Методическая разработка "Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Микка Евгения Александровна

Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детского сада. Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности, используя метод проектов. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования - детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ с. Алексеевка, расположенное по адресу: 446640, Самарская область, муниципальный район Алексеевский, с. Алексеевка, ул. 50 лет Октября, д.25А.

                                                                                    «Утверждаю»

                                                                                   Директор ГБОУ СОШ

__________ Чередникова Е.А.

                                                                                  «__» ___________ 2013 г.

Воспитательно – образовательный проект

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

посредством музыкального искусства

«Мы – дети России»

Автор проекта: Микка Евгения Александровна,

музыкальный руководитель СП ГБОУ СОШ

с. Алексеевка д/с «Светлячок»

Алексеевка 2013 г.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

К. М. Симонов

В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

         Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Богатейшим полем для развития нравственно-патриотических чувств ребенка является музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Гипотеза. Воспитать патриота своей Родины можно, если формировать у дошкольников нравственно-патриотические чувства посредством музыкальной деятельности.

Результаты анкетирования родителей показали, что 48%  ставят на первое место хорошее образование, 29%  -  это приобщение к здоровому образу жизни, последнее место - 23% занимает воспитание нравственно-патриотических качеств. Т. е. приоритетом для родителей является хорошее образование их детей, а патриотическое воспитание отодвигается на второй план.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне – был создан проект «Мы – дети России».

Цель проекта:

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности, используя метод проектов. 

Задачи: 

  • Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Создать предметно-развивающую среду.
  • Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
  • Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание уважения и любви к своему народу, культуре и традициям через музыкальное искусство.
  • Знакомить детей с лучшими образцами патриотических песен

Средства патриотического воспитания

  • Целевые прогулки, экскурсии
  • Театрализованная деятельность
  • Подготовка и проведение патриотических праздников
  • Образовательная деятельность
  • Тематические занятия на патриотическую тему
  • Выставки
  • Создание проектов
  • Оформление развивающей среды

Значимость данного проекта заключается в применении интегрированного подхода в образовательных отношениях по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным и народным традициям, истории и культуре России, уважение и любовь к своему народу, а также активное участие родителей в разработке и презентации семейных проектов.

         Отличительная особенность этого проекта заключена в том, что в него включен широкий спектр мини-проектов, ориентированных на реализацию единой цели по формированию патриотических чувств детей через синтез различных видов музыкальной деятельности. А также обновлены формы партнерских отношений с родителями воспитанников (интерактивная площадка, семейные мини-проекты, создание альбомов, музыкальные гостиные). Данные формы способствуют осуществлению открытости образовательного пространства, где каждый участник самореализуется,  заботится о сохранении традиций.

Ожидаемые результаты

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта мной взята модель взаимодействия педагог - дети - родители, впоследствии которого у детей сформируются и разовьются такие качества:

  • развитие музыкально-эстетического вкуса;
  • проявление любви к Родине, народной культуре, традициям;
  • желание участвовать в музыкальном процессе;
  • умение выражать свои впечатления от музыки в движении или рисунке;
  • проявление заботы, доброты, взаимопомощи по отношению к ближним; формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде; способность принимать точку зрения товарища;

В процессе осуществления проекта родители - непосредственные участники и источники информации приобретут такие качества:

  • повышение интереса и внимания к музыкальной деятельности ребенка;
  • сближение с детьми и педагогами, интерес к событиям, происходящим в детском саду;
  • изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.

У педагогов подразумеваются развитие таких качеств:

  • совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
  • определение влияния музыкальных произведений, которые послужат средством воспитания эмоциональной отзывчивости;
  • желание после проведённого проекта продолжить работу в этом направление,
  • заинтересованность других воспитателей проектным методом.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Вот моя деревня»,

«Самара – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Москва!»

Оформление альбомов «Достопримечательности моего села»,  «Хлеб – всему голова!», «Птицы Самарского края», «Моя родословная»

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о селе, районе»

Выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями)

Экскурсии по Алексеевскому району

Фотоэкскурсии по Самарской области

Разучивание стихов песен патриотической направленности.

