"Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации технологии "Социальные акции"
методическая разработка (старшая группа)

В разроботке описаны этапы работы проведения "Социальных акций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Социальный интеллект- это совокупность способностей, определяющих успешность социального взаимодействия. Он включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Социальный интеллект пересекается с коммуникабельностью. Технология «Социальные акции» предоставляет ребёнку условия для развития социально-коммуникативных  навыков.

Проведя обследование социального интеллекта детей по методике Н.П. Гришаевой, мы выяснили следующее. Наилучший показатель имеет способность чувствовать себя членом коллектива (7,2), способность переживать трудные ситуации (6,8), умение ориентироваться на собственную оценку своих поступков (6,7).

Вместе с тем, наименьший балл имеют показатели: умение отстаивать своё мнение (6,0) и умение публично выражать свои мысли и переживания (6,5).

Организуя деятельность детей в детском саду, мы решаем следующие задачи: развить у ребёнка способность чувствовать себя членом коллектива; дать возможность почувствовать уверенность в своих силах и отстаивать свое мнения при общении со взрослыми и сверстниками; помочь научиться решать конфликты в общении, ориентируясь на собственную оценку своих поступков.

Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на объединение усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является теми средствами и способами, которые позволяют реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» - это  современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Она проводится ежемесячно и напрямую связана с «Ситуацией месяца». Каждая акция начинается с информировании дошкольников и родителей о цели, этапах и времени проведения. На «Ежедневных рефлексивных кругах» дети обсуждают степень своего участия в данном мероприятии, его задачи, планируют свои действия и действия своих родителей в осуществлении этого проекта.  

Первая акция, которая прошла в нашей группе, называется  «Поздравим сотрудников и ветеранов с Днём дошкольного работника». Она связана с ситуацией месяца «Мой дом – детский сад».  В ходе подготовки к акции прошли различные мероприятия на тему «Детский сад – мой второй дом». Во время  беседы «Кто работает в детском саду?» дошкольники узнали, что бывших сотрудников называют ветеранами. Они много лет работали воспитателями, поварами, помощниками воспитателей и заслуживают того, чтобы их тоже поздравляли с их профессиональным праздником. После обсуждения на «Рефлексивном круге»  ребята решили попросить родителей купить подарки и вместе посетить ветеранов.

Сотрудников, которые еще трудятся в детском саду, решили поздравить открытками, сделанными своими руками. Уже после первой акции мы заметили, что у детей, которые были всегда «в тени», появилась уверенность в своих силах и им захотелось высказывать своё мнение. Значит, мы на правильном пути.

Детям так понравилось делать подарки, что возник вопрос «Кому и что ещё можно подарить в детском саду?». Опять же, после обсуждений на Рефлексивном круге, было предложение подарить книгу малышам. Но хотелось, чтобы подарок был необычный, ни как в магазине. У Ани возник вопрос: «А можно ли книгу сделать своими руками?». В конце рефлексии,  было задание рассказать родителям о предстоящей акции и обратиться к ним с просьбой помочь изготовить книги. Так возникла следующая акция «Дарю книжку-малышку малышам».

 

В современном мире, во времена компьютеризации, дети начинают утрачивать такие человеческие качества, как сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, воспитателей можно воспитать у ребёнка эти качества. В рамках проведения «Недели добрых дней» с детьми были проведены беседы на тему доброты. Цель рефлексивного круга «Доброе сердце» -  развивать в детях воображение, умение свободно высказывать своё мнение,  коммуникативные навыки. В ходе обсуждения дети отрывали лепестки от воображаемого цветика-семицветика и рассказывали, чего бы они хотели. Выслушав всех детей, спросила «Какой поступок сделала девочка в сказке, оторвав последний лепесток?». После ответов предложила детям тоже сделать «доброе дело», как девочка Женя из сказки, позаботиться о бездомных животных из приюта, собрать для них корм и наполнитель. В конце рефлексивного круга задала домашнее задание: рассказать своим родителям «О добром деле». Так возникла акция «Помоги бездомным животным». В результате, дети вместе с родителями посетили обитателей «Муррдома» с подарками.

Акции «Мы за чистый город» проходила во время ситуации месяца «Я житель Сарова». Задачи акции : развить у дошкольников активную гражданскую позицию, развивать навыки социализации через стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находя для этого различные речевые средства, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В ходе предварительной работы с детьми была проведена экскурсия по одной из аллей городского парка. Во время прогулки ребята заметили, что на их пути встретилось очень много мусора. Они очень возмутились тем, как горожане относятся к окружающему миру, загрязняют свой город.

По возвращению в детский сад было разумным организовать «Рефлексивный круг», на котором был обозначен главный вопрос «Как мы можем призвать жителей не загрязнять свой город». Так возникло предложение совместно с родителями изготовить таблички и листовки с призывом «Мы - за чистый город» и раздать их саровчанам.

Ход акции был такой. Дети собрались у входа в детский сад. Я объявила им, что сегодня мы проводим акцию «Мы за чистый город». Мы выйдем на проспект Музрукова, будем говорить встречающимся саровчанам о том, что нельзя загрязнять свой город. У каждого есть листовка, которую вы будете отдавать проходящим мимо людям.  

Придя на улицу, дошкольники стали предлагать взять у них листовки: «Возьмите нашу листовку. У нас акция. Мы хотим жить в чистом городе»- говорили они. . Реакция прохожих в большинстве случаев была положительная. Внимательно слушали детей, соглашались с их призывами,  охотно брали листовки, благодарили за то, что детям небезразлична окружающая среда.

На проведённой рефлексии дети высказали свои впечатления. Все они состояли из положительных эмоций. Дошкольники поняли, что окружающим надо напоминать, что свой город лучше содержать в чистоте.

Ежемесячное проведение «Социальной акции» показало:

Во – первых, каждая последующая акция привлекает всё большее число родителей,

Во – вторых, данная работа, действительно, способствует развитию социально-коммуникативных качеств, а именно, умение чувствовать эмоциональное состояние других людей и свободно мыслить и выражать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...

Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается  влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Методическая разработка "Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности"

Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детского сада. Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музы...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС

2 года назад, начав работать в ясельной группе, я решила выбрать тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста». Уровень развития мелкой моторики – один из показ...

Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».

На современном этапе общество нуждается в социально активной личности, доминирующей характеристикой которой является положительное отношение к труду. Дошкольный возраст один из самых важных этапов...