«Организация игровой деятельности детей раннего возраста»
статья

Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – художественного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация игровой деятельности детей раннего возраста»

Во многих из игр содержание обучение как бы выливается в игровой сюжет, интересный и близкий по их жизненному опыту. Предполагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, не заметно для себя, усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробышки и автомобиль» они учатся бегать, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «научим куклу раздеваться» помогает запомнить им последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия одежды.

Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делится игрушками. В итоге игры воспитывается выдержка. Игра – это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или играх с правилами. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности, причем формируется, иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности. В игре форсируются все стороны психики ребенка, он играет, потому что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

Сущность понятия «игровая деятельность».

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. А.С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Понимание игры как деятельности, определяемой социальными условиями, лежит в основе многих исследований зарубежных ученых: И. Лаунер, Н. Христензен, Е. Петровой и др.

Советская педагогика решает вопрос о сущности игры следующим образом: игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудового процесса. Игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий. Игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (О.С.Газман).

Рассмотрим, что такое деятельность вообще и игровая деятельность в частности. У Фридмана Л. М. и Кулагиной И. Ю. находим: «под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры». Петровский А.В. же говорит, что деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

 Цель деятельности – ее направленность на определенный результат, определенные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе деятельности. Все авторы выделяют три основные вида деятельности: игровую, учебную и трудовую.

«Игровая деятельность – простейшая форма деятельности – своеобразное отражение жизни, средство познания окружающего мира». В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, отношения людей. Таким образом, игра не дает общественно значимого продукта. Игровая деятельность всегда мотивированна интересом. Она связана со свободной организацией – ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени, как хочет, сколько хочет и когда хочет. Исследования показывают, что у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Она связана «с функциональным удовольствием. Ее побудителем является потребность в активности, а источником – подражание и опыт». Таким образом, целью игровой деятельности является само действие, направленное на определенный результат, определенные знания, умения и навыки. Действия ребенка в игре управляются представлениями о функции той роли, которую он берет на себя.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

Уже в раннем возрасте у детей происходит значительные изменения в интеллектуальном развитии: начинается переход от действий, носящих практический, наглядный характер, к действиям осмысленным.

Именно игра с сюжетными игрушками даже на начальных этапах развития создает благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы.

Основным, доминирующим способом решения игровых задач для детей раннего возраста является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации.

В раннем возрасте продолжаются и развиваются игры, в которых дети знакомятся с окружающими предметами. Наблюдения показывают, что дети этого возраста любят открывать и закрывать двери, ящики, коробки, вынимать от туда вещи и складывать их.

Дети не только повторяют игровые действия взрослых, но и начинают самостоятельно воспроизводить их в игре. Большой интерес вызывают все движущееся – автомобили, самолеты и т.д. Иногда ребенок не только увлекается самим движением, но и создает новый игровой образ. Появляются некоторые попытки конструирования: игры с игрушками – вкладышами, пирамидками.

Склонность к разрушению и разбрасыванию предметов и игрушек остается у многих детей в течении дошкольного возраста. Но разрушение сочетается с созиданием (если взрослые учат строить, собирать и т.д.).

Примерно в конце второго года жизни появляются игры с воображаемыми предметами. Нередко дети пытаются подражать труду взрослых.

В отношениях к игрушкам у детей раннего возраста проявляются значительные индивидуальные различия. Однако при всем разнообразии вкусов можно отметить и нечто общее: всех детей привлекают такие игрушки и предметы, с которыми можно действовать в соответствии со своими желаниями.

На втором году жизни ребенок ищет себе товарищей для игры. Он приносит старшим свои игрушки, предлагая, таким образом, играть с ним, а научившись говорить просит об этом.

В первые годы лучшим его компаньоном является взрослый. Он забавляет малыша, дает пример для подражания.

В играх детей третьего года жизни появляются те черты, которые получают развитие впоследствии: подражание взрослым, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим.

На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу года – несложный сюжет. В этот момент происходит переход к настоящей сюжетной игре.

Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного.

Дети этого возраста начинают отображать в игре свои впечатления и переживания. Очень важно с самого начала развивать активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой.

Игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания. Для малышей особенно важно доброжелательно отношение  к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Несмотря на то, что игры в этом возрасте не устойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а, следовательно, и игровых образов, которые могут возникать в силу подражания

Более устойчивы и целенаправленны игры с песком и со строительным материалом.

У детей раннего возраста много совместных игр, которые существенно отличаются от игр старших дошкольников. Малыши не умеют согласовывать действия, замыслы, но в этом нет и необходимости – содержание игр слишком просто и однообразно.