Оформление музыкального уголка в русских традициях

Оформление стенда «К 70-летию Алексеевского района»

Изготовление макета памятника Неизвестному солдату.

Изготовление мини – музея «Русский дом»

В данный проект вошли 6 мини-пректов:

1. «Моя семья»

2. «Детский сад и я»

3. «Моя малая Родина. Герои-земляки»

4. «Музеи» 

5. «Культура и народные традиции»

6. «День Победы»

III. Презентационно - завершающий

Открытое занятие “Мы – дети России ”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках СП ГБОУ СОШ с. Алексеевка д/с «Светлячок» в 2013-2014 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием нашего края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Результативность

В результате проведённой работы у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:

  • Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.
  • Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
  • Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
  • Бережное отношение к природе родных мест.
  • Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
  • Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
  • Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
  • Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
  • Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
  • Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!





Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области – детский сад «Светлячок»


Методическая разработка

«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

                 

Автор: Микка Е.А.,

музыкальный руководитель,

высшая квалификационная категория

с. Алексеевка, 2018 г.

Введение

«Без музыкального воспитания

невозможно полноценное

умственное развитие человека»

В.А. Сухомлинский

Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств и воспитания гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. В то же время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Следовательно, развитие социального интеллекта должно быть одним из основных направлений в работе педагогов детских садов.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

Общение и взаимодействие не будут эффективными, если их участники не смогут понимать эмоциональное состояние друг друга и управлять собственными эмоциями. Это, в свою очередь, ведет к снижению способности у детей воспринимать социальные ситуации и правильно их прогнозировать. Все это говорит о необходимости развития эмоциональной сферы, являющейся основой формирования системы интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей, а также необходимости повышения знаний ребенка относительно тех или иных социальных событий, в которых он принимает участие.

Введение в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, гладкость в отношениях с людьми.

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Таким людям, как правило, свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

В настоящее время понятие «социальный интеллект» и проблема его развития все больше привлекает внимание исследователей и практиков. Именно с социальным интеллектом связывают успешность в профессиональной деятельности (прежде всего, в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми), социальный интеллект считают одним из компонентов творчества.

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию.

Музыка при помощи своих выразительных средств способна моделировать основные эмоциональные состояния-переживания, а следовательно, может быть использована в качестве инструмента для развития социального интеллекта.

Музыкальные этюды помогают в развитии правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что, в свою очередь, способствует социальной компетенции ребенка.

Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, то есть социализируют ребенка.

Цель разработки: развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Изучить особенности социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

3. Подобрать методы и приемы музыкальных видов деятельности для развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы исследования развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности определяется недостаточной изученностью этой проблемы и несомненной ее теоретической и практической значимостью.

                                              Основная часть

В век информации всё большее значение приобретает такое свойство личности как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация – это процесс, во время которого ребёнок осваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.

Социальный интеллект важен для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить  рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Важнейшая функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности.

Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность. Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект – субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Научно доказано, что высокий уровень социального интеллекта характеризуется уверенностью в себе, гибкостью в поведении, креативностью, прекрасными показателями морального сознания. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в человеке присутствуют замкнутость, агрессивность.

Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:

-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;

-Откликается на просьбы других детей

-С удовольствием занимается вместе со взрослым;

-Успешно действует под руководством взрослого;

-Принимает помощь взрослого;

-Часто взаимодействует со сверстниками;

-Моделирует различные отношения в сюжетно - ролевых играх;

-Проявляет лидерские способности;

-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;

-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;

-Действует самостоятельно;

-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;

-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребёнка является творчество. Интеллектуальное развитие ребёнка во многом зависит от его творческих способностей, а если эти способности с раннего детства направлены в нужное русло, и ребёнок правильно воспитан, можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что дальнейшее школьное обучение, будет успешным и вызовет у ребёнка только положительные эмоции.

