалистов, изучающих данный вопрос, социальный интеллект и его развитие, находится в зависимости от факторов: – внимание к процессу развития органов чувств ребенка; – развитие навыков общения; – развитие лидерских качеств; – определение потребностей ребенка в области повышения самооценки. Стоит отметить, что современные методы, помогающие детям с ОВЗ в развитии навыков общения, их уровня совокупного совершенствования личности, заметно снижают проблемы в общем вовлечении их в социализации. Из всего вышеперечисленного можно отметить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья сильно отличается процесс формирования социального интеллекта, от здоровых детей. Если вовремя не начать работать с такими детьми, у них может тормозить развитие высших психических функций. Разные ученые долгое время думают над созданием необходимого прикладного инструментария для работы с целью увеличения адаптационного ресурса подростков с нарушением интеллекта, однако те средства, которые применяются на данный момент, остаются, в большей степени, традиционными, к ним относятся: – определенные разновидности досуговой деятельности; – коллективная творческая деятельность; – социально-психологические тренинги. Безусловно, то, что дети с ОВЗ обладают такими же правами, как и их сверстники, они не должны ощущать каких-либо различий или иного отношения к ним. Несмотря на старания, создать им такую же жизнь в социуме, а также обеспечить нормальную коммуникацию с другими людьми, все же необходимо отметить, что область жизнедеятельности таких подростков, как правило, имеет большое количество разных ограничений. Для решения данных проблем, многие психологи рекомендую применять именно игровую форму обучения, она считается наиболее эффективной, а кроме того, и доступного для педагогов. Такая форма обучения хорошо развивает коммуникационные навыки и лучше адаптирует детей к социуму. Для детей, именно игровая форма осуществления формирования и развития социального интеллекта наиболее интересна. В данной игровой форме детям легче находить общий язык со сверстниками, они учатся коммуникации, взаимодействию с окружающими, педагогами, родителями. Кроме того, познают окружающий мир, правила игры и процесс ее реализации. В тоже время, педагог принимает на себя роль некого судьи, который не принимает участия в процессе игры, при этом будет помогать решить возникшие проблемы. В процессе данного обучения, педагог обязан иметь высокую коммуникативную компетентность. От педагога требуется медленное и постепенное введение ребенка с ОВЗ в мир социума, так как в отличие от детей, не имеющих данные отклонения, есть свои особенности, которые напрямую связаны с какими-либо ограничениями в здоровье, а также личном психофизическим уровнем развития. Из этого следует, что игра для такого ребенка, длится короткое время, она поверхностно проходит и бедна на эмоции. В игровой форме можно аккуратно подвести ребенка, к реализации коммуникативных навыков со сверстниками, адаптировать его к той или иной реальности. Многие ученые отводят важную роль именно эмоциям и чувствам. Они помогают подросткам лучше воспринимать реальность и правильно реагировать на нее, формируют понятия и помогают правильно распознавать эмоциональное состояние человека по его различным жестам, мимике, интонации, позе и т. д., кроме того, входить в положение собеседника, с целью лучшего представления о том, что он собирается сказать или донести до него. Так, к примеру, дети, вступая в какую-либо игру или диалог, без помощи педагогов или взрослых объединяются в группы, самостоятельно определяют тему диалога, интонацию, мимику и т. д. В то время как дети с ОВЗ, зачастую самостоятельно без помощи посторонних не вступают в диалог со сверстниками. Из этого следует отметить, что привлечение подростков в различные игры и т. п., формируют у них социально важные качества, навыки и умения, такие как: – налаживание контактов с окружающими; – развитие навыков, качеств включая совершенствование органов чувств; – умение общаться; – стремление к коммуникации; – навыки сопереживания. Подобные занятия должны помогать детям, налаживать контакт с окружающим миром, в то время как педагог обязан следить, чтобы ребенок выражал свои эмоции и чувства адекватно и правильно. Педагог обязан устранить все встречающиеся препятствия на пути к развитию социального интеллекта. Многие дети испытывают дискомфорт при начале реализации общения со сверстниками. Главной миссией педагога является научить преодолевать данные препятствия, выражать свои вербальные чувства. Кроме того, немаловажно, показывать ребенку в игровой форме (театральной деятельности, и т. д.) различные ситуации, связанные с угрозой жизни или здоровья. Правильно обыграть ту или иную ситуацию, например, показать, как выйти или решить сложившееся положение, найти оптимальное решение.Как показала практика, ввод таких ребят в общество здоровых детей, учит взаимодействию и коммуникациям не только с детьми с ОВЗ, но и с детьми у которых отсутствует данный диагноз. Он учит «обычных» детей правильно общаться, взаимодействовать со сверстниками, имеющими данные особенности. Такого рода общение и взаимодействие положительно влияет на формирование соответствующих отношений в коллективе и социуме в целом. Необходимо отметить, что дети с ОВЗ с большим интересом сотрудничают с педагогами во время организации и проведения игровых форм деятельности. Но, если педагог переходит на личностную или познавательную беседу, ребенок может ощущать дискомфорт, вплоть до полного прекращения общения с взрослыми. По этой причине, педагог должен быть квалифицированным и правильно подбирать стратегию обучения и взаимодействия. С целью овладения правильными навыками в игровой форме, необходимо постоянное и грамотное управление со стороны педагога. Так как у многих детей с ОВЗ сюжетно-ролевые игры, игры в театре, заучивание ролей и т. д., без направления взрослого может совсем не формироваться. Педагог должен лишь направлять в правильное русло и подсказывать, как и где будет лучше, но не делать за него, не присутствовать в процессе самой игры, а быть лишь стороннем наблюдателем, судьей и помощником. Делая вывод, можно сказать, что именно ролевые игры помогают развивать социальный интеллект в дальнейшем, это способствует: – установлению контакта с людьми; – комфортно чувствовать себя в обществе; – взаимодействию с обществом; – развитию коммуникабельности; – правильному восприятию и отдачи эмоций; – поиску путей решения в тех или иных ситуациях. Педагоги обязаны на всех стадиях обучения, заниматься такими детьми и следить, чтобы подаваемая ими информация, не просто правильно доходила до детей, но и воспринималась ими адекватно.Важно, чтобы такие подростки не находились обособленно от других детей, для того, чтобы они могли правильно взаимодействовать со здоровыми подростками, а кроме того, здоровые дети, также должны уметь взаимодействовать со сверстниками имеющими данный диагноз. Из этого следует, что педагог должен активно включать их в культурную программу жизни образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста

Данная работа освещает проблему успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.  Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой формируется и развивается личность сегодня...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС

В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами театрализации»

Актуальность.Научные исследования подтверждают, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ &nd...