Теоретические основы организации игровой деятельности детей раннего возраста.

Прежде чем организовывать игровую деятельность, педагог организует в повседневной жизни и во время занятий рассматривание предметов обихода, знакомит с их назначением. Организуются наблюдения за действиями людей, пользующихся разными предметами. Педагог привлекает самих детей к посильным практическим действиям, подчеркивая их необходимость и результативность. Он знакомит ребят с предметами близкого окружения.

Реальный опыт детей пополняется на различных занятиях, где уточняются, расширяются знания о животных, людях, явлениях, предметах, действиях.

В быту ребята усваивают практическое назначение посуды, одежды, мебели. Учатся устанавливать парные связи.

Если дети увлеченно наблюдют за окружающим, они хорошо ориентируются в предметном мире, у них появляется желание активно включаться в совместные со взрослым действия. Однако в силу их возраста и опыта им не разрешают включать магнитофон, подходить к плите, кормить лошадь и т.д. Зато это можно делать «понарошку» в игре. Игровым умениям малыши учатся в совместных играх со старшими ребятами или со взрослыми.

При организации игр важно заинтересовать детей самим содержанием игровых задач, которое определяется с учетом личного опыта каждого малыша.

Перед началом игры воспитатель вместе с малышом рассматривает игрушки, старается вызвать к ним эмоционально – положительное отношение. Затем, ласково, участливо обращаясь к кукле или игрушечному животному, ставит игровую цель. Важно чтобы взрослый показывал и называл, что именно он делает, и предлагает ребенку действовать самому, а в случае необходимости осуществлял бы игровые действия вместе с ним.

Так, постепенно расширяя возможности достижения целей в наглядно – действенном плане, воспитатель приобщает ребят к планированию игровых действий.

Следующий этап – демонстрация новых, более обобщенных способов решения игровых задач с помощью игрушек – заместителей. В дальнейшем можно показать детям способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов. И наконец, следует показать игровые действия с воображаемыми предметами.

Таким образом, обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения с ребенком при ведущей роли взрослого. Эти игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей лишь в случае, если содержат элемент новизны, сюрпризности и занимательности.

Данные игры и ознакомление с окружающим создают почву для возникновения самостоятельной игры. Ее развитие стимулируется игровым оборудованием группового помещения и участка детского сада.

Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки вводятся по степени усложнения. В процессе игры надо ставить малыша в такие условия, чтобы он использовал различные по образному содержанию игрушки. Для детей второго года жизни необходимо подготовить разные тематические комплекты, далее количество комплектов для игры увеличивается.

Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях.

В проблемной ситуации игровая задача заранее продумывается взрослым. Активизируется прежний опыт и знания ребенка наводящими вопросами, советами, педагог старается вызвать у него интерес к достижению цели, желание подумать, как ее реализовать в новых условиях.

После того как ребенок усвоит способ решения игровой задачи в подготовленной взрослым ситуации, следует побуждать его самостоятельно готовить условия для игры.

Формулировка игровой задачи усложняется постепенно. Детям третьего года жизни игровая задача сообщается без опоры на подсказывающую сюжетную ситуацию, иногда с указанием ролевых отношений.

Периодически необходимо предоставлять ребенку возможность играть самостоятельно в привычной или измененной ситуации либо вне ее, побуждать самого намечать цель и достигать ее, обозначать словом игровой материал и свои действия, а затем планировать их заранее.

Постепенно у ребят развивается инициатива в постановке игровых задач, появляются первые самостоятельные замыслы, которые они уже объясняют словом.

Оберегая и развивая индивидуальные игры, воспитатель стремиться также, привлекать внимание детей к поведению сверстников, приобщать к совместным игровым действиям с ними. Объединить малышей могут крупные игрушки. Предлагая задание, педагог обращается и к одному ребенку, и к небольшой группе детей, помогает определить роль, назвать ее и выполнить. Поощряет малышей за хорошую игру, за доброжелательное отношение к товарищам.

Методы и приемы организации игровой деятельности детей раннего возраста.

При организации  игровой деятельности перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Руководство игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты:

- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Приемы прямого руководства. 

- эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре,

- показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого,

- совместные с воспитателем игровые действия,

- включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач),

- демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов,

- применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком,

- подсказывающие вопросы.

Приемы косвенного руководства.

- подбор игрушек с определенными свойствами

- рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

- наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

- разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

- подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

- рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

- создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

- изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

- постановка педагогом проблемной ситуации

В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования га неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества.

Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично «играючи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО"

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО.В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства:-младенческого возраста,-ранне...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное ...

Организация игровой деятельности детей раннего возраста

Презентация: организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...