В своё время Иммануил Кант высказал удивительно меткую мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Познавательные функции искусства дают возможность расширять умственный кругозор, развивать художественный вкус, стимулировать творческую активность ребёнка.

В своей деятельности я успешно развиваю социальный интеллект детей средствами вокального искусства в процессе непосредственно образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях, а также при подготовке к различным конкурсам детского творчества.

Ещё древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Вокальное искусство является сегодня одним из популярных видов творческой деятельности, особо любимой современными детьми. С раннего возраста ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребёнка с первых дней жизни, для него открываются тайны и красоты родного языка. Важно не пренебрегать такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Когда дети поют, они не просто разрабатывают свой слух, они увеличивают словарный запас, учатся с лёгкостью чётко выговаривать слова, рассказывать длинные истории безо всяких усилий и, как не удивительно, уверенно считать. Пение стимулирует сложную деятельность мозга, связывая стихи с мелодиями, мелодии с движениями и действиями. При помощи пения можно помочь детям познать самих себя и окружающий мир: исполняя песни, они несознательно изучают алфавит, цифры, фигуры, части тела, животных и многое другое. Пребывая в мире песен, дети учатся выражать свои чувства, напрягать своё воображение, и, в конечном итоге, у них появляется чувство собственного достоинства и уверенности, которое необходимо для успеха в дальнейшей жизни.

В процессе восприятия и воспроизведения музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Актуальность и значимость развития вокальных способностей обусловлена и тем, что они имеют ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. Посредством вокальной деятельности, дети приобщаются и к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями, с различными моментами нашей истории (взять песни о войне и героях войны, песни о спорте, песни о городах, об исторических личностях). Это ли не развитие интеллекта?

Исполнение и восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов произведения. Обсуждая прозвучавшее вокальное произведение с педагогом, ребёнок делает первые сравнения и обобщения: определяет общий характер песни, её структуру, ладовые и мелодические особенности. Вокальная работа учит сосредотачиваться, развивает речь, устраняет некоторые её дефекты, помогает ближе узнать родной язык и его разнообразие. Со значением многих слов дети знакомятся именно в процессе изучения какой-либо песни. Кроме того, многие врачи утверждают, что когда поют, дети укрепляют иммунную систему, здоровье, эмоциональный тонус, что помогает интеллектуальное развитие продвигать в правильную сторону.

В процессе пения дети имеют возможность импровизировать, фантазировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально - ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют танцевальные движения, напевая и двигаясь под музыку. Дыхательный комплекс вокалиста требует серьёзной работы мозга и представляет собой один из процессов самопознания. Я уже не говорю о том, что каждый ребёнок, занимающийся вокалом, постепенно осваивает свою анатомию (сначала пусть в образах, но позже в реальном виде).

Особое место на музыкальных занятиях отвожу артикуляции, ведь хороший вокалист должен уметь донести содержание исполняемой песни до каждого слушателя. Артикуляция — это действительно соединение интеллектуального и физического, она соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Давно известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Поэтому артикуляция — в первую очередь, интеллектуально-эмоциональный процесс, и только во вторую — физический. Вот почему стоит учить детей хотя бы элементарной культуре пения. Пение необходимо для интеллектуального, социального и эмоционального развития ребёнка.

Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.

Что же важно для развития социального интеллекта ребёнка средствами вокального искусства?

Подобрать интересный для ребёнка репертуар, который несёт определённую смысловую нагрузку - интеллектуальную задачу. Поощрять активность ребёнка. Например, поощряйте его стремление что-либо разбирать, анализировать, сочинять, придумывать. В процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребёнок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность. Использовать различные игровые моменты в организации вокальных занятий (соревнования, эстафеты, вокальные диалоги, вокально-речевые тренинги), чтобы сохранять на занятиях живые мыслительные процессы.

