Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства»
опыты и эксперименты (старшая группа)

 

Данный мастер- класс предназначен для воспитателей и родителей, которым интересна опытно – экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_magnit.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для онлайн- конференции по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства»

Добрый день, уважаемые коллеги!

слайд №1

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства»

(слайд №2.)

Цель мастер – класса: создание условий для  изучения физических свойств магнита, определение областей применения в повседневной жизни, через игру с элементами эксперимента.

(слайд №3.)

Задачи:

  •  Повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
  •  Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  •  Для  развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

(слайд №3)

Современный ребёнок старшего дошкольного возраста стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать.  А игры-эксперименты  дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир.

Целью нашего исследования станет: изучение физических свойств магнита, определение областей применения в повседневной жизни, через игру с элементами эксперимента.

Что такое магнит? Всё ли притягивает магнит? Можно ли намагничивать предмет?

На эти  и другие вопросы можно найти ответ  играя, экспериментируя  и путешествуя.

Организационный момент:

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать
(
слайд №4)

На столе коробка с «волшебной» рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, скрепки.
В: Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
В: Что это? (показ предметов)
Д:( ответы детей)

В:Посмотрите. ( подносит руку в варежке к подносу со скрепками). Вот так чудо чудное. Варежки «поймала» все скрепки.
В: Почему рукавица волшебная? Как вы думаете? (ответы детей). Может быть, кто-нибудь из вас сможет разгадать секрет?
В: Это, ребята, обычный магнит
Много секретов в себе он хранит.
А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук. Не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром.
Побыстрее входим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили,
Хорошенько их закрыли.
Начинаем отсчёт от 1 до 10.

(Воспитатель переодевается в халат, очки .)
В: Открыли глаза. Добрый день, вы прибыли в школу волшебных наук. Я – профессор Знайкина, а это наша научная лаборатория.

Ход опытов:

В: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
- Какой он на ощупь?
Д: Холодный, твердый, тяжелый.

( слайд №5)
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
В: У вас на столе лежат разные предметы и нам надо выяснить, все ли предметы магнит притягивает.
В: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем!

(Дети берут по одному предмету и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В: А какие предметы магнит не притянул?
Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, камень.
( слайд № 6)

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

( слайд № 7)

Задачка на сообразительность.

У нас на столах короб с манной крупой, а в ней спрятаны скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

( слайд № 8)

Опыт 2. Магниты действуют на расстоянии.

Рисую на бумаге линию и положу на нее скрепку. Теперь потихоньку буду пододвигать к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отмечу это расстояние.

Проведу этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.

( слайд № 9)

ВыводВокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

( слайд № 10)
Опыт №3. «Не замочи руки»
В: Действует ли магнит через другие материалы ?
В: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Д: Версии детей.
В: Надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют) 
В: Расскажите, что получилось?
Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
В: Что же двигало скрепку?
Д: Магнитная сила.
В: Какой можно сделать вывод?
( слайд № 11)

Вывод: Магнитная сила может действовать  через стекло и воду.
Физминутка (с мячом).
Игра «Притягивает – не притягивает»
В:Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы ловите, и говорите «Притягивает», если магнит его притягивает и «Не притягивает», если магнит не притягивает.

( слайд № 12)

Опыт №4. Магнитные свойства можно передать обычному железу.

Подвесим к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом!

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.

( слайд № 13)

ВыводМагнитное поле можно создать искусственно.

В: Молодцы!
В: Побыстрее входим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили,
Хорошенько их закрыли.
Начинаем отсчёт от 10до 1.

В: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук? Что интересного вы узнали? Давайте проверим ваши знания с помощью игры «Верно-неверно»

Круги синие-да, красные-нет.

1.Магнит притягивает металлические предметы.

2.Сила магнита не действует через преграду.

3.Вода и стекло не мешают действию магнита.

4.Магнит может притягивать деревянные предметы.

5. Магнитное поле нельзя создать искусственно.

( слайд №14)

В: За ваши старания вас ждет сюрприз от профессора Знайкиной – магнитный театр. (К основаниям фигурок приклеены металлические пластины. Ставим героя на стол и перемещаем их с помощью магнита, которым управляем под столом.)

( слайд №15)

Вывод мастер-класса: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

( слайд №16)

Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Магнит и его свойства"

Конспект познавательно-исследоватеьской деятельности для подготовительной группы для формирования понятия "магнетизм"...

Мастер- класс «Домашняя лаборатория». (познавательно-исследовательская деятельность)

Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами, которые можно повторить в домашних условиях вместе с детьми....

Мастер-класс для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дома"

В материале представлены опыты, которые можно провести с детьми дома....

Мастер класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Магнит, и его свойства».

Цель: расширять и систематизировать знания о важности опытно-экспериментальной деятельности, познавательном развитии детей дошкольного возраста.Задачи: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в м...

Мастер-класс для педагогов по экспериментальной деятельности «Воздух и его свойства»

Цель мастер-класса: продемонстрировать  воспитателям некоторые виды экспериментирования с воздухом.Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дош...

Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"

Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"...