Одним из важных аспектов развития социального интеллекта ребёнка старшего дошкольного возрста является сотворчество – педагог и ученик: вместе можно придумать четверостишие, распевание, какое-либо движение под музыку, найти нужную скороговорку для развития дикции. Ещё одно важное условие успешного развития интеллектуальных способностей ребёнка: он должен получать удовольствие, радость от самого процесса познания. В процессе вокальных занятий именно это и происходит: детям интересно, они раскованы и непосредственны, что активизирует мышление, формирует целенаправленную деятельность и устойчивость внимания.

Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом даёт возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребёнка положительной жизненной энергией. Таким образом, вокальное искусство влияет на создание необходимых условий для правильного формирования социального интеллекта ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Слушание музыки (восприятие музыки) - это тот вид детской музыкальной деятельности, который предвосхищает все остальные и выступает самостоятельным видом детской музыкальной деятельности.

Эффективность восприятия музыки во многом зависит от особенностей развития высших психических функций воспитанников (ВПФ). Все, что дошкольнику не удается потрогать, «прожить» в двигательном плане, часто остается неосознанным, не вошедшим в чувственный опыт ребенка. Музыка и есть то, что не имеет материальной формы. Чтобы музыкальное произведение было воспринято ребенком, необходимо не только развивать специфические музыкальные способности и навыки элементарного анализа музыки, но стимулировать познавательный интерес детей к музыкальному искусству, учитывая специфику развития ВПФ. Так в младшем дошкольном возрасте музыкальные произведения, предназначенные только для слушания, рекомендуется обыгрывать. При звучании «Колыбельной» дети укачивают куклу, стучат пальчиком по ладошке при слушании песни «Дождик». Процесс восприятия музыки предполагает:

- слушательскую активность детей,

- эмоциональный отклик на звучащую музыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – навык постепенно формируемый у воспитанников и предполагает не только определенный слушательский опыт, но и умение анализировать, понимать эмоции человека, т.е. наличие развитого в соответствии с возрастом социального интеллекта.

Эффективность педагогической деятельности в данном направлении, значительно повышается благодаря использованию игровых педагогических технологий как совокупности педагогических методов и приемов, направленных на достижение педагогической цели посредством игры.

В своей работе часто использую музыкально-дидактические игры, что способствует развитию памяти, внимания, прочих высших психических функций, а также непосредственно музыкальных способностей. Музыкально-дидактические игры направлены на развитие таких способностей как тембровый, ладовый слух, чувство ритма, учат детей узнавать различать части музыкального произведения, реагировать на повторения в музыке.

Особое внимание уделяю развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как эмоциональное переживание музыки как эстетического явления представляет собой основу для развития эстетических чувств. Для развития эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо уделять внимание развитию эмоционального интеллекта воспитанников, что предполагает проведение следующей предварительной работы:

1. Познакомить детей с графическим изображением эмоций–пиктограммами (радость, восторг, грусть, злость, ярость, удивление, удовольствие).

2. Научить детей изображать детей эти эмоции.

3. Узнавать эмоции, изображаемые друг другом.

4. Познакомить детей с изобразительными и выразительными свойствами музыки, с помощью каких средств музыкальной выразительности в музыке передается та или иная эмоция. Однако, данной работы по активизации восприятия музыки не достаточно при сравнении в старшем дошкольном возрасте музыкальных произведений со схожими названиями, но различающиеся по эмоционально - образному содержанию.

Чтобы анализировать содержание музыкального произведения ребенку необходимо держать в памяти эмоции, которые вызвало у него звучащая музыка, быть способным их осознать и охарактеризовать. Это достаточно сложно навык, который долго формируется и часто бывает недостаточно развит у воспитанников даже подготовительной группы ДОО.

Для развития социального интеллекта посредством развития навыков активного слушания музыки (а, следовательно, и развития эстетических представлений, музыкальных способностей) наиболее эффективно использовать игровые технологии. Например, дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Королева Музыка». Предварительный этап: необходимо из большой пластиковой ложки и салфетки изготовить королеву Музыки. (Черпало – это голова, выпуклая часть которого лицо, держало – туловище и ноги. Салфетка - платье – собирается гармошкою по одному краю и приматывается к «шее». При желании можно сделать руки, волосы и корону). Лицо необходимо сделать из пластилина: нос, рот, глаза и обязательно брови. Я предлагаю детям прослушать музыкальное произведение и, путем изменения выражения лица королевы Музыки, изобразить ту эмоцию, какую они услышали в музыке. Данная игра предполагает у детей достаточный уровень развития мелкой моторики. Уместно ее использовать в работе с детьми с разной психической организацией: робкими детьми, имеющими проблемы. Данная группа детей представляет результат и высказывается о эмоциональном содержании по желанию. При работе с неусидчивыми детьми эта игра также способствует концентрации ребенка на личных переживаниях, помогает сосредоточиться и прослушать музыкальный фрагмент до конца.

Дидактическая игра для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Волшебная шляпа». В волшебной шляпе есть несколько игрушек: неваляшка, волчок, солнышко, колокольчик. Я представляю детям эти игрушки и договариваюсь с детьми какая игрушка будет означать ту ли иную характеристику музыки. Например: волчок- быстрая музыка, клоун – веселая, колокольчик – звонкая, солнышко – солнечная или яркая и т.п. Далее предлагаю детям прослушать музыкальное произведение и решить какие предметы – характеристики наиболее соответствуют данной музыке. В зависимости от возраста детей и запоминания характеристик количество игрушек увеличивается. Таким образом, ребята накапливают багаж образов-характеристик оперируя которыми они могут развернуто высказываться о характере звучащей музыки. Игра требует регулярного повторения и сохранения выбранных характеристик. Следует соблюдения нескольких правил: если изначально решили, что какой либо предмет будет означать конкретную характеристику, то после ее менять не рекомендуется. Самое главное о чем стоит помнить педагогу, что неправильно охарактеризовать музыку практически невозможно, т.к. эмоциональное переживание у каждого сугубо индивидуально. Необходимо избегать категоричности при оценке высказываний детей о характере и настроении музыки. Целесообразно предложить скорректировать ответ, если выбранная характеристика, действительно мало подходит звучащей музыке.  

Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей. Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка - фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия - метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.

Еще один способ развития социального интеллекта заключается в стимулировании фантазии, воображения. А игра является мощным и по сути главным средством развития эмоционального мира ребенка. Игра - творческая деятельность, в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. Результатом художественно-игровой деятельности являются:

  • игровое изображение - продуктивная деятельность с использованием игровых приемов;
  • изобразительная игра - это сфера применения детского творческого продукта (театрализованные игры, задания, направленные на сочинение собственных сказок и историй)

Сказка - органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта. «Проживание» ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его психоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу. Не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.

Развивая социальный интеллект у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности, также использую:

  • сказки, потешки, загадки;
  • игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, психомышечные тренировки, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
  • беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
  • театрализацию (обыгрывание сценок - разрешение проблемных ситуаций);
  • музицирование;
  • художественнее творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания. Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.

Таким образом, практика показывает, что музыкальное развитие является одним из самых эффективных способов на первых этапах формирования социального интеллекта, а музыкальное искусство - основой, с которой начинается гармонизация личности.

Литература

1. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 1984. Т. 4.

2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». - Киев, 1969. - с. 83.

3. Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ - Петербург, 2012.

4. Ресурс Интернет: Новикова Л.М. «Эмоциональный интеллект и его развитие». http://festival.1september.ru/articles/211278/

5. Ресурс Интернет: Лекции по педагогике. http://www.mylect.ru/pedagog/common-pedagogik/506-lect-pedagog3.html?start=18

6. Ресурс Интернет: Филатова Е.А. «Программа по развитию творческих способностей». http://festival.1september.ru/articles/314470/

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) под редакцией А.М. Виноградовой - М., 1980.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является подготовка их к социальной адаптации в обществе, чтобы достичь этой социализации дети должны уметь поним...

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Статья о необходимости создания условий для успешной социальтной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников....

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Педагогический проект «В гостях у Горенки» по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Педагогический проект рассчитан на 12 месяцев, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Спроектированный педагогический проект основан на систем...